Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:00, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ правовых основ деятельности акционерных обществ.
При написании данной работы ставились следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки акционерного общества как юридического лица;
- проанализировать деятельность органов управления акционерным обществом;
- дать характеристику правовому положению акционеров в акционерном обществе и др.
Введение
Глава 1. Общие положения об акционерных обществах в России
1.1. Историко-правовой анализ развития акционерного общества в России
1.2. Понятие акционерного общества и его типы
Глава 2. Особенности создания, функционирования, ликвидации акционерного общества
2.1. Правовые основы создания и функционирования акционерных обществ
2.2 Реорганизация общества………………………………………………….....51
2.3 Ликвидация общества……………………………………………………….57
Заключение 84
Список литературы 89
Здесь остается уточнить, что ФЗ «Об акционерных обществах» является специальным по отношению к ГК РФ, что обеспечивает этому закону приоритет перед общим гражданским законом в случае выявления противоречий. Такую позицию поддерживает Конституционный Суд РФ в определении от 18 июня 2004г. №263-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симакова Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Кроме этого, стоит выделить Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. №1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров», в котором обеспечение прав граждан - вкладчиков кредитных организаций и коммерческих организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц, а также акционеров акционерных обществ, от противоправных посягательств и коммерческих рисков, возникающих при осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской деятельности, является важнейшим направлением государственной политики на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, в соответствие с чем усиливается ответственность за нарушения законодательство в данной области.
Подзаконные нормативные акты общего характера устанавливают единые для всех АО правила, такие как, например:
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 июня 2005 г. N 05-21/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию»
Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ»
Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»
Подзаконные нормативные акты специального характера регулируют особенности, свойственные отдельным акционерным обществам, например:
Распоряжение Госкомимущества РФ от 21 июля 1997 г. №628-р «Об учреждении открытого акционерного общества «Междуреченская угольная компания» или Приказ Госстроя РФ от 19 сентября 2003 г. №356 «Об утверждении Особого порядка подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».
Отдельную группу актов, регулирующих деятельность уже каждого отдельного акционерного общества составляют т.н. локальные акты акционерного общества, которые в свою очередь делятся на:
- санкционированные государством;
- внутренние акты.
Большинство исследователей не относят локальные акты к источникам права, тем не менее они чрезвычайно важны, поскольку позволяют восполнить пробелы, имеющиеся в законодательстве.
Первая группа локальных актов представлена, прежде всего, Уставом АО – санкционирование Устава как документа АО проявляется в государственной регистрации, а в некоторых случаях и утверждении (когда АО создается при приватизации государственных унитарных предприятий).
По мнению Г.В. Цепова, устав акционерного общества имеет сложную правовую природу и относится к числу юридических актов особого рода (учредительных актов). Устав лежит в основании возникновения акционерного общества и определяет его дальнейшее существование. Кроме того, устав обладает качествами односторонней сделки общества.
Устав подтверждает факт создания общества путем его учреждения – он представляет собой волевое действие учредителей по созданию субъекта права. Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Пункт 3 ст. 11 Закона приводит перечень сведений, которые должны содержаться в уставе общества, а также декларируется право общества вносить в него и иные положения. Устав общества должен содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное фирменные наименования общества;
- место нахождения общества;
- тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);
- размер уставного капитала общества;
- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
- сведения о филиалах и представительствах общества;
- устав общества должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»).
Будучи основообразующим документом конкретного АО, устав может содержать положения, разрешающие многие вопросы (в т.ч. вопросы управления) деятельности АО. Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Таким образом, устав, хоть и не являясь источником права, является основным источником, регламентирующим деятельность АО, с одной оговоркой, что положения устава целиком и полностью должны соответствовать императивным предписаниям действующего законодательства.
К вопросу разработки устава общества следует подходить очень внимательно. Безусловно, он должен содержать максимум сведений об обществе как субъекте гражданского оборота, но при этом не быть увесистым томом. Тенденция досконально и в мельчайших деталях регламентировать в уставе все аспекты существования АО чаще всего приводят к вероятности искажения положений Закона. Поэтому устав должен быть информативным рабочим документом, составленный специалистами, поэтому принимая во внимание «типовые формы уставов», следует очень аккуратно адаптировать их к реалиям конкретного АО и его экономической деятельности.
Статья 12 Закона регламентирует порядок внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции. Для этого существует 2 пути:
1) любые изменения вносятся по решению общего собрания акционеров
2) другим путем, а именно:
- внесение в устав изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения;
- внесение изменений и дополнений в, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций.
- внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция») осуществляется на основании соответственно решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.
- внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Внутренние локальные акты (вторая группа) способствуют «разгрузке» устава от большого количества процедурных норм и детализации. Обеспечивая упорядоченность всей деятельности хозяйственного общества - управленческой, производственно-хозяйственной, финансовой, социальной, развития персонала и пр., локальное нормотворчество становится механизмом организации корпоративного управления. При этом следует внимательно относиться к положениям федеральных законов о хозяйственных обществах о возможности свободы усмотрения общества и способе ее выражения: если в законодательстве содержится право хозяйственного общества урегулировать какой-либо вопрос только в уставе общества, то этот вопрос должен быть прописан именно в уставе, а не во внутренних документах. Примерами внутрифирменных документов акционерного общества являются: Положение об общем собрании акционеров; Положение о Совете директоров; Положение о Генеральном директоре; Положение о ревизионной комиссии; Положение о счетной комиссии; Положение о ликвидационной комиссии и т.п.Положение о выплате дивидендов; Положение о филиале АО;
Таким образом, локальные (корпоративные) нормативные акты – это документы органов управления корпорации, содержащие корпоративные нормы, т.е. правила поведения, распространяющиеся только на коллектив данной корпорации. Это своего рода программа деятельности, внутренние правила. Корпоративный акт, утвержденный в установленном порядке и не противоречащий законодательству, приобретает статус официального для корпорации, и юридически обязательным для участников АО, его менеджеров, персонала.
Законодательство не устанавливает какого-либо перечня корпоративных нормативных актов, которые могут принимать корпорации, что вполне понятно, поскольку если корпорация небольшая, то возникает потребность в издании лишь нескольких корпоративных актов, регулирующих наиболее значимые стороны его деятельности: финансы и управление. Напротив, если коллектив слагается из тысяч работников, то становится необходимым детальное корпоративное регулирование множества вопросов. Число корпоративных нормативных актов в таких корпорациях порой доходит до сотни.
Еще раз обратим внимание, что устав является единственным учредительным документом АО. Заключаемый между учредителями письменный договор о создании общества, в котором определяется порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению АО, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащие размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, а также права и обязанности учредителей по созданию общества – не является учредительным документом общества (ст.9 Закона). Договор действует в процессе подготовительной работы по созданию общества. После того, как эта работа окончена, а общество учреждено, договор в значительной своей части теряет практическое значение.
До принятия поправок Федеральным законом «Об акционерных обществах» предусматривалось вынесение вопросов о предстоящей реорганизации, утверждении договора о слиянии, устава и передаточного акта на рассмотрение общих собраний акционеров АО, участвующих в слиянии. Согласно новым требованиям общими собраниями акционеров должно приниматься решение о реорганизации в форме слияния, включающее в себя утверждение соответствующего договора, передаточного акта АО, участвующего в слиянии, и устава общества, создаваемого путем реорганизации. Необходимость принятия единого решения по данным вопросам объясняется тем, что перед реорганизуемой компанией вставала непростая проблема: как быть в случае принятия решения по вопросу о преобразовании общества и непринятия решения, например, об утверждении договора о слиянии или передаточного акта. Изменения коснулись и самого договора о слиянии.
Кроме требуемой ранее информации о порядке и условиях слияния и конвертации акций, а также таких очевидных положений, как наименование и местонахождение АО, участвующих в слиянии, и создаваемого общества, в договор включены:
сведения о количестве членов совета директоров будущей компании, избираемых каждым участвующим в реорганизации обществом;
списки членов ревизионной комиссии (ревизора) и коллегиального исполнительного органа создаваемого АО;
данные о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа будущей компании;
информация о регистраторе.
Состав коллегиального исполнительного органа указывается в том случае, если уставом создаваемого АО предусмотрено наличие такого органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Законом также допускается включение в договор информации об аудиторе общества, а также иных сведений. Договором о слиянии для реорганизуемых обществ может быть установлен особый порядок совершения отдельных сделок или запрет на них с момента принятия решения о преобразовании АО и до завершения процесса. Сделки, совершенные с нарушением этого положения, могут быть признаны недействительными по иску реорганизуемых обществ или их акционеров. Данное требование направлено на защиту акционеров, например, в случае, если одна из участвующих в слиянии компаний захочет вывести часть активов после принятия решения о реорганизации.
Если уставом общества предусмотрено наличие совета директоров, на общих собраниях акционеров преобразуемых АО необходимо будет также принять решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемой компании. Его количественный состав устанавливается проектом договора о слиянии. При этом общество избирает членов совета директоров в количестве, пропорциональном отношению доли акций, размещаемых среди акционеров каждого участвующего в реорганизации АО, к общему количеству размещаемых акций. Полученное число округляется до целого. Акционеры, являющиеся владельцами не менее чем 2% голосующих акций, вправе выдвигать своих кандидатов в количестве, не превышающем общее число избираемых данным обществом членов совета директоров (эта цифра указывается в сообщении о проведении общего собрания акционеров).
Акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее 2% голосующих акций реорганизуемого общества, вправе также выдвигать кандидатов в коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию, а также на должность единоличного исполнительного органа создаваемой компании. Такие предложения должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до проведения общего собрания его акционеров. Соответственно, изменен срок, не позднее которого должно быть сообщено о проведении внеочередного общего собрания, на котором будет поднят вопрос о реорганизации АО. Этот срок увеличен с 50 до 70 дней. Решение о включении лиц, выдвинутых акционерами или советом директоров реорганизуемого общества для голосования на общем собрании акционеров, принимается большинством в 3/4 голосов членов совета директоров данной компании. Таким образом, еще одним нововведением стала отмена совместного собрания акционеров реорганизуемых обществ. Все необходимые вопросы выносятся на общие собрания участвующих в слиянии АО. В законе содержится указание на возможность выдвижения кандидатов в совет директоров, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию и на должность единоличного исполнительного органа общества, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, разделения и выделения.
Информация о работе Особенности создания, функционирования, ликвидации акционерного общества