Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:08, реферат
Сущность государства в том, чтобы обеспечить, с помощью аппарата политической власти, целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Другими словами, в обстановке когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия, государство становится гарантом народовластия, экономической свободы, свободы личности.
Вступление.
1) Понятие и признаки государства.
2) Функции государства.
3) Механизм государства.
4) Формы государства.
Заключение.
Список литературы
Сибирский
политехнический колледж -
филиал федерального
государственного автономного образовательного
учреждения высшего
профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Теория государства и права
Тема: «Понятие госудаства»
Студентка : Капустина Анастасия
Группа,курс: ПСО-2-12, 2 курс
План:
Вступление.
1) Понятие и признаки государства.
2) Функции государства.
3) Механизм государства.
4) Формы государства.
Заключение.
Список литературы
Введение.
Существует множество теорий, по разному объясняющих происхож-дение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, путь развития государства и так далее.
В античные времена понятие "государство" было нераздельно связано с понятием "справедливость", ибо право, которое служит критерием справедливости, выступает как регулирующая норма политического общения. (Аристотель. Политика).
В трактате "Политика" Аристотель подчеркивает естественный характер возникновения государства. Вполне естествен и даже необходим союз между мужчиной и женщиной; не менее закономерен для взаимного самосохранения союз между теми, кого сама природа предназначила к господству и к подчинению, то есть между господином и рабом. Из обоих этих типов объединения возникает первая и основная форма общественного бытия – семья. Объединение нескольких семей, имеющее прочный, долговременный характер, приводит к возникновению более высокой формы общежития – селения или общины (т.е. колонии семьи). И наконец, объединение ряда селений есть уже объединение вполне завершенное, т.е. высшая форма общественного бытия – государство.*
Для обеспечения своего существования, люди вынуждены были объединять средства производства и свой труд. Род, племя, стали основой первобытно-общинного строя. На смену, беспорядочным половым связям, приходит семья, род становится хозяйственной единицей, организатором общественного труда, собственником средств производства. Постепенно выделяются властные институты, а именно: родовые собрания, советы старейшин, предводитель.
Форма власти в первобытном обществе называется потестарной. Она базировалась не только на авторитете предводителя семейной общины, но и на возможности жесткого принуждения.*
В ходе длительного развития первобытного общества, человечество от простой присваивающей экономики переходит к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. Общественное разделение труда и совершенствование орудий труда привело к росту его производительности. В результате, появляется прибавочный продукт, часть которого использовалась для накопления. Владельцы этого продукта стремились к объединению в однородную социальную группу, господствующую над другой частью общества. Складывается такая организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения, что в свою очередь порождает между ними и разделение труда. Господствующие группы начинают выполнять функции организации и контроля над экономической деятельностью, а подчиненные становятся работниками, создающими общественный продукт. Становясь устойчивым, такое деление общества приводит к возникновению неравенства и противоречий между его верхушкой и основной массой производителей. Присвоение прибавочного продукта приводит к появлению таких форм собственности, как групповая, коллективная, частная. Для поддержания и воспроизводства в нем отношений уже требуется такая организация власти, которая с помощью насилия и других методов обеспечит выполнение общественно значимых функций. Выделившись из общества, такой организацией становится государство.
Понятие государства.
Научная мысль прошлого и настоящего выработала ряд концепций происхождения государства.*Основными среди них являются:
1. Материалистическая (классовая) теория. Суть ее в том, что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть.
2. Естественно-правовая (договорная) теория, которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни.
3. Теория завоевания (насилия), ее основатель – Л.Гумплович – считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.
4. Психологическая теория, ее суть: в потребности людей жить в рамках общества, а также в оказании помощи друг другу.
5. Теория "трех элементов". Согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория. государственная власть.
В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:*
- теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
- классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);
- юридический (государство – юридическая персонификация нации);
- социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);
- кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).
Мыслители, в различные исторические периоды, пытались дать свое определение государства. Они исходили из объективных факторов, имевших место в конкретный период развития человеческого общества.
Аристотель, например, придерживался идеалистических взглядов и видел в нем некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели.**
Марксистско-ленинская теория, определяя государство, неизменно исходила из классовой природы. Государство – продукт общества на известной ступени развития, сила произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, отчуждающая себя от него. Возникшее, в столкновении противоположных классов, государство является государством экономически господствующего класса, машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.*****
Согласно положениям советской науки, государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, инструмент в руках господствующего в экономике класса, который овладевает им как механизмом управления обществом и использует его в своих классовых интересах.******
Методологическая задача при определении понятия государства состоит в том, чтобы сформулировать признаки исторического явления – "государство".
На основе сопоставления с родовым строем, Ф. Энгельс выводит такие признаки: разделение подданных по территориальному делению; учреждение публичной власти в обществе; налоги, займы, государственные долги. (Но административное деление отсутствовало в государствах монголов-кочевников, нет такого деления и в современных карликовых государствах, более того, не все из них обладают и самой территорией.)
Признаки государства.
Так что же это за общие признаки государства, присущие всем государствам в прошлом и настоящем, которые выделяют "государство" из всей прочей массы общественных институтов:
1. Территория. Есть принадлежащая
данному обществу определенная часть
земли, поверхности планеты – суши, моря,
воздушного пространства. Закрепляет:
границы, их режим, внутригосударственную,
административно-терри-
2. Население. Определяет состав и принадлежность (относимость) людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его приобретения, утраты и т.д.. Именно через гражданство, через "население", происходит объединение людей в рамках общества и они выступают в качестве целостного организма общества. Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл.
Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе, а не гегемонами.*
3. Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу.
Основываясь на общей теории государства, В.А.Четвернин делает вывод: власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и власть их попирающая, осуществляющая террор против своего народа, не признается государством.**
При рассмотрении признаков государства необходимо выделить и законы (система юридических норм), при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти, система юридических норм в силу всеобщности законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.
Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести следующее определение:
Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Да. Но древние греки, не случайно подчеркивали значение формы. Платон отводил ей определяющую, активную роль, так как сама идея государства неотделима от ее формы. У Аристотеля. Форма имеет приоритет над содержанием. "Forma dat esse rei" – форма дает бытие вещи – считали римские юристы. В настоящее время под формой государственной власти понимают организацию государственной власти и ее устройство.
Развитие общественной жизни, рост социальной, политической и нравственной зрелости человека, объективно приводит к изменению государства. Его признаки, оставаясь неизменными, наполняются новым содержанием. Обогащается сущность государства, отпадают старые и появляются новые прогрессивные функции его деятельности, которые соответствуют потребностям общественного развития.
Функции государства.
В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.*
Сущность государства в том, чтобы обеспечить, с помощью аппарата политической власти, целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Другими словами, в обстановке когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия, государство становится гарантом народовластия, экономической свободы, свободы личности.
С изменением объективных условий, характерных для конкретного уровня развития общества, меняются взгляды и социальное назначение государства. Вся история Советского государства подтверждает объяснение государства как орудия насилия, неизменно оно оставалось инструментом для подавления большинства народа. Современное же демократическое государство характеризуется сегодня как орудие и средство социального компромисса по содержанию, и как правовое государство – по форме.**
Функции государства определяются в зависимости от задач, которые стоят перед государством на различных этапах его исторического развития и представляют собой средство реализации этих задач. (В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет в основном о целях и задачах государства.)
Государственные функции имеют существенные признаки, которые отличают их от функций государственных органов, видов государственной деятельности:
1). Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в различных сферах общественной жизни.