Основные этапы конституционного развития Российской Федерации и его современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава «Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.», содержит в себе анализ содержания первоисточников, раскрывающих этапы конституционной реформы и её значение для нового конституционного строя, а также необходимость смены конституции.
Вторая глава «Исторические условия разработки и принятие новой Конституции РФ», на основе анализа первоисточников обобщаются и систематизируются особенности подходов к принятию Конституции Российской Федерации и её принятие 12 декабря 1993 года, также современные проблемы конституционного развития Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 – 1993гг.
1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ
1.2 Необходимость смены конституции
Глава 2. Исторические условия разработки и принятия новой конституции РФ
2.1 Конституционная комиссия и Конституционное совещание и их роль в разработке новой конституции
2.2 Особенность подходов к принятию Конституции РФ и порядок ее принятия 12 декабря 1993 года. Современные проблемы конституционного развития РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы конституционного развития Российской Федерации и его современные проблемы.rtf

— 378.60 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Конституционное право России

Основные этапы конституционного развития РФ и его современные проблемы 
 
 
 

              Преподаватель: Бодренков В.Н. 
               
               
               

Калуга 2008 

 

      Оглавление 

Введение

Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.

1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ

1.2 Необходимость смены конституции

Глава 2. Исторические условия разработки и принятия новой конституции РФ

2.1 Конституционная комиссия и Конституционное совещание и их роль в разработке новой конституции

2.2 Особенность подходов к принятию Конституции РФ и порядок ее принятия 12 декабря 1993 года. Современные проблемы конституционного развития РФ

Заключение

Список использованной литературы 

 

      Введение 

     Актуальность данной работы состоит в том, что до сих пор не достигнуто полного соглашения по поводу конституционного развития Российской Федерации и её современных проблем.

     Конституционное право - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм принимаемых непосредственно народом, органами местного самоуправления, а так же установленных государством, исполнение которых обеспечивает государство.

     Изучение данной темы очень важно, так как процессы развития современной конституционной теории также тесно связываются с доминирующим влиянием на общественно-политическую жизнь глобальных факторов. Растущая динамика различных угроз, исходя как извне, так и существующих внутри государства, нацеливают на более детальное изучение различных сторон общественной жизни. Для современной России, переживающей переходный период, необходимость в критическом переосмыслении сущности, понятие места и роли Конституции в жизни общества особенна актуальна. Тема получила широкое изучение, как в учебной, так и в научной литературе.

     Объектом рассмотрения в курсовой работе является конституционализм - как учение о конституции.

     Предметом являются основные этапы конституционной реформы Российской Федерации и современные проблемы, вытекающие из данного конституционного развития.

     Целью работы является проанализировать основные этапы конституционной реформы и на основе анализа выявить проблемы правового развития современной России.

     Задачами исследования являются:

     1. Проанализировать конституционную реформу в Российской Федерации в 1989 1993гг.;

     2. Выявить необходимость смены Конституции;

     3. Раскрыть содержание понятиям конституционной комиссии и конституционного совещания;

     4. Обобщить особенности подходов к принятию Конституции Российской Федерации.

     Структура курсовой работы состоит из:

     Введение.

     Первая глава «Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.», содержит в себе анализ содержания первоисточников, раскрывающих этапы конституционной реформы и её значение для нового конституционного строя, а также необходимость смены конституции.

     Вторая глава «Исторические условия разработки и принятие новой Конституции РФ», на основе анализа первоисточников обобщаются и систематизируются особенности подходов к принятию Конституции Российской Федерации и её принятие 12 декабря 1993 года, также современные проблемы конституционного развития Российской Федерации.

     Заключение

     Список использованной литературы.

     Источниковую базу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации; базовые учебные пособия по Конституционному праву Баглая М.В., Комкова Г.Н, Прудникова А.С., Габричидзе Б.Н. и других авторов.

     Методы исследования: с помощью конкретно-исторического метода были решены задачи по раскрытию глав 1 и 2 «Конституционная реформа в Российской Федерации в 1989 - 1993гг.» и «Исторические условия разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации»; Сравнительно-правовой при работе со второй главой при раскрытии особенностей в подходах к принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г.; Формально-юридический при работе с первой главой в раскрытии необходимости смены Конституции Российской Федерации. А также использован логический прием - анализ, при работе со второй главой в раскрытии темы «Проблемы конституционного развития в Российской Федерации». 

 

      Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг. 

     1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ 

     Конституционализм представляет собой учение о конституции. Существует различие между государством с конституцией и конституционализмом (или конституционным правительством). Для того, чтобы понять, что государство связано правилами в современных государствах с ограниченными правительствами, конституцию считают "высшим законом", что позволяет ограничить государство, чтобы защитить права человека и достичь общего блага. Форма и характер политической системы могут быть свободно установлены основными документами, которые описывают и определяют формы власти и ее ограничения. Конституционализм является как описательным, так и нормативным. Он указывает, что можно, что нужно, а чего нельзя делать.

     Принципы конституционализма: власть должна осуществляться в соответствии с установленными стандартами; государства должны быть ограничены в своих целях и средствах; они могут использовать только легитимные цели; обычные законы должны сочетаться с "правлением закона", их должны оценить в соответствии с фундаментальными стандартами; суверенный народ в демократическом государстве, соглашаясь на конституционную систему, должен согласиться ограничивать не только свое правительство, но и себя; права человека могут быть защищены не только ограничениями, наложенными на полномочия государства, но также гарантиями особых прав, которые находятся за пределами контроля государства, или особыми полномочиями некоторым государственным институтам для защиты прав; существуют аспекты жизни, не относящиеся к политике или государству, они должны быть помещены за пределами их власти.

     Реформаторы не отказались от идеи о строительстве в СССР настоящего, демократического начала, так сказать, "социализма с человеческим лицом. Все это, конечно, не сложились в одночасье. Поэтому как изменения в обществе, так и конституционные реформы отражают ту гамму воззрений, которая имела место на момент принятия соответствующих решений.

     Переходя непосредственно к конституционным реформам, подчеркнем, что порой исследователи склоняются к тому, чтобы говорить только о происходившем в России. Методологически это абсолютно неверно. Нельзя писать о периоде 1989-91 гг., т.е. условиях существования СССР, таким образом, как будто РСФСР была сама по себе, не упоминая о реформах. Это невольно дает превратное представление о конституционных реформах в России, ведь в то время они были либо под влиянием союзных шагов, либо в пику им. Поэтому мы, останавливаясь в большей мере на российском материале.

     Реформы 1988 - 1989. Первая союзная конституционная реформа приходится на 1 декабря 1988 г., она выразилась в принятии Закона об изменениях и дополнениях Конституции СССР и Закона о выборах народных депутатов СССР. Если говорить обобщенно, основные новые решения, они оказали прямое влияние и на первую российскую конституционную реформу - состояли в следующем1.

     1) В качестве высших органов государственной власти СССР вместо одного Верховного Совета СССР учреждалась "связка" двух органов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Съезд являлся по Конституции высшим органом государственной власти и был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Верховный Совет СССР определялся как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом из числа народных депутатов СССР и ему подотчетный. Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов; 750 избиралось от территориальных избирательных округов; 750 - от национально-территориальных избирательных округов (от каждых: союзной республики - 32, АССР - 11, автономной области - 5, автономного округа - 1); 750 - от общесоюзных общественных организаций (избирались их высшими руководящими органами). Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численному составу и по правам. Совет Национальностей избирался из числа депутатов от национально-территориальных округов и от общественных организаций по нормам: 11 - от каждой союзной республики, 4 - от АССР, 2 - от автономной области и 1 - от автономного округа. Получалось, таким образом, что в эту палату входил 271 депутат, столько же, следовательно, и в Совет Союза (т.е. всего 542). Кроме того, избирались Председатель Верховного Совета СССР и Первый заместитель Председателя. Итак, Верховный Совет СССР состоял из 544 депутатов (прежний Верховный Совет СССР имел 1500 депутатов)2.

     2) Создание регулярно работающего Верховного Совета СССР позволяло реализовать посредством конституционной реформы еще одну существенную цель - произвести перераспределение в его пользу полномочий на высшем государственном уровне. Верховному Совету были переданы многие вопросы, которые до этого находились в ведении Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.

     3) Были предприняты важные шаги по реформе избирательной системы. Впервые выборы становились состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. В Конституции специально было сказано, что число кандидатов в депутаты не ограничивается, в избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. Вводилось правило о несовместимости депутатского мандата и должности: лица, входившие в состав исполнительных органов (кроме их председателей), руководители отраслевых органов управления, судьи и государственные арбитры не могли избираться депутатами Совета, которым они назначались или избирались на должность. Закон прямо предусмотрел обеспечения тайны голосования заходом избирателей в кабины.

     4) Еще одним важным моментом того времени стало провозглашение приверженности идеям и принципам правового государства, их определенное отражение в шагах первой союзной конституционной реформы.

     Первая конституционная реформа РСФСР состоялась 27 октября 1989 г. (приняты Законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР, о выборах народных депутатов РСФСР). В значительной степени российские новшества стали отражением аналогичных союзных3. Как уже сказано, Россия оказалась единственной союзной республикой, которая учредила Съезд народных депутатов.

     Важным новшеством российской конституционной реформы стало придание второму органу - Верховному Совету РСФСР - черт, характерных для парламента федеративного государства. Напомним, что все предшествующее время высший орган государственной власти РСФСР был однопалатным. И только при реформе 27 октября 1989 г. было предусмотрено, что Верховный Совет будет состоять из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей. Совет Национальностей формировался из депутатов, избранных от национально-территориальных округов, 63 депутата представляли автономные единицы (от каждой автономной республики - 3, от каждых автономной области и автономного округа - по 1), другие 63 - края, области, города Москву и Ленинград. Таким образом, в Совет Национальностей входило 126 депутатов. Следовательно, и в Совете Республики было 126 депутатов. Имелись также Председатель Верховного Совета, его первый заместитель и заместитель (по реформе 31 мая 1990 г. - 3 заместителя). Были и народные депутаты РСФСР, не входившие в состав палат, однако перешедшие в Верховный Совет на постоянную работу. Всего на постоянной основе выполняли функции около 460 депутатов.

     Реформы 1989 - 1990гг. На весну 1990 г. назначаются выборы народных депутатов РСФСР и местных Советов. На лето и осень 1989 г. пришлись конституционные реформы в республиках4. Пожалуй, впервые они показали "строптивость" и не захотели повторить у себя ряд союзных норм по системе представительных органов и избирательному праву. Союзные депутаты проявили благоразумие и в свою очередь уточнили положения Конституции СССР. В частности, вместо прежнего императивного указания о съездах народных депутатов республик теперь их учреждение было оставлено на усмотрение самих республик.

     На II Съезде (23 декабря 1989 г.) получила новую редакцию Конституции - о Комитете конституционного надзора СССР, - и был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Возможности ККН в отношении актов союзных республик вообще можно считать существенно ослабленными этой реформой. По прежней редакции предусматривалось, что ККН "осуществляет наблюдение" за соответствием Конституции и законам СССР конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений советов министров союзных республик, т.е. он как бы делал это по своей инициативе. Конституция расширила силу действия заключений ККН. Установлено, что "акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения"5.

Информация о работе Основные этапы конституционного развития Российской Федерации и его современные проблемы