Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:35, курсовая работа
В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на принципах российского федерализма, а также некотором анализе Конституции РФ и проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.
Введение..............................………………………………………………………………...…2
1 Общая теория федеративного государства……………………………..............................3
2 Из истории развития федерализма в России…………………………................................4
3 Принципы федеративного устройства современной России……….................................6
4 Развитие Федерации:………………………………………………….................................12
А) Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов….............................13
Б) Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации……………...………………..............................................................15
В) Конституционно-правовая ответственность…………………...……...............................17
5 Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации:
А) Эволюция конституционной модели федерализма……………….......................................................................................................20
Б) Симметричность или асимметричность федерации………….……................................22
В) Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами…………..……………………...……....................................................................26
Г) Возможность федерального вмешательства в дела субъектов……................................30
Заключение………………………………………………………….….…...............................35
Список литературы……………………....................................................................................36
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
В заключении хотелось бы отметить, что конституционные изменения давно уже назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению Федерации.
В то же время необходимо комплексное осмысление всей проблемы развития федеративных отношений. И поэтому необходимо не только принятие отдельных поправок, но и тщательная подготовка всего пакета конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.
Для решения всего комплекса конституционных проблем необходим созыв чего-то, подобного Конституционному совещанию (1993 г.), в работе которого приняли бы участие представители всех ветвей, как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Ибо этот вопрос не может решаться путем навязывания воли одних другим, но путем поиска согласия и компромисса в интересах Российской Федерации.
Список литературы:
1. Аринин А. Проблемы развития
российской государственности
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999г.
3. Баглай М.В., Габричидзе Г.Н. конституционное право РФ. М., 1996.
4. Болтенкова Л. Асимметричность Федерации.// Регионология, 1997, № 1.
5. Договорные формы и
принципы федеративных
6. Елисеев Б.П. Договоры
и соглашения между Российской
Федерацией и субъектами
7. Жуков Д. В., Постников
А. Е. и др. Обзор конституций республик,
входящих в состав Российской
федерации // Федеративное устройство:
реализация Конституции
8. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права. 2000г. № 2. С. 25-34.
9. Крылов Б.С. Российский
федерализм – гарантия
10. Лучин В.О. Конституционные деликты.// Государство и право. 2000 г. №1. С. 12-19.
11. Лысенко В. Н. Развитие
Федерации и Конституция
12. Марченко Г. Региональные
проблемы становления новой
13. Мухаметшин Ф. X. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. №3. С. 49-59.
14. Основы государства и права: Учебное пособие/ Под ред. Академика О.Е. Кутафина. М., 1998.
15. Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5. С. 28-35.