Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть с различных позиций и аспектов виды и понятия государственного и политического режима.
Попытаться осветить все разновидности политического режима, современные подходы к определению самого понятия - «политический режим».
Введение………………………………………………………………….……3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки.…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности....………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………………..8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»…………………………………………………………………………...10
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов…………….13
2.1 Демократический государственно-политический режим……………...14
2.2 Авторитарный государственно-политический режим………………....19
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим………………….22
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………31
Отличаются разнообразием и
антидемократические
Многие ученые противопоставляют
один политический режим другому. Одно
из наиболее часто используемых противопоставлений
авторитаризм и демократия. По сути
дела, речь идет о широте участия
граждан в осуществлении
Демократии нередко
На самом деле, в противоположность диктаторскому, выступает не демократический, а либеральный режим, при котором государство ограничивается только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм».5
Тоталитарный же режим предполагает тотальное, не имеющее разумного оправдания вмешательство государства в частную жизнь людей, в дела гражданского общества. И снова трудно не признать, что чрезмерно вмешиваться в частные интересы можно и демократически, т.е. по решению большинства. С другой стороны, еще А.Токвиль отмечал, что свобода не связана исключительно с какой-то одной формой политического устройства и встречается не только в демократических государствах. Индивидуальная свобода, как противоположность закрепощенному состоянию человека в тоталитарном государстве, не может служить отличительным признаком демократии. Тотальному вмешательству политической власти в личную жизнь человека противостоит не демократия, а анархия отсутствие политической власти (или полный коммунизм по К.Марксу).
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»
В современной науке сложилось
две основные традиции осмысления понятия
«политический режим», одна из которых
связана с политико-правовым подходом,
сложившимся в юридической
а) Институциональный подход
Данный подход называют также
политико-правовым и формально-юридическим.
В его рамках основное внимание уделяется
процедурным, формально-юридическим
характеристикам
Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:
Постепенно эта типология
К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.
б) Социологический подход
В рамках данного подхода
Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.
Сходной точки зрения придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, определяющие режим как: «совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения».
В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.
Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти.7 Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических целей и интересов просто невозможно.
В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п.8 Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т. п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т. д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.
Роберт Даль с помощью двух критериев — конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление — выделяет четыре идеальных типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независимо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.
Так же в различные периоды можно проследить в любом почти государстве следующий политический режим - анархический.
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
Наиболее подробно остановимся на основных типах политических режимов.
2.1 Демократический
государственно-политический
Демократический политический режим - это такой режим, при котором источником власти является народ. Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в
2. Политическая власть носит
легитимный характер и
3. Для демократического режима
характерно разделение властей
(отделение друг от друга
4. Демократический режим
5. Важной характеристикой
6. Демократический политический
режим характеризуется высокой
степенью реализации прав
Демократия может
Прямая демократия позволяет осуществлять
власть самим народом без политических
посредников. Отсюда и ее название -
непосредственная, т.е. та, которая проводится
в жизнь через следующие
Одни из них - выборы, референдумы -
четко регламентированы соответствующими
нормативными актами (конституцией, специальными
законами), носят императивный (обязательный)
характер и не нуждаются в санкции
государственных структур, другие имеют
консультативный характер. Однако независимо
от юридической природы различных
институтов прямой формы демократии
их влияние на механизмы принятия
политических решений трудно переоценить,
так как в них находит
К положительным моментам прямой демократии
можно отнести то, что она: дает
больше возможностей (по сравнению
с представительными
Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.