Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:08, реферат
Сущность государства в том, чтобы обеспечить, с помощью аппарата политической власти, целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Другими словами, в обстановке когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия, государство становится гарантом народовластия, экономической свободы, свободы личности.
Вступление.
1) Понятие и признаки государства.
2) Функции государства.
3) Механизм государства.
4) Формы государства.
Заключение.
Список литературы
Высшим исполнительным
и распорядительным органом
Правительства бывают
коалиционными и
При правительстве образовываются центральные государственные учреждения – министерства, ведомства, комитеты. Несмотря на различия в их названиях в различных странах, все они предназначены для обеспечения безопасности страны, охраны правопорядка, эффективного управления наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальной сферой, государственной собственностью и др..
Специфическими органами и учреждениями исполнительной власти являются:
- органы охраны порядка (милиция, полиция);
- органы государственной безопасности;
- армия.
Исполнительная власть на местах
осуществляется органами местного самоуправления
или назначенными центральной властью
чиновниками, либо теми и другими при строгом
разграничении их полномочий.
Судебные органы (отправляющие правосудие). Играют особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и проти-вовесов. Особая роль определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия составляют судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.
При осуществлении правосудия суд руководствуется такими принципами, как равенство перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, коллегиальность, открытость и гласность судопроизводства и др..
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами. Так, Конституция России устанавливает следующую судебную систему в стране: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд (Ст.7).
Во многих странах роль Конституционного Суда выполняют высшие судебные органы. В США – это Верховный Суд, а во Франции – Конституционный Совет.*
В отдельных странах составной частью суда является прокуратура, в других она организационно отделена от него. В функции прокуратуры входит надзор за соблюдением законности в стране, поддержания в судах обвинения, расследование преступлений, санкционирование арестов.
Удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности в государстве осуществляет система государственных органов – нотариат. Деятельность нотариата придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и способствует установлению правового порядка в стране.
Таким образом, деятельность механизма государства, всех его подразделений призвана обеспечить надлежащее и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни. Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере в управлении используются законы и правовые механизмы.
Формы государства.
Выше было отмечено, что еще древние мыслители придавали важное значение форме государства, которая характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя, позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, какими методами происходит осуществление государственной власти.
Форма государства включает в себя три элемента: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.
Форма правления – это организация государственной, верховной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. Если помним, то еще Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (демократия).
В настоящее время, различают монархическую (верховная власть осуществляется одним лицом) и республиканскую (власть принадлежит выборному коллегиальному органу) формы правления.
Монархии бывают абсолютные (Саудовская Аравия, Катар, Оман) и конституционные (Великобритания, Швеция, Бельгия, Норвегия, Испания, Япония). И если при конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и парламентом, то при абсолютной монархии власть принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Монархия означает "единовластие", "единодержавие", хотя история знает исключения, в Спарте существовало два царя, Полибий называет монархией властвование двух консулов в Риме. И наоборот лица, именовавшиеся монархами не имели фактически их полномочий в царский период Рима.
Общие черты монархической формы правления – во главе государства находится монарх, который пользуется властью по наследству (бывает, когда началу династии кладут выборы – дом Романовых); не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия (в Грамоте 1613 года на Михаила Романова возлагалась ответственность за свои дела перед единым небесным царем); в его руках сосредоточена вся полнота власти и он выступает источником всякого права; находится во главе исполнительной власти; от его имени творится правосудие; на международной арене единолично представляет свое государство; пользуется титулом; получает значительное содержание из государственной казны; имеет право на особую охрану.
Итак, монархия это такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или его частью, которому и принадлежит суверенитет.
"Respublica est res populi" – подчеркивал Цицерон, так как при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство.
Известны парламентарные республики и республики президентские. В первых – верховная власть принадлежит парламенту; правительство формируется из представителей партий победивших на выборах, несет ответственность перед парламентом за свою деятельность, остается у власти пока пользуется поддержкой парламента; как правило, глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией (ФРГ, Италия), или на основе всеобщего избирательного права (Австрия) президенту. Во вторых – наряду с парламентом существует президент, соединяющий в своих руках полномочия главы государства и главы правительства; здесь, правительство несет ответственность перед президентом (США. Франция, Индия) который имеет довольно широкие полномочия.
Постоянное внимание к формам правления государства свойственно теоретической мысли и юридической практике с глубокой древности. Однако механический перебор вариантов, "скрещивание" тех или иных классических государственных форм, особенно если это делается "под личность" должностного лица, едва ли оправдано.
Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и его составляющими частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.
По форме устройства, государства подразделяются на унитарные (Шотландия, Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии), федерации (кантоны в Швейцарии, штаты в США и Мексике, земли в Германии, в России – республики, края, области, города федерального значения) и конфедерации (Швейцария до 1848 года, Германия в 1815-1866г.г.).
Унитарное государство, то есть единое, располагает всей полнотой верховной власти, полное политическое единство, единое законодательство и судоустройство. Каждая из его составных частей обладает одинаковыми правами и представительством в органах государственной власти.
Федерация – соединенное, союзное государство, представляет собой союз ряда государств. При этой форме устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую систему.
Конфедерации – сообщества, объединения. В отличии от федераций, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах определенного исторического периода.
Некоторые ученые считают совершенно ошибочными утверждения о том, что конфедерация есть государство. "Такое понятие напоминает жареный лед".* Конфедерация это международно-правовое образование.**
При всей кажущейся абстрактности, форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.
В 60-е годы, в научном обороте появилась категория "политический режим", которую одни рассматривали в качестве синонима формы государства, другие вообще исключали из состава формы государства. Эти дискуссии дали начало широкому и узкому подходу в понимании политического (госу-дарственного) режима. И именно с этих разных точек следует его рассматривать.
Политический режим – это совокупность приемов и способов государственного руководства (в узком смысле) и уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни (в широком смысле).***
Особое значение политического режима в понятии формы государства состоит в том, что только в условиях конкретного политического режима может существовать и адекватно оценена как форма правления, так и форма политико-территориального устройства, все эти три элемента и дают общую характеристику каждого конкретного государства в любой момент его исторического развития.
Политический режим – это обобщенная функциональная характеристика существующей в обществе политической системы, совокупность приемов, способов и методов осуществления власти.****
Разнообразие политических режимов обусловлено социальной природой общественных сил, стоящих у власти и общей расстановкой сил в обществе, степенью предоставленных прав и свобод гражданам, разделением ветвей государственной власти, жизнедеятельностью гражданского общества, наличием политических партий и оппозиции, идеологического многообразия. Исходя из этого, различают демократические и недемократические режимы.
Демократический политический режим – это форма народовластия, характеризующаяся свободным волеизъявлением народа, верховенством права, провозглашением принципов социальной справедливости и равенства всех перед законом.
К антидемократическим режимам относятся тоталитаризм и авторитаризм. Тоталитаризм – террористический режим, сформированный на основе однопартийной системы, опирающийся на общественно-политическое или религиозное движение при абсолютной концентрации власти в руках его лидеров.
Для тоталитаризма характерны абсолютная концентрация власти в руках "вождя" ( причем вождь харизматического типа ), однопартийная политическая система, наличие общественно-политического движения, государственно-организованный террор, жесткая регламентация экономики и антикапитализм.
Основным ценностным критерием организации тоталитарного общества является "тоталитарная идея" движения.* При левой форме тоталитаризма ( СССР – Сталин, КНР – Мао Цзедун ) критерий социалистического движения – классовый (социальный). При правой форме (Германия – Гитлер, Испания –Франко, Италия – Муссолини) – критерий фашистского движения – национальный (расовый), при религиозной форме (Иран-Хомейни) – критерий исламского фундаментализма – религиозный.
Авторитаризм отличается от тоталитаризма тем, что отсутствует монопольное общественно-политическое движение и соответствующая ему тоталитарная идея, террор не носит тотального характера и направлен в основном против противников режима, допускается оппозиция. Таким образом, форма государства может быть понята только во взаимосвязи всех составляющих элементов.