Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 03:48, курсовая работа
Выбранная тема носит актуальный характер, так как политический режим и стиль государственного управления – характеристика не только государства, но и политической системы общества, а именно отношений между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, методы и формы взаимодействия с населением. Политический режим и стиль государственного управления – это способ функционирования политической системы общества. Таким образом, значение политического режима и стиля государственного управления в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.
Введение……………..………………………………………..………………..………….. 3
1 Политический режим и стиль государственного управления как
часть политической системы общества…………………………………….………….. 5
1.1 Политический режим как элемент формы государства …………......................... 5
1.2 Классификация политического режима………………….………………………... 7
1.3 Стиль государственного управления как форма взаимоотношений
власти и граждан ………………………………………………………...……………. 17
2 Методы и формы взаимодействия политических режимов и стилей
государственного управления……………..……………………….….…………….… 22
2.1 Политический режим и стиль государственного управления, методы
и формы их взаимодействия на примере современной России………………….…. 25
3 Перспективы Развития демократии в Российской Федерации………..………….... 30
Заключение………………………………………………………………………….…… 35
Список литературы………………………………………………………………….…… 37
Наряду с положительными сторонами существуют и недостатки прямой демократии – это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.9
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые признаны выравнивать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ; в субъектах Федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с прямой) для принятия эффективных решений, поскольку в процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему.
К недостаткам представительной демократии относятся следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан и т.п.10
Однако в современном демократическом государстве эти две формы призваны, прежде всего, дополнять друг друга – для обеспечения демократических форм правления и политического режима. Сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа. Прямая демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему.
Они тесно переплетены друг с другом уже потому, что сами выборы представительных органов являются формой прямого осуществления власти народом. Из такого понимания исходит Конституция РФ 1993 г. (ст. 3 ч. 3) «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Недемократический режим
К недемократическому режиму относятся тоталитарный и авторитарный режимы.
Тоталитарный режим (от латинского totus – весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие черты:
-государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
-общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
-монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
-государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
-доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
-господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
-фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Авторитарный режим
можно рассматривать как
Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. 11
Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
К основные характеристикам авторитарного политического режима можно отнести следующие черты:
- центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
-игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
-роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
-суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
-сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
-в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
-сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
-существует частичный плюрализм;
-права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
-силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
Либеральный политический режим
Либеральный политический режим (от лат. – свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения.12
Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан.
К характерным чертам
- Рыночные отношения;
- равенство всех граждан;
- провозглашается свобода слова;
- плюрализм мнений.
- экономическую основу либерализма составляет частная собственность;
- государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров;
- допускается существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах);
- многопартийность – необходимый атрибут либерального общества;
- государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов;
- принципа разделения властей;
- государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть;
Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.
Понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.
В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У разных авторов на сей счёт существуют различные мнения.
1.3 Стиль государственного управления как форма взаимоотношений власти и граждан
Среди факторов рационализации государственного управления очень важное место занимает его стиль: продуманное и согласованное взаимодействие управленческих элементов и человеческого потенциала.
Для того чтобы разобраться со стилем государственного управления, нам нужно понять, а что же такое государственное управление, каковы его сущностные черты и свойства.
Глазунова Н.И. даёт определение понятию государственное управление (ГУ) как в узком так и в широком смыслах. В более узком смысле она понимает под государственным управлением сознательное, целенаправленное воздействие государственной власти на общество, как систему, через исполнительную, распорядительную и контрольную работу государственных органов, в основе которой государственная служба, как профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов. 13
В более широком смысле под государственным управлением понимается управление в масштабах общества - призвано создавать и закреплять законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности. 14
Атаманчук Г.В государственное управление понимает как практическое, организационное и регулирующее воздействие на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочивания, сохранения опирающееся на его властную силу. 15
Из анализа определений можно выделить сущностные свойства государственного управления:
- субъектом данного управления является государство в лице его органов;
- ядром государственного управления выступает государственная власть;
- государственное управление распространяется на всё общество, и за его пределы;
- государственное управления обладает таким свойством, как системность. Это свойство предает согласованность, целеустремленность, рациональность и эффективность.
Стиль - продуманное и согласованное взаимодействие управленческих элементов и человеческого потенциала, представляет собой специфическое отражение в особой управленческой сфере общества единства субъективного и объективного.
Рассмотрим определения стиля государственного управления в широком и узком смыслах.
В широком смысле под стилем государственного управления понимается сложное, многоэлементное, системное. Он основан на определенном синтезе социальных, организационных, нормативных, информационных и технических параметров государственного управления, то есть, в известной мере, на объективных началах, с одной стороны, и генофонда, интеллектуального развития, социально-психологических сил и исторического опыта человеческого потенциала, короче, субъективного фактора, вовлеченного в управление, – с другой.16