Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 03:48, курсовая работа
Выбранная тема носит актуальный характер, так как политический режим и стиль государственного управления – характеристика не только государства, но и политической системы общества, а именно отношений между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, методы и формы взаимодействия с населением. Политический режим и стиль государственного управления – это способ функционирования политической системы общества. Таким образом, значение политического режима и стиля государственного управления в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.
Введение……………..………………………………………..………………..………….. 3
1 Политический режим и стиль государственного управления как
часть политической системы общества…………………………………….………….. 5
1.1 Политический режим как элемент формы государства …………......................... 5
1.2 Классификация политического режима………………….………………………... 7
1.3 Стиль государственного управления как форма взаимоотношений
власти и граждан ………………………………………………………...……………. 17
2 Методы и формы взаимодействия политических режимов и стилей
государственного управления……………..……………………….….…………….… 22
2.1 Политический режим и стиль государственного управления, методы
и формы их взаимодействия на примере современной России………………….…. 25
3 Перспективы Развития демократии в Российской Федерации………..………….... 30
Заключение………………………………………………………………………….…… 35
Список литературы………………………………………………………………….…… 37
В-пятых, в стране за годы реформ произошли сильное отчуждение личности и основной части общества от собственности, политической власти, обнищание подавляющего большинства народа, разгул коррупции и преступности и т.д., что делает практически невозможной последовательную реализацию принципов демократизма и гуманизма.
В-шестых, в процессе реформ государственно-политическое руководство страны неоднократно грубо нарушало принципы демократического правового государства, что нашло свое особенно яркое проявление в войне в Чечне, событиях сентября — октября 1993 г. (расстрел парламента), массовой длительной невыплате заработной платы и др.
В-седьмых, в менталитете российского народа еще сохраняются сильные утопические ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок и изменит жизнь людей к лучшему.
Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. 19
Авторитарность заложена в
традициях российского
С другой стороны в России четко прослеживаются принципы характерные демократии:
- выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов
- проведение референдумов;
- свобода слова;
- расширение отдельных политических прав для граждан ;
- утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма;
- наличие многопартийности;
- политическая оппозиция;
- разделения властей;
- института импичмента и т.п.
Но следует понимать то, что все эти нормы и институты носят формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии.
Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии. С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия.
В перспективе усиление в России демократических тенденций возможно. В случае успеха реформ, их продуманного и массового характера (например, пенсионная реформа или социальная). Так как практически все изменения в настоящее время противоречат интересам широких слоёв населения.
Подавляющее большинство россиян в годы перехода к демократии видели надежду на лучшую жизнь. Сегодня, судя по результатам исследования Института социологии РАН «О чем мечтают россияне»20 (Приложение Б), россияне имеют если не мечту, то вполне отчетливо выраженное представление о том, что есть общественное благо, и какая должна быть модель демократии, чтобы реализовать ее практически. На прямой вопрос: «Какая идея, лозунг в наибольшей степени выражает мечту о будущем России?» наиболее популярными являются ответы: «социальная справедливость, государство, заботящееся о своих гражданах» и «равные права для всех, демократия, свобода самовыражения личности». В каком-то смысле этот запрос можно интерпретировать в качестве мечты, причем трудно достижимой, поскольку в нашей стране соединить идеи демократии, свободы, справедливости с идеей государственности, а ее, в свою очередь, трансформировать в эффективную дееспособную власть, до последнего времени еще никому не удавалось.
Анализируя развитие демократии в нашей стране, многие специалисты довольно скептически оценивают как современное ее состояние, так и перспективы. В различных международных рейтингах, характеризующих уровень политических свобод, наша страна также находится далеко не на лидирующих позициях. 21
Чарльз Тилли, американский социолог и политолог, считал, что особенно важно для России, не пытаться, демократизируя социальную жизнь ослаблять государство. Напротив, именно сильное государство увеличивает наши шансы на достижение эффективной демократии. Чем выше дееспособность государственных институтов, тем быстрее протекают процессы демократизации.22
В настоящее время, по мнению многих учёных, кандидатов наук,23 стоит задача вернуть обществу в какой-то момент потерянную веру в эффективность демократических институтов и свою способность оказывать влияние на происходящие в стране процессы. Решение этой задачи они видят в следующем:
1) Приоритетной представляется двуединая задача – борьба с социальной болезнью, с бедностью. Социальные болезни, так же как и болезни самые обычные требуют для своего лечения прежде всего точного, безошибочного диагноза. Прежде чем предлагать обществу лекарство от столь опасного недуга, каким является хроническая бедность немалой части россиян, надо точно определить причины этого явления. Таких причин существует две. Одна - это спад производства, последствия которого, даже и в нынешних условиях далеко еще не преодолены. Вторая причина не менее существенна. Это огромное социально-экономическое размежевание в российском обществе.
2) Крайне важной также является задача реанимации в какой-то форме традиционной российской интеллигенции или «предэлитного» слоя, который не имел бы такой дистанции с основной массой населения, как нынешняя элита.России для того чтобы стать по настоящему современной страной, необходим статистически значимый слой людей, ориентированных в своих жизненных практиках на ценности самореализации.
3) Так же, важным представляется, во-первых, признание фактора многообразия России, многоукладности ее социальной структуры, и, во-вторых, не декларативное, а реальное обеспечение гражданам свободы выбора, когда индивиды, имеющие разный социальный опыт, разные системы ценностей, жизненные стратегии, могли бы сами выбирать сферу и способы приложения своих усилий. Ведь настоящая демократия - такая организация общественной жизни, которая позволяет каждому человеку выбирать жизненные стратегии в соответствии с собственными представлениями о том, что для него является важным - политика, семья, работа, творчество, досуг и т. д. И чем больше этих возможностей, тем шире пространство свободы и демократии. Между тем, в настоящее время, даже по сравнению с «лихими» 90-ми, происходит «схлопывание» этих возможностей. Тогда существовал потенциал трудовой мобильности, прежде всего, в нарождающемся и еще относительно слабо контролируемом бизнесе. По неофициальным экспертным оценкам, в эти годы почти 40% граждан страны сменили работу или профессию. Жили несравненно беднее, но проблема занятости не являлась первоочередной. Кроме того, сохранялась возможность влияния на политическую жизнь страны, как в центре, так и на местах.
4) Так же важным является снятие негатива, который накопился в отношениях между крупным бизнесом и обществом. Прямое участие бизнеса в политической жизни уже доказало свою неэффективность. Но ничего хорошего не сулит и его замыкание на корпоративных, узкогрупповых интересах. Наиболее перспективным представляется переключение внимания крупного бизнеса на задачу приращения человеческого и социального капитала, существенное повышение вложений в развитие образования, науки, здравоохранения, экологии, т.е. в те направления, которые составляют квинтэссенцию современной социальной активности корпораций в рамках доктрины социальной ответственности бизнеса.
5) Следует обратить внимание на рост общественно-политической активности рядовых граждан России. Здесь и акции протеста в Калининграде, акции «синих ведёрок», Химкинский лес и т.д. В этих акциях наиболее наглядно проявилось, что выросшая гражданская активность направлена не против государства, наоборот, люди, так или иначе требуют возвращения государства: указывают, что государство не исполняет априори возложенные на него функции.
Изучив различные мнения по поводу того, что нужно сделать для того что бы Российская Федерация подлинно считалось демократичным государством, можно сделать вывод, самое главное, что должно произойти превращение государственного аппарата в механизм подконтрольный людьми.
Первое, что нужно сделать, в полном объеме реализовать заложенный в Конституции потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные ее статьи, для того чтобы общество стало доверять государству, почувствовало себя защищенным и имеющим права слова, выбора и тд. В то же время, мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу.
Так же стоит с расширить возможности участия населения в политической жизни страны, т.к. партии слабо реагируют на события в общественной жизни, не анализируют их и предлагают мало решений возникающих проблем. Это приводит к минимальной степени взаимодействия партий с институтами гражданского общества и от этого возникает ощущение оторванности сферы публичной политики от повседневной жизни людей. Для решения этой проблемы можно организовать «общественно-партийные холдинги», и т.п., в которых тон будут задавать не партийные функционеры, а гражданские активисты, деятельность которых не будет ограничиваться лишь участием в выборах. Это повысит уровень доверия населения к государственной власти, так как всегдашнее подавление общества репрессиями, привело к тому, что общество не имеет эффективных способов влияние на государство, а государство не осознаёт необходимости серьёзного самоограничения.
Если этого не произойдёт, если гражданин и государство не придут к доверительным отношениям, не будут идти на встречу друг другу, помогать друг другу, то возникнет реальная проблема устойчивости государства, и что гораздо важнее развитие страны.
Заключение
Все авторы отмечают важное значение политического режима и стиля государственного управления, взаимодействие их методов и форм при характеристики государства и определении его формы.
Для характеристики формы государства политический режим и стиль государственного управления имеют большое значение, как в узком смысле: методы, приёмы, технологии государственного руководства; так и в более широком: уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.
Рассматривая различные методы и формы взаимодействия политического режима и стиля государственного управления, можно выявить отличия одних методов и форм от других:
- статус и роль в
обществе политических
- методы осуществления
государственной власти; каким методам
господства отдаётся
- конфигурация партийной
системы: однопартийные или
- плюрализм, в том числе
наличие или отсутствие
- формы отношения населения к политическому участию;
- методы выработки политических решений;
- способы урегулирования конфликтов.
Основной вывод заключается в том что, ввиду динамичности развития современного мира, методы и формы взаимодействия политического режима и стиля государственного управления, их классификация будут требовать дальнейшего исследования, изучения в соответствии с современными реалиями. Что касается политического режима и стиля государственного управления в РФ, то общество нашей страны подошло к такому рубежу, когда оно либо окончательно согласится с существующим порядком вещей, либо люди начнут искать пути и способы более активного влияния на окружающую их жизнь. Многое в нынешних условиях зависит от эффективных действий властей в центре и на местах. Но еще больше - от жизненной энергии, общественной, гражданской активности россиян, которые уже не раз демонстрировали поразительную способность выходить из самых трудных ситуаций.
Список литературы
Нормативно - законодательные документы
Учебники и учебные пособия
2010. 379 с.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и права. 418 с.
6 . Атаманчук Г.В. Теория Государственного управления . Kуpc лекций — М.: Юрид. лит., 1997. 301 с.
7. Нерсесянц В. С., Общая теория права и государства, М. изд. «Норма», 2002. 832 с.