Политический режим и стиль государственного управления, методы и формы их взаимодействия на примере современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 03:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема носит актуальный характер, так как политический режим и стиль государственного управления – характеристика не только государства, но и политической системы общества, а именно отношений между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, методы и формы взаимодействия с населением. Политический режим и стиль государственного управления – это способ функционирования политической системы общества. Таким образом, значение политического режима и стиля государственного управления в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Содержание

Введение……………..………………………………………..………………..………….. 3
1 Политический режим и стиль государственного управления как
часть политической системы общества…………………………………….………….. 5
1.1 Политический режим как элемент формы государства …………......................... 5
1.2 Классификация политического режима………………….………………………... 7
1.3 Стиль государственного управления как форма взаимоотношений
власти и граждан ………………………………………………………...……………. 17
2 Методы и формы взаимодействия политических режимов и стилей
государственного управления……………..……………………….….…………….… 22
2.1 Политический режим и стиль государственного управления, методы
и формы их взаимодействия на примере современной России………………….…. 25
3 Перспективы Развития демократии в Российской Федерации………..………….... 30
Заключение………………………………………………………………………….…… 35
Список литературы………………………………………………………………….…… 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с положительными сторонами существуют и недостатки прямой демократии – это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.9

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые признаны выравнивать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ; в субъектах Федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с прямой) для принятия эффективных решений, поскольку в процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему.

К недостаткам представительной демократии относятся следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан и т.п.10

 Однако в современном демократическом государстве эти две формы призваны, прежде всего, дополнять друг друга – для обеспечения демократических форм правления и политического режима. Сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа. Прямая демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему.

Они тесно переплетены друг с другом уже потому, что сами выборы представительных органов являются формой прямого осуществления власти народом. Из такого понимания исходит Конституция РФ 1993 г. (ст. 3 ч. 3) «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

 

Недемократический режим

К недемократическому режиму относятся тоталитарный и авторитарный режимы.

Тоталитарный режим (от латинского totus – весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие черты:

-государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

-общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

-монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

-государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

-доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

-господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

-фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

 Авторитарный режим  можно рассматривать как своего  рода компромисс между тоталитарным  и демократическим политическими  режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. 11

Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

К основные характеристикам авторитарного политического режима можно отнести следующие черты:

- центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

-игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

-роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

-суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

-сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

-в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

-сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;

-существует частичный плюрализм;

-права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

-силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

 

Либеральный политический режим

Либеральный политический режим (от лат. – свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения.12

Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан.

 К характерным чертам либерального  политического режима можно отнести:

- Рыночные отношения;

- равенство всех граждан;

- провозглашается свобода слова;

- плюрализм мнений.

- экономическую основу либерализма составляет частная собственность;

-  государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров;

- допускается существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах);

- многопартийность – необходимый атрибут либерального общества;

- государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов;

- принципа разделения властей;

- государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть;

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

Понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.

В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию  термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и  единого  мнения  по  поводу классификаций  политических  режимов.  Вопрос   классификации   политических режимов всегда был очень сложным.  У разных авторов на сей  счёт  существуют различные мнения.

 

1.3 Стиль государственного управления как форма взаимоотношений власти и граждан

 

Среди факторов рационализации государственного управления очень важное место занимает его стиль: продуманное и согласованное взаимодействие управленческих элементов и человеческого потенциала.

Для того чтобы разобраться со стилем государственного управления, нам нужно  понять, а что же такое государственное управление, каковы его сущностные черты и свойства.

Глазунова Н.И. даёт определение понятию государственное управление (ГУ) как в узком так и в широком смыслах. В более узком смысле она понимает под государственным управлением сознательное, целенаправленное воздействие государственной власти на общество, как систему, через исполнительную, распорядительную и контрольную работу государственных органов, в основе которой государственная служба, как профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов. 13

В более широком смысле под государственным управлением понимается управление в масштабах общества - призвано создавать и закреплять законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности. 14

Атаманчук Г.В государственное управление понимает как  практическое, организационное и регулирующее воздействие на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочивания, сохранения опирающееся на его властную силу. 15

Из анализа определений можно выделить сущностные свойства государственного управления:

- субъектом данного управления  является государство в лице  его органов;

- ядром государственного управления выступает государственная власть;

- государственное управление распространяется на всё общество, и за его пределы;

- государственное управления обладает таким свойством, как системность. Это свойство предает согласованность, целеустремленность, рациональность и эффективность.

Стиль - продуманное и согласованное взаимодействие управленческих элементов и человеческого потенциала, представляет собой специфическое отражение в особой управленческой сфере общества единства субъективного и объективного.

Рассмотрим определения стиля государственного управления в широком и узком смыслах.

В широком смысле под стилем государственного управления понимается сложное, многоэлементное, системное. Он основан на определенном синтезе социальных, организационных, нормативных, информационных и технических параметров государственного управления, то есть, в известной мере, на объективных началах, с одной стороны, и генофонда, интеллектуального развития, социально-психологических сил и исторического опыта человеческого потенциала, короче, субъективного фактора, вовлеченного в управление, – с другой.16

Информация о работе Политический режим и стиль государственного управления, методы и формы их взаимодействия на примере современной России