Понятие госудаства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:08, реферат

Краткое описание

Сущность государства в том, чтобы обеспечить, с помощью аппарата политической власти, целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Другими словами, в обстановке когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия, государство становится гарантом народовластия, экономической свободы, свободы личности.

Содержание

Вступление.
1) Понятие и признаки государства.
2) Функции государства.
3) Механизм государства.
4) Формы государства.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kapustina.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

2).        Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным предназначением,  которая реализуется посредством соответствующих функций.

3).        Направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей,  которые встают на каждом историческом этапе развития общества.

4).        Реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще в правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.***

В современной юридической науке  функции государства подразделяются по объектам и сферам государственной деятельности, по способу государственного воздействия на общественные отношения, по территориальному масштабу.  По продолжительности действия отличают постоянные и временные функции. Одной из основных классификаций функций государства является их разделение на законодательную,  исполнительную,  судебную,  то есть по принципу разделения властей.

Жизнь любого современного общества проходит в двух основных областях: внутри страны и на международной арене.  В этой связи, сегодня общепринята классификация на внутренние и внешние функции государства.

Отожествив, государство с диктатурой класса Сталин утверждал, что у каждого государства есть две основные функции:  внутри страны подавлять враждебные классы,  вне страны нападать на другие страны и обороняться.  При этом он умолчал о проблеме рюличения законодательной,  исполнительной и судебной функций государства.*

До недавнего времени в  Советском государстве осуществлялись хозяйственно-организаторская,  культурно-воспитательная функции,  функция охраны социалистической собственности, правопорядка. Среди внешних выделялись – оборона страны,  упрочение дружеских отношений между социалистическими странами.**

Сегодня государство должно выполнять меньший по объему,  но обновленный набор функций. При этом саморегулирование является основной тенденцией в развитии современных функций государства.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства, характеризующие его цели и задачи внутри страны.

Экономическая функция является одной из главных,  хотя она в разном объеме  и содержании осуществляется в том  или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике  проявляется в выработке и осуществлении экономической и налоговой политике,  в непосредственном управлении государственными предприятиями и учреждениями.

В переходной экономике, которая присуща сегодня нашей стране, государство должно создать благоприятную среду для институциональных нововведений.  Сами эти изменения происходят спонтанно. Задача государства состоит в установлении созидательных,  разрешительных и запретительных мер.***

Социальная функция,  ее основное назначение в обеспечении общественного благополучия и создании для всех граждан одинаковых возможностей в его достижении.

Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.**** Данная функция включает:  удовлетворение потребности людей в работе,  жилье,  поддержании здоровья граждан, осуществлении социальной защиты. Социальная функция исполняется в форме государственной поддержки здравоохранения, образования, воспитательных и научных учреждений.

Важной функцией государства является налогообложение и взимание налогов, финансовый контроль. Данная функция заключается в выявлении и учете государством доходов производителей,  а также в направлении их части в государственный бюджет для обеспечения социальных  и прочих общегосударственных нужд.  Контроль, за правильностью расходования налогов, государство осуществляет в лице своих органов.

Функция – охраны прав и свобод человека и гражданина, правопорядка,  соблюдения законности,  воздействие на нарушителей установленных норм, восстановление нарушенного состояния – обеспечивается с помощью правоохранительных органов:  правосудия, прокуратуры, внутренних дел.                                          

Экологическая функция государства обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие  и экологическую безопасность граждан,  принимать меры к предотвращению массовых катастроф,  наносящих ущерб индивидам и окружающей среде. Также государство должно предоставить эффективные,  юридические средства гражданам,  чтобы обеспечить ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду.

В отечественной юридической литературе сегодня имеется несколько отличительное толкование внутренних функций государства. Так С.С.Алексеев называет всего лишь две основные функции:  управленческо-обеспечительную и охранительную.

Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляется управленческо-обеспечительная и охранительная функция государства.*

А.И.Коваленко к функциям государства относит культурно-просветительную функцию.**  Е.Н.Тарасов,  среди прочих,  называет организаторскую.***

Скорее всего,  данные функции государства относятся к классово-антагонистическому обществу,  где государство является политической организацией господствующего класса и в первую очередь,  обслуживает его интересы, применяя насилие в отношении других классов и социальных групп. Следовательно,  хозяйственно организаторская должна быть существенно сокращена,  а культурно-воспитательная  должна стать уделом гражданского общества.****

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности на международной арене.  Они решают такие внешние задачи государства как установление и поддержание  взаимовыгодных,  равноправных отношений с другими государствами  и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии.       

 В соответствии с названными задачами для современного государства характерны следующие основные внешние функции:  взаимовыгодное сотрудничество с другими   государствами мирового сообщества в экономической,  политической,  культурной и других областях на равноправной основе при гармоничном сочетании интересов  данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. 

Межгосударственное сотрудничество в экономике включает в себя:  международное разделение труда,  кооперирование и специализацию производства,  обмен технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-фи-нансовых связей.           

 В политической области  сотрудничество государств,  главным образом, осуществляется в деле поддержания мирового порядка, деятельности по сохранению мира,  предотвращению войны и вооруженных конфликтов,  разоружению.

Сотрудничество государств,  в решении глобальных проблем проявляется прежде всего в области охраны окружающей среды,  поддержанию нормальной экономической обстановки на планете.

Проблема противоборств раздельно существующих независимых государств известна с давних пор. Каждое из них желает, "добиться для себя прочного мира таким образом, чтобы завладеть,  по возможности, всем миром" (Кант).

Защита суверенитета и территориальной целостности страны является важным направлением внешней деятельности государства  и определяет такую его функцию, как оборона страны. Под воздействием объективных законов природы, с развитием торговли,  культуры и при неуклонном приближении людей к согласию, приходит общее стремление жить в мире. Сегодня многие государства стоят на позициях оборонительной доктрины, суть которой состоит в создании необходимых и достаточных условий для отражения возможной агрессии со стороны другого или других государств.

Подводя итог,  можно сказать,  что функции государства – это единая, взаимосвязанная система государственных органов,  направленная на реализацию гуманных и демократических принципов, основанная на разумном сочетании национальных и интернациональных интересов. Само же государство,  представляет общий интерес общества,  и от его имени управляет самим обществом.

 

Механизм  государства.  

 

В различные эпохи человеческое общество создавало такие государственные органы,  которые должны были обеспечить его надлежащее функционирование. Такая система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом  и защита его основных интересов  называется механизм государства.

Его характерными признаками являются:

1.   Механизм государства состоит из людей,  которые занимаются законотворчеством, исполнением законов и их охраной.

2.   Механизм государства – комплекс государственных органов,  учреждений, организаций, которые осуществляют непосредственно свои властные функции.

3.   Механизм государства призван гарантировать  и защищать законные интересы и права граждан.*

4.   Механизм государства – имеет организационное  и финансовое обеспечение для выполнения функций и задач, возложенных на него, для более успешной их реализации обеспечен механизмом принудительного воздействия.

Механизм государства,  как целостная,  иерархическая система состоит из различных частей – государственных органов,  которые имеют свою структуру и выполняют соответствующие функции.

Государственные органы – это организации или учреждения,  выполняющие государственные задачи и наделенные соответствующими полномочиями.**

Являясь самостоятельными элементами в механизме государства, они образуются в соответствии с действующим законодательством,  оно и определяет его компетенцию. Государственные органы в процессе своей деятельности постоянно взаимодействуют между собой с целью обеспечения нормального функционирования общества.

Наиболее существенное значение сегодня имеет  классификация органов государства по принцип "трех властей".  Принцип разделения властей в 1748 году сформулировал Монтескье. Этот принцип нашел наиболее полное отражение сначала в конституциях штатов (1776,1780),  а затем в федеральной Конституции США в 1787 году.

В соответствии с принципом разделения властей,  который  обладает системой сдержек и противовесов,  власть государства делится на:

-   законодательные органы,  то есть представительные,  формируемые на  основе всеобщих выборов;

-   исполнительно-распорядительные органы;

-    судебные органы.

Представительные органы государственной власти.  К их числу относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления.     

                                   Функции законодательной власти осуществляют высшие,  представительные органы государства.  Законодательной власти принадлежит приоритет в распределении  и перераспределении полномочий между органами государственной власти. Деятельность законодателей в этом направлении призвана обеспечить устойчивость политической системы общества, равновесие в сфере властных отношений.*      

      При демократии высшим,  представительным и законодательным органом является парламент. Получив от народа, учредительные права,  парламент представляет его суверенитет и выражает его волю в форме закона. Для федеративных государств характерна  двухпалатная структура парламента – верхняя и нижняя палаты (в  США – это Палата представителей и Сенат,  в России – Совет Федерации и Государственная Дума).  Однопалатные парламенты существуют в основном в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территории,  например, Финляндия, Дания, Польша. Работу парламента по конкретным вопросам его компетенции ведут постоянные и временные комитеты и комиссии (по бюджету и финансам,  международным делам,  здравоохранению и другие).           

 Говоря о финансовых  полномочиях парламента,  необходимо отметить, что решение финансовых вопросов составляет особую прерогативу парламента.  Он же осуществляет контроль  над исполнительной властью, участвуя в назначении должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть.           

 Независимости  парламента (наряду с прочими условиями) содействует правило несовместимости должностей, запрещающее члену парламента находиться на государственной службе,  заниматься другой оплачиваемой должностью.**              

 Местные органы государственной  власти,  как правило,  имеют представительный характер  и действуют в пределах административно-территориальных единиц  и в объеме предоставленной им компетенции управляют местными делами соответствующей территории.  Следует заметить,  что по Конституции  Российской  Федерации органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. (Ст.12).    

Исполнительно-распределительные органы государственной власти. Существенное место в государственном механизме занимает такое подразделение, как глава государства.           

 В конституционных  монархиях  главой государства формально считается монарх.  Фактически исполнительная власть от его имени осуществляется правительством и его органами.

В странах с республиканским правлением главой государства,  как правило, является президент.  В целом его полномочия сводятся к назначению премьер министра, выполнению дипломатических функций совместно с другими органами, верховному командованию вооруженными силами. В ряде стран – Россия, Франция, Австрия, др. – имеет право распустить парламент. В Финляндии и Португалии президент обладает правом законодательного вето.*           

 В президентских республиках  глава государства обладает широкими властными полномочиями.  Например,  США, где президент,  кроме названных выше полномочий,  имеет право назначать чиновников,  издавать указы, которые являясь актами высшей исполнительной власти,  регулируют различные стороны государственной жизни.               

Информация о работе Понятие госудаства