Основные этапы конституционного развития Российской Федерации и его современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава «Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг.», содержит в себе анализ содержания первоисточников, раскрывающих этапы конституционной реформы и её значение для нового конституционного строя, а также необходимость смены конституции.
Вторая глава «Исторические условия разработки и принятие новой Конституции РФ», на основе анализа первоисточников обобщаются и систематизируются особенности подходов к принятию Конституции Российской Федерации и её принятие 12 декабря 1993 года, также современные проблемы конституционного развития Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 – 1993гг.
1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ
1.2 Необходимость смены конституции
Глава 2. Исторические условия разработки и принятия новой конституции РФ
2.1 Конституционная комиссия и Конституционное совещание и их роль в разработке новой конституции
2.2 Особенность подходов к принятию Конституции РФ и порядок ее принятия 12 декабря 1993 года. Современные проблемы конституционного развития РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы конституционного развития Российской Федерации и его современные проблемы.rtf

— 378.60 Кб (Скачать файл)

     Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята.

     Одновременно в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Совета Федерации. О желании выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы по общефедеральному округу первоначально объявили 35 общественных объединений, на регистрацию были представлены списки 21 избирательного объединения, а зарегистрировано -- 13. Остальные не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей и не были, в соответствии с Положением о выборах, включены в бюллетень для голосования.

     В соответствии с результатами голосования по общефедеральному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам места в Государственной Думе получили кандидаты от восьми крупнейших партий и объединений "Выбор России", Либерально-демократическая партия России, Аграрная партия России, Блок "ЯБЛоко", Демократическая партия России, Партия российского единства и согласия, Коммунистическая партия Российской Федерации, политическое движение "Женщины России". Впоследствии на их базе в Думе было создано еще четыре фракции.

     171 депутат от 86 двухмандатных избирательных округов был избран в Совет Федерации. Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.

     Конституция, несомненно, в известной мере упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией.

     Современные проблемы. Весьма актуальное значение в нашем государстве имеет проблема обеспечения действия Конституции. Напомним еще раз то, что записано в самой Конституции Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна24.

     По моему мнению, можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции РФ. Во-первых, своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Т.е., как видим, здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.

     Во-вторых, Конституции РФ отнюдь не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Разумеется, извечно будет стоять проблема соотношения начал общего и особенного в конституции вообще, нашей Конституции в частности. Порой возникает мнение о том, что Конституции не должна "опускаться" до регулирования конкретных отношений. Проблема здесь может быть связана и с так называемой достаточностью или недостаточностью конституционного регулирования. Не надо забывать о том, что оно в принципе является сжатым.

     В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. Надо сказать, что прямое применение норм Конституции РФ по их духу или смыслу уже имеет место. В ряде случаев это касается некоторых принципиальных концепций государственного строительства.

     К сожалению, приходится констатировать, что порой в Конституции РФ заложены ошибочные конструкции. И поэтому на практике возникают проблемы либо из-за трудности применения нормы, либо из-за выхода правоприменителей за пределы нормы, что каждый раз ставит вопрос о конституционности их действий25.

     В федеративном государстве проблема соотношения федеральной конституции и основополагающих актов субъектов федерации имеет большое значение, в российской практике фундаментальными для определения их соотношения являются следующие моменты:

       - принцип приоритета в регулировании общественных отношений в федеральной Конституции. Суть этого принципа состоит в том, что РФ в своей Конституции либо регулирует общественные отношения, либо отказывается это делать и прямо передает их регулирование субъектам;

       - общий принцип верховенства федеральных актов - в ч.2 ст.4 Конституции РФ говорится, что Конституция РФ и федеральные законы "имеют верховенство на всей территории Российской Федерации";

       - разграничение компетенции между РФ и субъектами устанавливается в федеральной Конституции посредством выделения трех групп вопросов - федерального ведения, совместного ведения и ведения субъектов РФ;

       - введение конституционного принципа субординации актов: по первой группе вопросов действуют только федеральные акты; по второй группе вопросов действуют и акты РФ, и акты субъектов; по третьей группе вопросов действуют лишь акты субъектов РФ. Соответственно акты субъектов не могут касаться первой группы вопросов. Во второй группе акты субъектов должны соответствовать федеральным законам в сферах совместного ведения. Соответственно РФ не должна вторгаться в те вопросы, которые отданы субъектам в сфере совместного ведения и принадлежат им в сферах собственного ведения.

     К сожалению, несмотря на то, что модель отношений РФ и ее субъектов не сложна, на практике должного уважения к Конституции РФ не проявляется. На определенном этапе развития - началось это еще при существовании СССР - в погоне за суверенизацией не только союзные республики, но и многие республики в составе РСФСР, официально тогда называвшиеся автономными, приняли свои декларации о (государственном) суверенитете.26

     В процессе применения действующей Конституции РФ возникает немало неясностей. Чаще всего они выражаются либо в том, что вообще непонятно, как применять конституционную норму, либо же вырисовываются два и более вариантов ее применения, - но взаимно друг друга исключающих. И тогда требуется официальное толкование Конституции. Казалось бы, толкование должно быть разъяснением содержания и смысла нормы Конституции, вытекающего из нее порядка применения соответствующих предписаний.

     Разговор о действии и реализации Конституции РФ с неизбежностью должен перейти в краткое рассмотрение проблемы обеспечения авторитета Основного закона. Из множества ее аспектов я остановилась лишь на тех, которые имеют правовую окраску.  

     В работе частично говорилось о том, что один из аспектов идеологического назначения конституции заключается в том, что она помогает формировать общественное сознание, в свою очередь положения конституции сами должны стать частью общественного сознания. В формальном смысле не так уж сложно пропагандировать в обществе большую роль Конституции РФ. Гораздо труднее другое: сформировать так называемое конституционное правосознание. Для этого прежде всего требуется не столько прокламировать значение Конституции, сколько обеспечивать претворение в жизнь ее постулатов. Кратко говоря, тезис должен быть таким: надо жить по Конституции.

     Хватает проблем в реализации положений Конституции. Имеющиеся конституционные институты зачастую существуют как бы в формально-правовом плане. Реальное же использование конституционных норм таково, что приводит к их обесцениванию. Это не мелкие огрехи при применении конституционных норм, которые не влияют в принципе на характер как соответствующих институтов, так и веру в них со стороны граждан. Изъяны могут быть настолько серьезны, что ведут к деформации конституционного правосознания, причем в ситуации, когда оно еще даже не сложилось.

       Прежде всего, заложенные в Конституции РФ идеи надо воплощать в жизнь не сами по себе, а с учетом комплекса экономических, социальных, нравственных и иных факторов. Авторитет Конституции зависит отнюдь не от нее самой, а от того, что ценности Конституции входят в сознание граждан вместе с мерами по обеспечению действия Конституции.

     Далее: пора отдать должное категории конституционная законность. В последнее время о ней говорят и пишут гораздо меньше. Сейчас в большей мере обращают внимание на необходимость соблюдения норм самой Конституции, а в характеристике правового государства больше внимания уделяют судебной форме защиты прав граждан". Между тем все-таки есть основания говорить о конституционной законности как о высшем пласте законности в целом. Она обеспечивается отнюдь не только путем восстановления нарушенного права, в том числе в судебном порядке, хотя это и очень важно. Поэтому в первую очередь следует говорить о конституционной законности как превентивном факторе - соблюдении норм Конституции при издании актов и совершении действий всеми без исключения органами государственной власти и органами местного самоуправления. Иначе говоря, конституционная законность начинается не тогда, когда посредством решений компетентных органов обеспечивается восстановление их действия, а тогда, когда любые органы начинают с соблюдения Конституции и следования ей.

     Вывод по второй главе: Я думаю что, неопределенность многих конституционных предписаний мешает обеспечению порядка их применения. Ведь от того, какой смысл будет заложен в конституционные нормы, зависит этот порядок. С этим связана и организация выполнения той задачи, которая называется охраной Конституции. Нельзя защищать и охранять то, что не имеет ясности. Ведь тем самым размываются критерии, на основе которых можно требовать соблюдения Конституции. Для избежание проблем, конечно, каждый должен соблюдать и следовать Конституции, понимать важность ее предписаний, конституционное понимание должно быть частью сознания, которое потом реализуется в различных сферах жизни общества. 

 

      Заключение 

     Мы рассмотрели основные шаги конституционных реформ в РФ в годы, предшествовавшие принятию новой Конституции, ее создание, принятие и основные проблемы. И на основе этого попытаюсь сделать основные выводы о конституционном развитии РФ в названное время.

     Как мы знаем, развитие нашей станы заходило в тупик, нужны были кардинальные меры для того чтобы вывести ее оттуда. Конституция 1978 года не могла уже ничего изменить или повлиять на обстановку в стране, появилась необходимость в смене конституции. С этого в нашей стране начались Конституционные реформы, которые помогли ей найти выход из сложившегося тупика. Как можно было видеть из изложенного выше, посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. По итогам референдума 25 декабря 1993 года новая конституция России вступила в полную юридическую силу. Благодаря обновленной конституционной основе общественный строй стал уже и новым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главных моментах:

     1. Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического.

     2. Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.

     3. Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.

     4. Кардинально изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение примата государственной собственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставление ему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституции частной собственности.

     5. Была изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.

     6. С учетом сказанного на конституционном уровне закрепляются новые основы статуса личности. Они строятся исходя из международно-признанной и распространенной категории "прав и свобод человека и гражданина". При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека.

     7. Еще одна часть конституционных новелл фиксирует прекращение существования СССР, превращение России в самостоятельное государство - суверенный субъект международного права. Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства.

     8. На конституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы, обеспечению защиты личности.

     Конечно с принятием новой конституции, решился ряд важнейших вопросов, но вместе с тем появились и новые проблемы в конституционном развитии Российской Федерации, которые мы рассматривали во второй главе. Одни из самых распространенных это: реализация конституционных норм; неясность некоторых конституционных предписаний, содержащихся в конституционных нормах; соотношение Конституции Российской Федерации и актов субъектов Федерации.

Информация о работе Основные этапы конституционного развития Российской Федерации и его современные проблемы