ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Мы можем без сомнений утверждать то, что вопросы, которые касаются государственной власти, государства всегда вызывают глубокий общественный интерес. Они являются наиболее актуальными и в настоящее время: затрагивают отношения парламентских и президентских структур, сложности федерализма, налоговую политику, высокий уровень преступности, острую проблему, связанную с выплатой зарплаты и пенсий, и многие другие проблемы.

Содержание

Введение. 4
Глава 1. Форма государственного устройства 6
§1. Форма государственного устройства: понятие и основные виды 6
§2. Особенности российского федерализма на современном этапе 8
Глава 2. Форма правления 9
§1. Понятие формы правления 9
§2. Особенности российской республики 10
Глава 3. Политический режим 11
§1. Понятие политического режима 11
§2. Особенности российской демократии 11
Заключение. 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Пиксаева Анна готовый вариант.docx

— 84.57 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация в этом несколько отличается от большинства других федераций. Сущность современной российской федеративной государственности состоит в том, что она основывается на конституционно-договорном, добровольном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Базовым документом, заложившим принцип разграничения предметов ведения и полномочий, является федеративный договор.

На основе федеративного договора и Конституции Российской Федерации добровольно разграничили предметы ведения и полномочия все (кроме Чеченской республики) составные части бывшей РСФСР, т.е. исторически сложившегося государства.

На характере современной  российской федеративной государственности отразилась её многовековая история. Многовековая история России, ее полиэтничность, экономико-географические различия и прочие не могли не отразиться на характере современной российской федеративной государственности. Поли этничность России, экономико-географические различия  и другие особенности нашли отражение в Конституции Российской Федерации, которая закрепила определенный статус каждого субъекта федерации, что говорит об их разнотипности.

В ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации говорится  о равноправии всех субъектов российской федерации.13

А в ч. 1 ст. 65 КРФ указано следующее: «В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации…»,14 а затем в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Исходя из этого, можно считать, что субъекты Российской Федерации подразделяются на несколько типов. Доказательством тезиса о делении субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики – Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.15

Следовательно, в Конституции Российской Федерации можно найти закрепление своеобразного подразделения субъектов федерации, в зависимости от того, к какому типу они относятся:

  1. Национально-государственный (к ним относятся республики);
  2. Административно-территориальный (края, области, города);
  3. Национально-территориальный (автономная область, автономные округа).

Хотя такое деление не зафиксировано в чистом виде, но о нем можно говорить исходя из содержания и построения статьи 65-66 Конституции Российской Федерации. В частности, в ч. 5 ст. 66 говориться о том, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом».

В реальности же эти противоречия в области отношений одних субъектов федерации с другими, а так же с центром являются более очевидными. Так, республики занимают более прочное место, чем другие типы субъектов федерации, в системе федеративных отношений.

Существующие формальные различия субъектов федерации, отражающиеся в их типах, обуславливают их статусную разность, и приводит к неравноправию в системе экономических отношений. 16

В современной форме государственного устройства РФ можно заметить существенные изменения в форме управления территорией, но пока не в самом территориальном устройстве федерации. Борьба за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное конституционное описание российского федеративного устройства, дополненное особенностями договорного статуса отдельных субъектов федерации.

Практика политического развития Российского государства такова, что рассматривают политические системы национальных республик субъектов Российской Федерации как политические системы с индивидуальными особенностями. Нынешние республики в составе Российской Федерации – это республики, государства с большим политическим потенциалом, что закреплено в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главным критерием, позволяющим существовать фактически и выделять теоретически республиканские политические системы, является национально-территориальный принцип, который заложен в основу политико-территориального устройства Российской Федерации. 17

 

Глава 2. Форма правления

§1. Понятие формы правления

 

Форма правления представляет собой одну из самых важных составляющих формы государства. Понятие «форма государства» начало зарождаться еще в период античности. Аристотель, основываясь на том, кем осуществляется верховная власть в государстве - единолично, ограниченным числом лиц или всем народом, подразделял формы правления на: монархию, аристократию, демократию.18 По сути, и до сегодняшнего дня сохранился один из этих критериев: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом. На основании этого, в настоящий момент выделяются монархическая и республиканская формы правления.19

Форма правления отражает «способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании».20 Можно сказать, что она показывает, как образуются высшие органы власти, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. На основании этого, существует понятие: форма государства – это элемент формы государства, который характеризует способ организации верховной власти государства.

На современном этапе  выделяют две формы государственного правления:

  • Монархия;
  • Республика.

В свою очередь данные формы  государственного управления подразделяются на следующие виды:

  • Конституционная (дуалистическая, парламентская);
  • Абсолютная монархия;
  • Президентская республика;
  • Парламентская республика;
  • Смешанная/полупрезидентская республика.

Рассмотрим каждую из этих форм более подробно.

Монархия представляет собой  форму государственного правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Абсолютная монархия –  это такая монархия, при которой  монарх является единоличным правителем в стране, в руках которого сосредоточена вся полнота государственной власти. Примерами стран с данной формой правления являются Саудовская Аравия, Оман.

Конституционная монархия представляет собой монархию, при которой власть верховного правителя (монарх) является ограниченной специальным актом (Конституция), при ней существует еще один высший орган власти, который формируется посредством выборов представителей народа (парламент).

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии, строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика представляет собой форму государственного правления, при которой высшие органы государственной  власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Президентская республика —  государство, в котором наряду с  парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Парламентская республика —  государство, в котором верховная  роль в организации государственной  жизни принадлежит парламенту. Парламент  формирует правительство и вправе в любой момент отправить его  в отставку. Президент в таком  государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

Смешанная республика —  в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

§2. Особенности российской республики

 

Форма переходного государства  является смешанной, сочетающей в себе элементы различных форм правления. В частности, Чиркин В.Е. упоминает о существовании так называемых «гибридных» форм, которые объединяют  противоречивые признаки внутри одного и того же типа. 21

“Гибридный” характер новой  формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.22

В современных демократических  государствах обоснованию государственной власти служит такой принцип конституционализма, как суверенитет народа и связь государственной власти с народом. Возникший в ходе демократических революций XVII - XIX вв., он был направлен против феодального абсолютизма и приходил на смену монархическому принципу. Закрепляемый в конституциях современных демократических государств, принцип конституционализма, согласно которому вся власть принадлежит народу, не означает, однако, полной неограниченности власти народа. В противоположность теории неограниченного или неконтролируемого суверенитета, которая предлагалась, например, Ж. Ж. Руссо23  и в соответствии с которой политическая власть народа должна быть практически неконтролируемой, конституционализм основывается на ограниченном характере народовластия.

Развивая теорию конституционного государства, одним из первых в русской  правовой мысли на это указывал Б.А. Кистяковский.24 Опасность формального характера неограниченного народного суверенитета видел русский мыслитель Н.А. Бердяев,25 который писал: “Остается неизвестным, чего захочет суверенный народ, когда все будет предоставлено его воле, какой строй жизни пожелает создать он”

С другой стороны, деспотический  для прав личности характер может иметь государство, построенное на принципе народовластия, если такое государство конституционно не ограничено. Об этом свидетельствует опыт диктатуры якобинцев в эпоху Великой французской революции или диктатуры пролетариата после Октябрьской революции. Суверенитет народа должен быть ограничен правами личности. Этот демократический принцип требует толерантности к правам меньшинства. Понимая под народом в юридическом смысле совокупность всех граждан, следует учитывать, что интересы и потребности социальных слоев различны. Поэтому политическое представительство должно отражать многообразие общественных интересов, препятствовать росту неравенства и концентрации власти в руках одной партии или узкой группы людей.

Парадоксальность всех теорий суверенитета отмечал К.Поппер.26 Отдельные разновидности теории суверенитета, согласно которым “править должен мудрейший или наилучший, или закон, или большинство”, противоречивы, т.к., например верховная воля народа может быть использована для попрания сначала законов, а потом и самой свободы. Следовательно, принцип народного суверенитета может быть принят только с ограничениями. В то же время он должен означать решающее участие народа в создании государственных учреждений, организации и осуществлении государственной власти через институты представительной и непосредственной демократии.27

Оценивая современное  состояние российской модели формы  государственного правления необходимо, на мой взгляд, иметь в виду, что она находится в стадии становления и развития и что в будущем возможны изменения конституционного оформления деятельности ее высших органов. Важно понимать, что в этом вопросе как нигде необходима взвешенная и научно обоснованная позиция. Которая должна быть построена с учетом социокультурных особенностей российской политической системы, исторических традиций и политической культуры страны, массовых ожиданий населения от власти, и уж затем последовательные конкретные шаги по созданию новой модели России, которая по-настоящему обеспечивала бы широкий простор для мечты и для жизни.

 

Глава 3. Политический режим

Информация о работе ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ