Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть с различных позиций и аспектов виды и понятия государственного и политического режима.
Попытаться осветить все разновидности политического режима, современные подходы к определению самого понятия - «политический режим».

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки.…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности....………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………………..8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»…………………………………………………………………………...10
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов…………….13
2.1 Демократический государственно-политический режим……………...14
2.2 Авторитарный государственно-политический режим………………....19
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим………………….22
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….……3

Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки.…….5

1.1 Государственно-политический режим  и его разновидности....………..5

1.2 Виды государственного политического  режима………………………..8

1.3 Современные подходы к определению  понятия «политический режим»…………………………………………………………………………...10

Глава II. Классификация государственно-правовых режимов…………….13

2.1 Демократический государственно-политический  режим……………...14

2.2 Авторитарный государственно-политический  режим………………....19

2.3 Тоталитарный государственно-политический  режим………………….22

Заключение……………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………31

 

Введение

политический режим стабильность оппозиция

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений  общества и государства; характеризуется  совокупностью методов и способов осуществления государственной  власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического  поведения фактически допускающимся  в государстве.

Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное  устройство. В ряде случаев при  смене политического режима может  меняться форма правления. Также  при смене политического режима может меняться и государственное  устройство, например при военных  переворотах федеративные государства  иногда превращаются в унитарные и наоборот. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.

Можно установить определенную зависимость  между уровнем социально-экономического развития общества и политическим режимом. Чем выше этот уровень, тем демократичнее  режим. Но это, конечно, лишь тенденция, которая в конкретных странах  в отдельные периоды их истории  может нарушаться. Сегодня авторитарные и тоталитарные режимы существуют лишь в наиболее отсталых странах, хотя и  не во всех. В целом можно констатировать глобальную тенденцию к установлению демократических и либеральных  режимов.

На разных этапах становления человеческого  общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В  большинстве развитых стран общество стремиться установить демократию, хотя по-прежнему существуют страны с авторитарным режимом, а тоталитарный государственно-политический режим практически себя изжил. Но как понять какой в стране режим? Ответ прост, необходимо разбираться в самом понятии «политический режим», а также знать характеристику основных его видов.

Свое воздействие на общество власть осуществляет через конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены  принципами организации ветвей власти. Все вышеперечисленное можно  обозначить понятиями государственного и политического режима.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть с различных позиций и аспектов виды и понятия государственного и политического режима.

Попытаться осветить все разновидности  политического режима, современные  подходы к определению самого понятия - «политический режим».

Научный анализ государства невозможен без учета тех методов, с помощью  которых осуществляется государственная  власть. Речь идет о политическом режиме, который представляет собой совокупность методов и средств, при помощи которых осуществляется государственная  власть в стране. Поэтому в данной работе необходимо проанализировать все  главные группы классификации государственно-правовых режимов, а так же их общепринятые характеристики.

 

Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки

 

Политические режимы, а  также их классификация представляет большой интерес, и имеют большой  значение для теории государства  и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства  и определения его формы.

Формы государства дают представление  о внешнем выражении государственности, однако зная форму правления и  форму государственного устройства нельзя точно представить точный реальный политический статус социальных, национальных и религиозных групп, фактическую роль государственной  власти.

 

1.1 Понятие государственно-политического  режима

 

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в научном обороте в 60-е гг. XX века, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов. Само понятие произошло от латинского regimen т.е.- управление.1

В европейской политической науке  наиболее широко распространено определение  политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах разных известных авторов: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период»

В американской политологии, в отличие  от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Политический режим предполагает широкого и узкого подходов, так  как это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство  и негосударственные, общественно-политические организации.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а  также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет большое  значение политический режим, как в  узком смысле слова (совокупность приемов  и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков  государства: тюрем, иных карательных  учреждений, диктаторские или демократические  приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.2

Политический режим - это динамичная, функциональная характеристика политической системы. Категория «политический  режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично, либо недемократично.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры:

  • Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  • Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
  • Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность государственного аппарата;
  • Место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • Тип политического поведения; характер политического лидерства;
  • Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • Политическое и юридическое положения и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
  • Меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

 

 

1.2 Виды государственно-политических  режимов

 

Современные ученые выделяют три основных видов политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Но на самом деле политических режимов  гораздо больше. Их разнообразие обусловлено  влиянием на них множества факторов:

сущность и форма государства;

характер законодательства;

фактические полномочия государственных  органов и юридические формы  их деятельности;

соотношение общественно-политических сил;

уровень и стандарты жизни;

состояние экономики;

формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существенное влияние на вид  политического режима оказывают  исторические традиции страны, а в  более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве  слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического  режима может оказать воздействие  и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные  политические режимы, они неодинаковы  в конкретных государствах одного и  того же времени.

Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом  и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического  режима всегда связано с тем, в  каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Так, периоду рабовладения присущи  деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим  своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма».3

При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.

Известная преемственность и наличие  некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют  свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам. Демократический  политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность  провозглашенных прав и свобод, прочную  законность и правопорядок, существование  различных форм собственности и  плюрализм мнений. Демократический  политический режим невозможен без  многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни  широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

Информация о работе Политические режимы