Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 16:43, контрольная работа
Переход к гражданскому обществу и правовому государству, безусловно, выдвигает требование о том, чтобы обращения членов гражданского общества – граждан – постепенно становились одной из первых форм их участия в государственной и общественной жизни, важным источником информации о реальном состоянии дел на разных участках хозяйственной и социальной жизни. Они должны рассматриваться в срочном и оперативном порядке и по ним надлежит принимать необходимые меры.
Введение
Переход к гражданскому обществу
и правовому государству, безусловно,
выдвигает требование о том, чтобы
обращения членов гражданского общества
– граждан – постепенно становились
одной из первых форм их участия
в государственной и
Обращения граждан в суды общей юрисдикции имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан – заявлениях и особенно жалобах – и порядке их рассмотрения установлены специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11).
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, ОБРАЩЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН
Итак, обращения граждан – устное и письменное, индивидуальное и коллективное – имеют формы заявления, предложения и жалобы.
Заявление – обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.
Предложение – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.
Жалобы – обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:
а) основанием для обращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;
б) право подачи жалобы законодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересы нарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату;
в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам;
г) для жалобы установлена письменная форма.
Также выделяется еще 3 формы обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные:
• ходатайства – письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.
• коллективные обращения граждан – обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.
• петиции – коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.
1. Общие положения
1.1. Отдел по обеспечению
рассмотрения обращений,
1.2. Отдел является
1.3. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 161 (далее - Инструкция по судебному делопроизводству), Регламентом соответствующего областного суда, утвержденным постановлением президиума такового областного суда от 01 декабря 2005 года, Положением о порядке рассмотрения обращений граждан в судах общей юрисдикции, приказами и распоряжениями председателя суда, а также настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами.
1.4. Структура и штатная
численность отдела
1.5. Руководство деятельностью
отдела осуществляет начальник
отдела. Начальник отдела назначается
на должность и освобождается
от должности председателем
1.6. Кураторство за деятельностью
Приемной осуществляется
1.7. Организация технического
обеспечения и технической
1.8. Для предоставления
электронной информации в
2. Основные задачи
2.1. Обеспечение реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
2.2. Упорядочение процедуры реализации права на судебную защиту.
2.3. Оптимизация документооборота.
2.4.Исключение общения судей со сторонами по делу.
2.5. Оказание информационно-
2.6. Ознакомление с материалами дела.
3. Организация приема
3.1. Прием граждан (физических
лиц), представителей организаций
(юридических лиц), общественных
объединений, органов
3.2. Для оперативного информационного обеспечения граждан используются:
• поисковые средства электронных баз данных регистрации и движения заявлений, жалоб, уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, рассматриваемых по первой, кассационной инстанции и в порядке надзора;
• архива суда;
• правовые справочники «Консультант Плюс», «Гарант».
3.3. Прием граждан ведется
без предварительной записи в
порядке очередности. При
Граждане, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, на прием не допускаются.
В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием может быть прекращен. При необходимости может быть вызван судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности суда
3.4. В интересах обеспечения
защиты прав граждан ведение
приема может сопровождаться
аудио- и видеозаписью, о чем
граждане уведомляются до
3.5. Во время приема
граждан, могут быть даны
Устные ответы и разъяснения на устные обращения граждан даются, как правило, в день обращения. Если дать устный ответ (разъяснение) в день обращения не представляется возможным или гражданин настаивает на представлении письменного ответа, ему дается устное разъяснение о сроке и порядке получения ответа.
В случаях, когда разрешение вопроса, с которым лицо обращается в суд, не входит в компетенцию данного суда, работники Приемной разъясняют, в какой суд следует обратиться с подобным вопросом, либо сообщают, что данный вопрос не относится к компетенции судебной системы
3.6. Для получения письменного
ответа по итогам приема
Работники отдела обязаны оказывать содействие гражданам в правильном указании в письменном обращении должности, фамилии, имени, отчества адресата, названия суда.
3.7. Все материалы, полученные
от граждан в ходе приема, регистрируются
в соответствии с правилами
судебного делопроизводства, установленными
Инструкцией по судебному
В случае возникновения по причинам, связанным с организацией работы в суде, проблемных ситуаций, препятствующих предоставлению запрашиваемой информации, выдаче запрашиваемых документов, принятии подаваемых им документов, работники приемной суда обязаны принять максимально возможные меры для разрешения ситуации по существу, в том числе обратиться к работникам других структурных подразделений суда и(или) руководству суда.
3.8. Разрешение любых спорных
ситуаций, возникающих в процессе
взаимодействия приемной суда
с другими структурными
4. Прием документов
4.1. Работники отдела принимают
от лиц, обратившихся в суд,
документы, непосредственно
4.2. Работники отдела обязаны проверить оформление обращений на соответствие общим требованиям к оформлению, изложенным в пункте 4.3, а также нормам процессуального законодательства, а также на соответствия требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и, в случае неверного оформления, информировать об этом подателя. Если недостаток в оформлении может быть исправлен немедленно, работники отдела должны указать заявителю на эту возможность. Исправления в запросах органов государственной власти не допускаются.
Обращения, оформленные ненадлежащим образом или не подлежащие подаче в данный суд, могут быть приняты в том случае, если после получения разъяснений от работника отдела заявитель настаивает на подаче указанных обращений.
4.3. Любое принимаемое
обращение должно содержать
• указание адресата (наименование данного суда);
• фамилию, имя, отчество заявителя или наименование организации, являющейся заявителем;
• полный почтовый адрес (с указанием индекса, места жительства и (или) места нахождения заявителя;
• личную подпись заявителя или должностного лица организации, являющейся заявителя;
• дату обращения.
В тексте тех категорий
обращений, которые в соответствии
с нормами процессуального