Понятие государственной службы и ее становление в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения становления государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. Цель данной работы раскрыть понятие «государственная служба», рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство о государственной службе в Российской Федерации, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
3
Основная часть…………………………………………………………….7
5
Глава 1. Понятие государственной гражданской службы …………….7

5
Глава 2. Историко-правовой анализ возникновения и развития государственной службы в России ……………………………….….... 13

Глава 3. Общая характеристика современного законодательства, регулирующего государственную службу в Российской Федерации . 22




1
Глава 4. Проблемные вопросы реформирования государственной службы при реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации»………………….. 32

Заключение……………………………………………………………… 38

Список использованных источников и литературы…………………. 41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Microsoft Office Word.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

Закон был  базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций.

В том  же 1995 году Указом Президента Российской Федерации был утвержден Реестр федеральных государственных должностей Российской Федерации. Одновременно принимались  законодательные и иные нормативные  правовые акты, регламентирующие государственную  службу субъектов Российской Федерации.

Для практической организации  и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях РФ» Собрание законодательства РФ 1995 г. №3. Ст. 173; 1998. №43. Ст. 5337, от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» Собрание законодательства РФ 1997 г. №36. Ст. 4129; 2003 №30. Ст. 3045, от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изм. и доп.) Собрание законодательства РФ 1997 г. №37. Ст. 4270; 2001 №15. Ст. 1468.

Второй этап (1997 г. – осень 1999 г.).

В этот период Администрацией Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была подготовлена Концепция административной реформы (основные положения которой были озвучены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию весной 1998 г.). В этом документе впервые  были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы, и представлен замысел реформы  – повысить профессионализм государственной  службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и  гражданского общества.

Третий этап (зима 1999 г. – 2002 г.).

Формируется общий концептуальный подход к варианту модернизации института государственной  службы страны в целом. Он завершился утверждением Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (Концепция утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года №Пр-1496).

Стержнем  Концепции реформирования государственной  службы стало провозглашение идеологии "meriet system" (системы заслуг и достоинств) в качестве центрального принципа построения обновленной государственной службы России. Была попытка показать, что именно такая служба более всего соответствует модели государственности, которую провозгласили в момент начала экономических и политических реформ в стране. Речь, в первую очередь, шла о создании гражданского общества, где, с одной стороны, чиновники свято чтут приоритет интересов граждан и их объединений, с другой – сами граждане ощущают себя важной частью этого общества, без активной позиции которых невозможна реализация любых начинаний.

Концепция предусматривала кардинальное обновление федерального законодательства не только в сфере государственной гражданской  службы, что, повлечет за собой пересмотр многих положений законодательства субъектов Российской Федерации.

Главными  целями реформирования государственной  службы, заявленными в концепции, явились:

1. Повышение  эффективности государственной  службы в интересах развития  гражданского общества и укрепления  государства.

2. Создание  целостной системы государственной  службы с учетом исторических, культурных, национальных и других  особенностей Российской Федерации.

Реализация  Концепции должна была обеспечить создание открытой и подконтрольной гражданскому обществу государственной службы. Должны были быть созданы действенные механизмы  предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции  и злоупотреблениям на государственной  службе. В результате реформы предполагалось повысить мотивацию госслужащих, конкурентоспособность  государственной службы как рода профессиональной деятельности.

В Концепции  в целом были определены основные задачи и этапы реформирования государственной  службы. Особое внимание было обращено на необходимость реформирования системы  государственной службы в условиях гласности и при участии институтов гражданского общества. Был издан  Указ Президента Российской Федерации  от 12 августа 2002 года №885 "Об утверждении  общих принципов служебного поведения  государственных служащих".

Впоследствии  была разработана и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 Федеральная программа  «Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003 –2005 годы)». Из бюджета на ее реализацию выделялось 539,1 млн. рублей. Данной Федеральной  программой было намечено повышение  эффективности государственной  службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное  управление. Для решения этих задач  предполагается перейти от сметного финансирования к программно-целевому планированию, что, по мнению разработчиков  Федеральной программы, даст возможность  большей свободы в распоряжении бюджетными средствами при обязательном повышении ответственности за их использование.

К числу  основных задач реформы были отнесены

-создание  единой, стабильной и унифицированной  законодательной базы государственной  службы,

-обеспечение  взаимосвязи между различными  видами государственной службы,

- разграничение  законодательной компетенции Российской  Федерации и ее субъектов.

Субъектам Российской Федерации было рекомендовано  за счет собственных средств принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной программой, а также разработать и утвердить собственные программы реформирования государственной службы субъектов Российской Федерации.

Принятые  на федеральном уровне Концепция  реформирования системы государственной  службы Российской Федерации и Федеральная  программа «Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)» явились базовыми документами, определяющими подходы к реформированию государственной службы.

23 июля 2003 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах проведения административной реформы в 2003–2004 годах». Планировалось устранить избыточные функции министерств и ведомств, одновременно сократить численность государственных служащих и установить им денежное содержание с учетом квалификации и персональной эффективности. В ходе реализации указов президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 10 апреля 2004 г. «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности РФ, и лиц замещающих отдельные должности федеральной государственной службы» Собрание законодательства РФ 2004 №15. Ст. 1396. сокращена численность работников центральных аппаратов этих органов примерно на 20%, а за счет этого повышены размеры денежного содержания лиц, состоящих на государственной службе в этих органах.

Среди первых результатов, которые удалось реализовать  в ходе реформирования государственной  службы, следует отметить подготовку нормативной правовой базы, закрепляющей механизмы обеспечения единства системы функционирования трех видов государственной службы – гражданской, военной и правоохранительной.

Четвертый этап (2003 г. – 2013 г.).

В этот период времени нормативно оформляются  и совершенствуются механизмы функционирования государственной службы, осуществляется практическая реализация норм, заложенных в федеральных законах и нормативных  правовых актах, принятых в рамках концепции  и Федеральной программы.

Ко времени  завершения программы был детально проанализирован отечественный  и международный опыт, проведены  пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов Федерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда.

Опыт  осуществления мероприятий федеральной  программы "Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)", выявил сложность и комплексный  характер проблем реформирования государственной  службы, необходимость постановки целей  и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. Ряд направлений реформирования государственной службы остался  нереализованным, в том числе  положения Концепции и законодательства Российской Федерации.

В настоящее  время завершается очередной этап реформирования государственной службы.

Глава 3. Общая характеристика современного законодательства, регулирующего государственную службу в Российской Федерации

 

 

Правовую  основу государственной службы в  Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия  граждан в управлении делами государства  и общества определила государственную  службу.

В 2003 и 2004 годах были приняты федеральные  законы «О системе государственной  службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые заложили основы становления государственной  гражданской службы как института  профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной  службы.

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ "О системе государственной  службы Российской Федерации"

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ базируется на конституционных положениях о  принципах построения и функционирования государственной власти, об основных правах и свободах граждан России. В Законе закрепляется принцип единой системы государственной службы Российской Федерации, вне зависимости  от того, в каких органах государственной  власти она функционирует. Им определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, тем самым  создана база для формирования системы  правовых норм, являющихся общими для  различных видов и уровней  государственной службы. На основе этих общих положений в настоящее  время продолжается формирование нормативной  правовой основы конкретных видов и  уровней государственной службы.

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ достаточно компактен и включает в себя только 20 статей, в которых содержатся существенные изменения в организации государственной  службы Российской Федерации по сравнению  с Федеральным законом от 31 июля 1995 года №199-ФЗ. В его статьях последовательно  представлены общие вопросы организации и функционирования, а также условия государственной службы, система управления государственной службой.

В статье 1 Федерального закона от 27 июля 2003 года №58-ФЗ государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной  власти, субъектов Российской Федерации, а также полномочий лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации  для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данным Законом государственная  служба Российской Федерации строится на основе принципов федерализма, законности, единства ее правовых и организационных  основ, взаимосвязи государственной  и муниципальной служб, открытости, защиты государственных служащих от любых неправомерных вмешательств в их профессиональную деятельность. Правовое регулирование государственной  гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, а  ее организация в собственном  ведении субъекта Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации должны принимать нормативные  правовые акты в соответствии с федеральным  законодательством. Государственная  служба Российской Федерации рассматривается  как целостная, базирующаяся на единых принципах двухуровневой системы  – федеральной государственной  службы и государственной службы субъектов Российской Федерации. Согласно этому правовое положение федеральных  государственных гражданских служащих и государственных гражданских  служащих субъектов Российской Федерации  должны устанавливаться соответствующим  федеральным законом о виде государственной  службы.

Должности федеральной государственной службы разделены на три группы: должности  федеральной гражданской службы, воинские должности и должности  правоохранительной службы. Данное деление  вводится в законодательство впервые  и, значит, необходимо определить статус государственной должности для  того, чтобы провести классификацию  государственных должностей в целом. Для этого нужно установить критерии, с помощью которых можно будет соотнести государственные должностей иных видов с должностями государственной гражданской службы

Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ, помимо установления видов государственной  службы, их системы:

Информация о работе Понятие государственной службы и ее становление в современной России