Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:29, реферат
Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, ДОЛЖНЫ в соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, организации государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.
Введение
§ 1. Понятие государственной службы
§ 2. Принципы государственной службы
§ 3. Виды государственной службы
§ 4. Система правовых актов о государственной службе
§ 5. Понятие и виды государственных служащих
Список использованной литературы
Но конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются не единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. В ряде субъектов уже приняты законы о государственной службе.
В систему правовых актов о государственной службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.
Как правило, специальные правовые акты, касающиеся вопросов государственной службы, распространяют свое действие на определенные категории государственных служащих.
§ 5. Понятие и виды государственных служащих
В нормативных актах и
литературе отражены различные представления
о понятии служащего. Основная причина
этого -- разнообразие социальных функций,
выполняемых служащими. Оно объективно
исключает возможность
Нельзя признать удачным определение, сводящее служащего к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981.С. 651. Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.
Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.
Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и служащих сближается общностью его характера. Порой сложно определить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т.д.). Хотя несомненно, что физический труд -- удел основной массы рабочих и крестьян.
Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных
Государственные служащие -- разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.
До принятия закона о системе
государственной службы термин «государственный
служащий» трактовался в
При этом под должностью понималась
штатная единица
Главным в изложенной концепции является признание государственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой категории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.
В соответствии с законом
о системе государственной
а) гражданин Российской Федерации;
б) замещает государственную должность в государственном органе;
в) замещает в таком органе
должность государственной
г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону о системе государственной службы, государственными служащими не являются.
По этому закону государственной
является должность в Федеральных
органах государственной
Должность определяет круг служебных
обязанностей, права и пределы
ответственности
Система должностей строится
по иерархическому принципу, подразделяясь
на следующие пять групп: а) высшие государственные
должности государственной
Не усматривается также
его связи с характером и объемом
полномочий государственных служащих,
замещающих соответствующие
Однако несомненно, что
каждой группе указанных должностей
свойственны элементы статуса, определяющие
особенности правового
Следует особо подчеркнуть,
что понятие государственного служащего
и государственной должности
не исчерпываются лишь теми, которые
связаны только с государственными
органами. Хотя в Законе о системе
государственной службы и говорится,
что он устанавливает правовые основы
организации государственной
Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Отчасти этим можно объяснить
то, что признаки государственных
служащих не совпадают с теми, которыми
характеризуются
Вместе с тем в статусе
государственных служащих государственных
органов, и например, государственных
предприятий немало общего. Так, руководители
предприятий назначаются и
На всех государственных
предприятиях, в учреждениях и
организациях служащие подразделяются
по своему функциональному назначению
на две категории: а) служащие, осуществляющие
в качестве специалистов фактическую
деятельность по выполнению задач, обусловленных
целями и предметом деятельности
предприятия, учреждения, организации
(экономического, социально-культурного
характера, например, обучение детей
в школе, лечение больных и
т.д.); б) служащие, деятельность которых
подчинена осуществлению
Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.
Во многом проблемным является
вопрос о том, относятся ли к государственным
служащим военнослужащие. Он обусловлен
неоднородностью состава
Поэтому в соотношении
с сущностью невоенной
Однако признание в этом смысле государственными служащими всех военнослужащих является ошибочным. Ими не являются, например, рядовые военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений и др.
Особенности статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отождествления другими служащими нет юридических оснований.
В зависимости от характера
полномочий, определяющих роль государственных
служащих в осуществлении
В Законе о системе государственной службы подобная классификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из ключевых, поскольку они признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений.
А между тем до сих пор
термин «должностное лицо» официально
употребляется не в качестве общего,
а специального понятия, часто отражающего
наличие противоречий в законодательстве.
Так, в УК РФ 1996 года оно трактуется,
во-первых, применительно к статьям
главы 30 «Преступления против государственной
власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного
самоуправления»; во-вторых, в смысле,
не во всем совпадающем с положениями
Закона о системе государственной
службы. В частности, под лицами,
занимающими государственные
Должностными лицами называются
государственные служащие, имеющие
право совершать в пределах своей
компетенции властные действия влекущие
юридические последствия (например,
издавать правовые акты управления, подписывать
денежные документы, совершать регистрационные
действия, регистрацию предприятий
и т.д.) Федеральным законом «О
службе в таможенных органах Российской
Федерации» должностными лицами таможенных
органов являются граждане, занимающие
должности в таможенных органах,
которым присвоены специальные
звания, предусмотренные данным законом.
Они именуются сотрудниками таможенных
органов в отличие от работников
этих органов, занимающихся техническим
обеспечением их деятельности. . К ним
относятся также служащие, которые
не совершают таких действий но руководят
деятельностью подчиненных им работников
и уполномочены предъявлять к
ним обязательные к исполнению требования
(например руководители многих структурных
подразделений органов