Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении основных проблем правопонимания.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику категории "правопонимание" как центральной категории теории права и государства.
- определить содержание типов правопонимания
- определить тенденции развития современного правопонимания.
Введение……………………………………………………………………………..2
Правопонимание как категория теории права и государства………………………………………………………………………..…6
Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический……………………………………………………………….…..10
Правопонимание в современной российской теории права…………………………………………………………………………...……13
Основные концепции правопонимания………………………………………………………………...…15
Тенденции развития российского правопонимания………………………………………………………….…….….18
Современные проблемы правопонимания…………………………………………………………….......…24
Заключение…………………………………………………………………….…..27
Список использованных источников……………………………………………………………………...…29
В современной, не только юридической, литературе отмечается повышенный интерес к социальным, межчеловеческим коммуникациям у философов и социологов (К. Ясперс, Э. Фромм, Ю. Хабермас, постмодернистов и др.). По мнению Хабермаса, — это ощутимая тенденция современной духовной жизни, с которой связано обсуждение «приоритетнейших интересов» и обоснование принципов, на которых должно быть устроено современное общество, если оно хочет обеспечить честное сотрудничество между своими гражданами как свободными и равными лицами.11
Поэтому язык, текст, диалог
как универсальные способы
Основополагающим моментом
современных социологических
Во-первых, к оммуникацию в широком смысле — как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы речеязыковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана.
Во-вторых, экзистенциальная коммуникация как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве коммуникация — основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований.
В-третьих, информационный обмен
в технологически организованных системах
(передача информации от одной системы
(индивид, группа, организация) к другой
посредством специальных
В-четвертых, мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. Здесь коммуникация рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами – мышлением, пониманием, рефлексией. Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающей, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализации, а с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии.
Именно в этом, последнем, аспекте понимают коммуникацию различные социальные исследователи.
Правовая норма, имеющая
определенное текстуальное выражение
(текст – является результатом
деятельности законодателя или иного
субъекта правотворчества –
Однако чтобы правовая
норма была доведена до всех реципиентов,
кому адресованы заложенные в ней
предписания (вступил в действие
принцип «незнание закона не освобождает
от ответственности»), необходимо распространить
текст нормы по определенным каналам
коммуникации. В настоящее время
ими являются средства массовой информации.
Исходя из этого, действует конституционный
принцип обязательного
Таким образом, право в эпоху информационного общества – это новое, послебуржуазное и постсоциалистическое, право, имеющее своим основанием коммуникативные отношения внутри общества. Оно, с одной стороны, сохраняет принципы любого (в том числе и буржуазного) права, но вместе с тем содержательно дополняет и обогащает их качественно новыми моментами, связанными с современными способами передачи и обмена информацией, а значит и формирования мнений и политической воли.
Современные проблемы правопонимания.
Вследствие многолетнего
самоограничения теоретических
изысканий рамками
В современной социологии мир "социального" давно уже трактуется как интерсубъективный мир. Это очень важное исходное положение для любой правовой теории и иная гносеологическая и онтологическая позиция по сравнению с "классической" гносеологией эпохи модерна, противопоставлявшей субъекта и объект. Феноменологическая теория интенциональности сознания эту преграду между субъектом и объектом разрушила. И это влечет за собой совершенно конкретные теоретические выводы. Социальное предстает ни чем иным, как сферой взаимодействия субъектов, опосредованного текстами. Следовательно, это осмысленное взаимодействие, и этот смысл задается самими субъектами, создающими тексты культуры и интерпретирующими их. А это означает, что социальное, интерсубъективное и коммуникативное - понятия однопорядковые. Поэтому и право, если признавать его социальную природу, неизбежно предстает как форма коммуникации, но имеющая свою специфику по сравнению с другими вариантами коммуникативного действия.
Эта специфика выражается в средствах и формах коммуникации, т.е. в правовых текстах и опосредующих их нормативных правах и обязанностях участников социального взаимодействия, т.е. правовой коммуникации. Отсюда вытекает и основная проблематика коммуникативной теории права: человек и его права.
Правовые тексты являются результатом объективации всей системы социальных взаимодействий, и именно поэтому человек всегда живет и действует не сам по себе, а в рамках определенной правовой культуры, которая есть часть культуры общества. Поэтому интерпретация как прав и свобод человека, так и его обязанностей, самым непосредственным образом "завязана" на тексты соответствующей культуры.
Любая правовая теория, а не только коммуникативная, должна, полагает автор, решать три основные проблемы:
1) проблему субъекта и его сознания, интерпретирующего "жизненный мир" как мир текстуальный (проблема того, как происходит интерпретация);
2) проблему правовых текстов
или источников права и
3) проблему правового
взаимодействия (взаимообусловленного
поведения) в форме
Отсюда три плана правовой реальности:
- ментальный (психический),
- текстуальный (культурологический)
- деятельный (праксиологический).
Их взаимозависимость и позволяет характеризовать право как психосоциокультурную целостность, создаваемую непрерывностью правовой коммуникации. В контексте правовой структуры право возникает как функционирующий комплекс нормативных правоотношений. Любой другой подход, игнорирует коммуникативную сущность права. Так, в правовом этатизме под правом понимается закон, текст, означающее, т.е., фактически, лишь "оферта" права, предложение к коммуникации, хотя и в виде приказа. Право же, в концепции, рождается при встрече означаемого с субъектом и переводе означаемого в социальное действие, оправданное и ожидаемое другими социальными субъектами, то есть при возникновении правовой коммуникации. Такая трактовка права, конечно, с одной стороны, отличается прагматизмом и реализмом, но, с другой стороны, нацеливает субъекта на самостоятельные действия ради воплощения собственных коммуникативных идеалов, в том числе, правовых, являясь, таким образом, концепцией и идеалистической. Такой вариант характеризуется как правовая интерпретация известной русской философской идеи "идеал-реализма".
Правопонимание – научная категория, которая отображает результат процесса познания сущности права. Сущностью права является внутренняя целостность всех его разнообразных качеств (свойств). Познание права – овладение ими, их раскрытие.
Проблема правопонимания – в отечественном и мировом правоведении – одна из сложнейших.
Вопросы, связанные с выбором и обоснованием типа правопонимания, относятся к числу наиболее принципиальных и дискуссионных проблем теории права. Вся история развития юриспруденции - это история противоборства различных подходов к пониманию того, что есть сущность права как специфического явления социальной жизни.
Основополагающей проблемой
теории государства и права является
проблема сущности и социальной природы
права. Современные теории права
не имеет единого понимания
История и теория правовой
мысли и юриспруденции
Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право.
Для юридического типа правопонимания, напротив, характерна та или иная версия (вариант) различения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, те. определенное, отличное от других, социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д.
Объективные процессы современного развития общества, а именно процессы глобализации, правовой универсализации и развития новейших технологий передачи и обработки информации, оказывают колоссальнейшее влияние на формирование тенденций развития права, а, следовательно, и типов правопонимания.
Таким образом существующие тенденции правопонимания показывают, что основной вектор развития правовой мысли, по крайней мере, в первой половине ХХ I века, будет направлен в сторону создания интегративной концепции права на основе коммуникативного подхода.
Список использованных источников.
1. Бабайцев А.Ю. Коммуникация // Постмодернизм. Энциклопедический словарь. Минск, 2001.
2. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1.
3. Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001
4. Берман Г. Дж. Западная
традиция права: эпоха
5. Берман Г. Дж. Интегрированная юриспруденция // Берман Г. Дж. Вера и закон.
6. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко; пер. с фр. М., 2000.
7. Головистикова А.Н. Теория государства и права. М., Высшее образование, 2008 г.
8. Ивашевский, С. Л. Проблемы сущности права в истории отечественной философско-правовой мысли /С. Л. Ивашевский. //Государство и право. -2007. - № 12. - С. 65 – 70
9. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. – М.: Издательство Норма (Норма-ИНФРА), 2002.
10. Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002.
11. Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 4
12. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999
13. Малько А. Теория государства и права: Учебник. М., Юристъ, 2007
14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. Юристъ, 2007
15. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003.
16. Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2002. № 3.
17. Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М.1996
18. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3
19. Оксамытный В.В. Правовые системы современных государственно-организованных обществ / В.В. Оксамытный, И.Н. Мукиенко. – М. : МосУ МВД РФ, 2008.
20. Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд. Доп. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
21. Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения// Правоведение. 2000№2
22. Рулан .Н. Историческое введение в право : учеб. пособие для вузов / Н. Рулан. - М. : Nota Bene, 2005.
Информация о работе Основные проблемы современного правопонимания