ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Мы можем без сомнений утверждать то, что вопросы, которые касаются государственной власти, государства всегда вызывают глубокий общественный интерес. Они являются наиболее актуальными и в настоящее время: затрагивают отношения парламентских и президентских структур, сложности федерализма, налоговую политику, высокий уровень преступности, острую проблему, связанную с выплатой зарплаты и пенсий, и многие другие проблемы.

Содержание

Введение. 4
Глава 1. Форма государственного устройства 6
§1. Форма государственного устройства: понятие и основные виды 6
§2. Особенности российского федерализма на современном этапе 8
Глава 2. Форма правления 9
§1. Понятие формы правления 9
§2. Особенности российской республики 10
Глава 3. Политический режим 11
§1. Понятие политического режима 11
§2. Особенности российской демократии 11
Заключение. 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Пиксаева Анна готовый вариант.docx

— 84.57 Кб (Скачать файл)

§1. Понятие политического режима

 

С формой государства часто связывают  политический режим. Его значение в жизни той или иной страны достаточно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим представляет собой совокупность методов, посредством которых осуществляется политическая власть.28 Можно сказать, что он отражает итоговое политическое состояние общества, складывающееся в результате взаимосвязи и противоборства разных политических сил, а так же в результате функционирования всех политических институтов.

На современном этапе, выделяют два вида политического режима:

  • Демократический;
  • Антидемократический.

Политический режим, в первую очередь, зависит от методов осуществления политической власти в государстве. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то на лицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический.

Демократическим режимом  – называют такой режим, при котором  единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Антидемократическим – режимом  называют такой режим, при котором государство стремится ограничить политические и экономические свободы граждан.

В свою очередь антидемократический  режим подразделяется на следующие  виды:

  • Авторитарный;
  • Тоталитарный;
  • Деспотический;
  • Анархия

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его  интересах, демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Таким образом, изучение методов и  способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

§2. Особенности российской демократии

 

Переход от советского государственного авторитаризма к демократии и свободно формирующемуся гражданскому обществу вывело Российскую Федерацию на новый уровень. Понятие демократия означает, как известно, народовластие – власть народа.29 Однако ситуация при котором весь народ осуществлял бы политическое властвование в Российской Федерации, да и во всем мире пока не реализована. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться.

В практику Российской Федерации  вошли такие демократические  формы и методы деятельности органов  государства, как: свободная пресса, публичность, свободные выборы, референдумы и т.д. Но нельзя сказать, что авторитарные черты полностью преодолены в деятельности государственного аппарата. При разделении властей решающая роль принадлежит исполнительной власти (в частности президенту). Роль парламента принижена, судебная власть по ряду причин не выполняет своих функций. Да и те черты демократии, о которых упомянуто выше, не получили должного развития.

В соответствии с вышесказанным  возникает вопрос о том, может  ли режим, который существует в Российской Федерации на данный момент быть охарактеризован, как демократический. На этот вопрос существует как положительные, так  и отрицательные ответы. Противоречивый характер российского общества, одновременное существование старых и новых форм, воспроизводящие попытки соединить институт демократии с практикой насильственно-авторитарного разрешения политических споров – все это чрезвычайно затрудняет определение нового режима в рамках существующих терминов.

Современный политический режим Российской Федерации – является довольно сложным участком анализа. Сущность государственного режима является отражением приемов и способов осуществления государственной власти, а в переходный период – способов овладения властью и удержание ее господствующими элитами. Наиболее яркими событиями перехода от одного государственного политического режима к другому являются: в 1991 г. противостояние ГКЧП и зарождавшийся суверенной российской власти; в 1993 г. – вооруженное противостояние в центре Москвы (борьба за власть и собственность); в 2000 г. – президентские выборы. В настоящее время государственная власть, по крайней мере, на федеральном уровне, легализировалась и легитимировалась. Государственный режим в России несет в себе неизбежно отпечаток печального прошлого в виде остатков в административно-командной системе и авторитарных методов властвования.30 Однако ни одна серьезная политическая сила уже не подвергает сомнению законность существующих органов власти и их решений. Вопрос об овладении и удержании власти уступил место проблеме эффективного управления в период кризисного состояния многих общественных институтов. Для поддержания легитимности приемов и способов управления, власть все больше обращается за поддержкой к самым широким слоям общества – партиям, движениям, а так же в целом к населению страны.

Российская демократия весьма далека от образцов демократии идеальной. Анализируя разные научные мнения по поводу сложившегося в настоящий момент в России политического режима, я встречалась с понятиями «дефектной демократии», «манипулятивной демократии», «номенклатурной демократии» и т.д., что подтверждает наш вывод о том, что политический режим современного Российского государства представляет собой симбиоз элементов, свойственных демократическому и авторитарному политическим режимам.31

Политический режим современного Российского государства, по моему  мнению, отличается следующей особенностью: содержит в себе признаки демократического и антидемократического (авторитарного) политических режимов. При этом наиболее благоприятным и целесообразным для дальнейшего его развития я вижу необходимость укрепления государственной власти в целях ее эффективного использования.

 

Заключение.

 

Таким образом, рассмотренные  мной характеристики форм современного российского государства указывают, что, несмотря на сложности в реформировании Российского государства, нет крутых революционных перемен. Речь идет о неизбежном для любой социальной системы развитии. С точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует развивающаяся демократическая система, особенностью которой является сосредоточение власти в едином центре, каковым является президент и его администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Обнаруживается плюрализм в разделении властей в государстве, многопартийности, передачи ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъектам федерации.

Существует ряд проблемных областей формы российского государства. На первый взгляд, мы можем принять их за малозначимые, но если посмотреть внимательно, то мы осознаем их важность.

Мы понимаем вертикаль власти не как административную соподчиненность, а как четкое разделение функций и компетенций по уровням власти. В нашем государстве все уровни власти практически независимы от воли народа, что является большой проблемой. Таким образом, важность повышения уровня политической культуры, гражданской активности и осведомленности очевидна и необходима. Если бы все граждане знали чего они хотят, построение демократического общества протекало бы гораздо проще. Часто люди присваивают себе чужое мнение, не имея своего, в силу своей «необразованности» в сфере политики государства. Вследствие  этого мы получаем, пассивную часть населения, которая даже не ходит на выборы, но тем не менее потом, всячески критикует власть и государственную политику.

Следует сказать, что необходимо уравнять в правах все республики, а также создать механизм разумного и оптимального сочетания федеральных и республиканских интересов, потому что наращивание договоров и иного неравноправия рано или поздно развалит Федерацию. И Россия либо построит цивилизованную федерацию, либо на 2 - 3 года увязнет в межнациональных конфликтах. На мой взгляд, предлагаемые рекомендации, следует объединить в один пакет конституционных поправок. Укрепить Федерацию возможно лишь при укреплении Конституции Российской Федерации. Необходимо обеспечить реализацию конституционных норм, устранить все противоречия и пробелы законодательства, урегулировать федеративное устройство России - только таким образом можно укрепить стабильность Российской Федерации, ее целостности, ее единство. Так же, сегодня восприятие федерализма неоднозначное. Поэтому, по моему мнению, поднятие уровня общественного сознания к пониманию, что такое федерализм, это одна из наших важных и необходимых задач.

Россия обречена быть федеративным государством, если мы хотим сохранить ее как единое государство, очевидно, что у нас должно пройти еще какое-то время, и достаточно длительное, даже при наличии самой демократической Конституции, чтобы все демократические принципы, включая принципы федерализма, реально начали действовать.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2013.

Специальная научная и учебная литература:

  1. Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: Учебное пособие // Власов В.И., Власова Г.Б.; – М.: Феникс, 2011.– 331 с.

 

  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник // МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект: ТК Велби, 2008. – 648с.

 

  1. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров // 2-4 изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 428 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

 

  1. Сырых В.М. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. // Авт.-сост. Лазарев В.В., Липень В.В.; М.: Юрист, 2001. – 620; 604 с.

 

  1. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов // Сырых В.М.; 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. – 704 с.

 

  1. Бирюков П.Н.Международное право: учебное пособие.  // 3-е изд., перераб. и доп.  М., 2002.C.57
  2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. //  М.: Юрайт-М, 2002. — С. 132-133

 

  1. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник // Морозова Л.А.; Рец. Марченко М.Н., Мальцев Г.В.; Российское юридическое образование. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 480 с.

 

  1.  Денисов А.И. Сущность и формы государства. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. - 67 c.

 

  1. Киселева А.В. Принцип федерализма в Российской Конституции. Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / - Ростов-на-Дону, 1996. - 247 c.

 

 

  1. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. - М.: «Эдель-М», 2002. - 320 с.

 

  1. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. - 400 c.

 

  1. Манов Г.Н. О понятии формы государства. Вып. IV. М., 1956. 24 с.

 

  1. Кистяковский Б. А. Сущность государственной власти. М., Ярославль, 1913. 41 с.

 

 

Статьи  в периодических изданиях и сборниках  научных материалов:

 

  1. Бирюков Н.И. Проблема демократизации современного российского общества // История государства и права. № 5. 2007. 35с.

 

  1. Туровский Р. Региональная экономика и региональный сепаратизм // Политком. №7. 2007. 30 с.

 

  1. Коржихина Т. А. Проблемы государственного устройства // « Независимая газета». 30 с.
  2. Проблемы и перспективы Российского федерализма  // Власть.  31 с.
  3. Газета «Коммерсантъ» // Демократия и качество государства, с. 29
  4. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий // Государство и право. № 10. 2003. С. 16-23.
  5. Бердяев Н. А. Больная Россия // Духовный кризис интеллигенции. 1910. 123 с.
  6. Поппер К. Демократия // Век XX и мир. №1. 1994. С. 18.
  7. Затонский В.А. Государство, политика, право, выборы: актуальные вопросы теории и практики демократии участия // Право и политика. № 5. 2008. С. 31- 41.

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 30

Информация о работе ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ