Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть с различных позиций и аспектов виды и понятия государственного и политического режима.
Попытаться осветить все разновидности политического режима, современные подходы к определению самого понятия - «политический режим».

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки.…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности....………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………………..8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»…………………………………………………………………………...10
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов…………….13
2.1 Демократический государственно-политический режим……………...14
2.2 Авторитарный государственно-политический режим………………....19
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим………………….22
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

Представительная демократия позволяет  осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам  исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально  организует политическую систему и  т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства  граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.10

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает  условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых  негативных конкретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что  демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где  социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Кроме того, демократический режим  в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

«Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует  общедемократические права и  свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.»11

Существуют условия формирования и функционирования демократического политического режима такие, как:

1. Политические, которые характеризуются  развитостью гражданского общества, стабильностью политической власти, существованием и функционированием  политических партий и движений  как мощных рычагов влияния  на общественно-политические и  социальные процессы, наличием политического  плюрализма;

2. Экономические условия предполагают  наличие: высокого уровня индустриального  и экономического развития в  целом, высокой степени урбанизации,  развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной  конкурентной экономики и, наконец,  плюрализм форм собственности;

3. Внешнеполитические условия обусловлены:  прямым военным, политическим, экономическим,  культурно-информационным воздействием, влиянием примера демократических  государств, а также стабильными  дружественными отношениями с  другими государствами и отсутствием  военной угрозы.

4. Социальные условия заключаются  в относительно высоком уровне  благосостояния граждан, в сглаживание  социального неравенства, в рассредоточение  в обществе различных социальных  благ (декомпозиция социального  неравенства), в социальном плюрализме  и в наличие многочисленного  и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

5. Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность  в целом), гражданскую политическую  культуру и демократические традиции.

6.Религиозные условия предполагают  наличие религии с установками  на индивидуальную свободу, равенство,  трудолюбие, отрицание церковной  иерархии (протестантизм).

При характеристике демократического режима важно дать оценку демократического типа личности. Какой же должна быть эта личность? Эта личность, которую  характеризуют:

1) полифоничность мышления;

2) толерантность (терпимость к  инакомыслию);

3) конструктивность и созидательность,  терпимое отношение к существующей  власти;

4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;

5) многомерность восприятия;

6) потребность в самореализации;

7) осознанный выбор пути;

8) достижение целей уже сейчас  с ориентацией на будущее.

Мы уже знаем, что из себя представляет демократический государственно-политический режим, но мы не знаем, какие существуют гарантии функционирования этого режима. Такие гарантии, как:

- Система контроля со стороны  гражданского общества за деятельностью  государственных органов и аппарата.

- Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.

- Своевременное полное политическое  информирование граждан.

- Ограничение срока пребывания  в представительных органах власти.

- Упрощение отзыва депутатов  и смены чиновников.

Хотелось бы отметить, что без  демократического политического режима в государстве невозможно полное и всестороннее соблюдение прав и  свобод человека. Именно на это в  демократическом обществе направленно функционирование всех элементов политической системы.

Демократического общества не может быть без законодательства, устанавливающего гарантии соблюдения общепринятых прав человека, без наличия эффективных механизмов их защиты, в том числе без нормально функционирующей подлинно независимой судебной системы, без равенства всех граждан перед законом и судом, независимо от имущественного и социального положения. Любое по-настоящему демократическое общество стремиться построить правовое государство.

Истинно демократическое государство  ограниченно в возможности вмешательства  в частную жизнь граждан, деятельность их объединений. Гражданам должна быть предоставлена большая степень  свободы в выборе форм и механизмов осуществления своих гражданских  прав (более того это касается экономических, культурных, а также социальных прав). Необходимым признаком демократического политического режима является развитое гражданское общество.

 

2.2 Авторитарный  государственно-политический режим

 

Авторитарный режим - это система  правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном  участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или  правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья - в этом случае авторитарный режим  называется абсолютной монархией. Многие ученые считают авторитарный режим промежуточным между демократией и тоталитаризмом.

Сохраняются такие режимы с помощью  аппарата принуждения и насилия  армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат  действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В  таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить  налоги без личного участия в  их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме "Государство - это я", высказанном  Людовиком XIV.12

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том  числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

На основе вышеперечисленного можно выделить общие черты авторитарных режимов. К числу таких черт относятся следующие:

  • авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом - кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
  • для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
  • при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
  • авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
  • в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
  • во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Необходимо знать и условия, при которых возникает авторитарный государственно-политический режим:

1. Социальный и политический  кризис общества, выражающий переходный  характер переживаемого времени.  Для такого кризиса характерна  ломка устоявшихся традиций, образа  жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений;

2. С ломкой исторического уклада  жизни общества связано размывание  наличной социально-классовой структуры,  происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства;

3. В сфере социальной психологии  и идеологии нарастают настроения  заброшенности и отчаяния, стремление  к «восстановлению» социальной  справедливости путем установления  поголовного равенства, потребительское  отношение к жизни берет верх  над этикой производительного  труда. Рождается образ врага  народа, персонифицируемого в лице  какого-либо общественного института,  социальной группы или нации.  Возникает культ личности вождя,  с которым связываются последние  надежды на преодоление кризиса;

4. В большой степени возрастает  роль исполнительных органов  государственной власти и основной  военной силы - армии, обращаемой  внутрь общества. Особое значение  приобретает бюрократия, без которой  невозможно функционирование - более  или менее успешное - исполнительной  власти в условиях нарастающего  кризиса и которая становится  источником и хранителем власти, стоящей над обществом;

5. Наконец, решающим условием  возникновения авторитаризма является  лидер, обладающий авторитетом,  признаваемый большинством нации,  что обеспечивает возможность  бескровного, мирного захвата  власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.13

В мировом обществе в XX веке имели  место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской  Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или  на основе не развитой политической и  социальной структур общества. Возможность  возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

Информация о работе Политические режимы