Понятие и виды государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, ДОЛЖНЫ в соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, организации государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение

§ 1. Понятие государственной службы
§ 2. Принципы государственной службы
§ 3. Виды государственной службы
§ 4. Система правовых актов о государственной службе
§ 5. Понятие и виды государственных служащих
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.служба - особенности советского законодательства о госслужбе.docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

 

§ 2. Принципы государственной  службы

 

 

Основные принципы государственной  службы закреплены в Конституции  Российской Федерации или вытекают из нее. Виды этих принципов конкретизированы в Законе Российской Федерации об основах государственной службы. Здесь принципы сформулированы без  расшифровки содержания, без тех  оговорок об исключениях, которые установлены  или могут устанавливаться из общих правил. Например, принцип  гласности в осуществлении государственной  службы не беспределен, в предусмотренных  законом случаях он ограничен  в интересах государства. Содержание некоторых принципов конкретизируется в нормах, имеющихся в самом  законе. Например, относительно к принципу профессионализма и компетентности государственных служащих и др.

 

Закон о системе государственной  службы закрепляет следующие принципы:

 

1. Верховенства Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов над иными нормативными  правовыми актами, должностными  инструкциями при исполнении  государственными служащими должностных  обязанностей и обеспечении их  прав.

 

2. Приоритета прав и  свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина.

 

3. Единства системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации.

 

4. Разделения законодательной,  исполнительной и судебной власти.

 

5. Равного доступа к  государственной службе в соответствии  со своими способностями и  профессиональной подготовкой без  какой-либо дискриминации. Требования  к кандидату на государственную  должность обуславливаются характером  должностных обязанностей. Правоограничения  государственных служащих вытекают  из факта осуществления ими  властных полномочий по руководству  деятельностью людей и специфики  конкретных служебных функций, xapaктерных  для тех или иных категорий  государственных служащих.

 

Гражданину, претендующему  на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.

 

6. Обязательности для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  их руководителями в пределах  их полномочий и в соответствии  с законодательством.

 

Однако государственный  служащий не должен безоговорочно выполнять  незаконные акты вышестоящих в порядке  подчиненности руководителей. На этот счет Законом о системе государственной  службы установлены правила, которыми он должен руководствоваться. Государственный  служащий в случае сомнения в правомерности  полученного распоряжения обязан в  письменной форме незамедлительно  сообщить об этом: а) своему непосредственному  руководителю; б) руководителю, издавшему  распоряжение; и в) вышестоящему руководителю.

 

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его  исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно  или уголовно наказуемым деянием.

 

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший  это распоряжение руководитель.

 

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной  службе.

 

8. Гласности в осуществлении  государственной службы.

 

9. Профессионализма и компетентности  государственных служащих.

 

10. Ответственности государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  должностных обязанностей. Она должна  занимать особое место среди  мер, направленных на совершенствование  системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная  причина сбоев в этой системе  не столько в недостатках в  правовом регулировании, сколько  в безответственности, влекущей  за собой нарушения норм действующего  права. Неприятие защитных мер  ведет к правовому нигилизму.

 

В связи с этим возникает  необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих  законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а  также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

 

11. Внепартийности государственной  службы. В системе государственной  службы не допускается создание  организаций политических партий  и движений. Государственные служащие  при исполнении должностных обязанностей  не связаны решениями общественных  объединений и обязаны руководствоваться  законодательством.

 

12. Отделения религиозных  объединений от государства. На  служебную деятельность государственных  служащих не могут влиять Религиозные  объединения, ибо они отделены  от государства.

 

13. Социальной защищенности  государственных служащих. Им гарантируется  денежное содержание, оплачиваемые  отпуска, пенсионное обеспечение  и т.д. Государственным служащим  на отдельных видах государственной  службы могут предоставляться  льготы по налогообложению, оплате  транспорта, жилья и др.

 

14. Стабильности кадров  государственной службы. Положение  государственного служащего не  должно зависеть от политической  конъюнктуры, конкретной личности  политического руководителя, необоснованных  организационных импровизаций. Однако  надежные правовые гарантии стабильности  государственной службы административному  праву Российской Федерации неизвестны.

 

В числе принципов государственной  службы не оказалось принципа законности. Его не могут подменить те принципы, которые сформулированы в контексте  законности, выражая ее отдельные  требования (например, о верховенстве Конституции Российской Федерации, обязательности решений вышестоящих  органов для государственных  служащих). Между тем принцип законности является универсальным, он не должен иметь для кого-либо каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные  лица обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы, а  также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в  соответствии с законодательством.

 

§ 3. Виды государственной  службы

 

 

Деление государственной  службы на виды обусловлено федеративным устройством Российской Федерации, принципом разделения властей, особенностями  отраслей и сфер государственной  деятельности

 

В соответствии с принципом  федерализма различаются:

 

а) Федеральная государственная  служба, находящаяся в ведении  Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции  Российской Федерации);

 

б) Государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаяся  в их ведении.

 

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находящаяся  лишь кадры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи являются лицами, замещающими государственные должности  государственной службы со всеми  вытекающими из этого последствиями, в частности на них не распространяется действие Закона о системе государственной  службы).

 

Актом, специально посвященным  регламентации основных вопросов федеральной  государственной службы, является Закон  о системе государственной службы. Однако правовая основа федеральной  государственной службы не ограничивается только этим Законом. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными  правовыми актами. Более того, Закон  не подменяет во всем ранее изданные правовые акты, регулирующие государственную  службу в федеральных органах  государственной власти ряда специализированных отраслей и сфер управления. В соответствии с этим Законом могут приниматься  федеральные законы, устанавливающие  особенности государственной службы отдельных государственных органах.

 

Законом о системе государственной  службы регламентируется широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной, службы, ее прохождением, социальной защитой государственных  служащих и т.д.

 

Как отмечалось, Конституция  Российской Федерации в прямой форме  не затрагивает вопроса о государственной  службе в субъектах Российской Федерации. Но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную службу, тем самым предрешает, что государственная  служба в субъектах Федерации  находится в их ведении. Однако во-первых, вопросы государственной службы не во всех субъектах Российской Федерации  получили специальную регламентацию, подобно федеральной государственной  службе; во-вторых, государственная  служба здесь осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми  актами; в-третьих, отдельные вопросы  государственной службы в субъектах  Российской Федерации регламентируются их конституциями и иными правовыми  актами; в-четвертых, Конституция Российской Федерации не исключает издания  федеральными органами актов по вопросам государственной службы в субъектах  Российской Федерации. Например, на государственных  служащих субъектов Российской Федерации  распространяется, за установленными исключениями, действие трудового законодательства, находящегося, как известно, в совместном ведении Российской Федерации и  ее субъектов.

 

В таком же ведении находится  установление общих принципов организации  органов государственной власти, которому могут сопутствовать вопросы  государственной службы в соответствующих  органах.

 

Закон Российской Федерации  о системе государственной службы является, в сущности, «стержневым», ибо содержит по определенным вопросам нормы, которые обязаны соблюдаться  при регламентации и функционировании государственной службы также в  субъектах Российской Федерации. Например, понятие служащего, квалификационные требования к нему, ограничения при  прохождении им государственной  службы и т.д.

 

В настоящее время важные полномочия в области государственной  службы субъектов Российской Федерации  осуществляются на федеральном уровне. Например, Указом Президента Российской Федерации установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности  глав администраций субъектов Российской Федерации; Законом Российской Федерации  о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной  администрации предусмотрены основания  для досрочного прекращения ее полномочий. Следовательно, решение кадровых вопросов относится не только к правоохранительным органам, о чем имеется прямое указание в Конституции Российской Федерации, но и к другим органам  субъектов Российской Федерации.

 

Однако с точки зрения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба субъектов  Российской Федерации находится  в их ведении.

 

В зависимости от принципа разделения властей различается  государственная служба в органах  представительной, исполнительной и  судебной властей. За этими рамками  остается служба в органах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов  прокуратуры к той или иной власти остается проблематичным. Включение  статей о прокуратуре в главу  Конституции Российской Федерации  «Судебная власть» является механическим, то есть не имеющим концептуальной основы.

 

Государственная служба организуется и осуществляется с непременным  учетом многообразия и специфики  сфер государственной деятельности. В специальном смысле к государственной  относится служба в различных  специализированных отраслях и сферах -- военная служба, служба в органах  внутренних дел, таможенных, налоговых  органах, и др. Характерным для  регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно  обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней  или отрасли (сферы) в целом.

 

§ 4. Система правовых актов  о государственной службе

 

 

В Российской Федерации нет  правового акта, который регулировал  бы весь комплекс основных вопросов государственной  службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и конституциями республик, иными  правовыми актами Российской Федерации  и ее субъектов. К ним относятся  Закон о системе государственной  службы, Трудовой Кодекс Российской Федерации.

 

Специальными правовыми  актами и нормами регулируются многие вопросы государственной службы в военизированных и правоохранительных органах, а также в органах, работники  которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, деятельностью  различных предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные  контрольно-надзорные функции (транспорта, связи, различных инспекций и  др.). Например, законами Российской Федерации  от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности  и военной службе» Ведомости  Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325. , от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих»  Там же. №6. Ст. 188., Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 23 декабря 1992 года Там же. № 2. Ст. 70. и др. См., например, федеральный  Закон от 21 июля 1997 г. «О службе в  таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 31 июля. В различных  правовых актах предусматриваются особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.

 

Отношение конституций и  уставов соответствующих субъектов  Российской Федерации к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С этой точки зрения можно  сгруппировать Конституции и  уставы, которые:

 

а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данного субъекта Российской Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской, Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении является уникальным. В нем достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации государственной  службы; понятия государственного служащего  области, ответственности и ограничения  прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав;

 

б) относят государственную  службу субъекта Российской федерации  к его ведению (см., например, п. «о»  ст. 37 Устава Ставропольского края, п. «л» ст. 5 Устава Иркутской области);

 

в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта Российской Федерации учреждение его наград и почетных званий и иных мер поощрения (см., например, п. 19, ст. 81 Конституции  Республики Дагестан, п. «к» ст. 22 Устава Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое полномочие вытекает из компетенции  тех или иных органов и глав субъектов Российской Федерации, глав их администраций.

Информация о работе Понятие и виды государственных служащих