Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:31, реферат
Целью работы является исследование особенностей правового регулирования трудовых пенсий.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и виды трудовых пенсий в РФ.
- Изучить трудовую пенсию по старости
- Трудовая пенсия по инвалидности
- Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………...3 Глава 1 . Понятие и виды трудовых пенсий в РФ………………………………………5
1.1 Трудовая пенсия по старости. Условия назначения ……………………………..8
1.2 Трудовая пенсия по инвалидности. Условия назначения…………………...……12
1.3 Трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Условия назначения………...…13
Глава 2. Назначение льготных (досрочных) пенсий………………………………….18
2.1Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии…………………...18
2.2 Досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан…...…22
Глава 3. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития……………………………………………………...…….27
3.1 Трудовые пенсии в Германии………………………………………………………31
3.2 Перспектива развития законодательства регулирующие трудовые пенсии в РФ33
Заключение……………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………………………….37
Для уходящих на пенсию на 5 и менее лет раньше общего срока определить заранее выгодность того или другого варианта расчета затруднительно. Этим пенсионерам21-льготникам рассчитывать пенсию по специальному стажу предпочтительнее в том случае, если их специальный стаж превышает полный на 3-5 лет или более. На вопрос, сколько точно в годах должно составлять это превышение, можно ответить только с учетом конкретной ситуации пенсионера, его общего и специального стажа и условий предыдущей работы. Увеличение пенсии для тех, кому она назначается по Списку № 2, может достигать 29% ее размера.
Глава 3. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития.
Современное российское законодательство
в области пенсионного
Основными источниками пенсионного права являются: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"22, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон)23, Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"11, Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ 24"О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"12, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"13, Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"14, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"2515, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"16.
Действующая система пенсионного законодательства, включающая вышеперечисленные Законы, обладает определенными предпосылками к началу процесса ее кодификации на основе принятия единого нормативно-правового акта, основными из которых являются следующие.
Все без исключения законы федерального уровня, регулирующие пенсионные правоотношения, содержат бланкетные статьи, то есть отсылающие правоприменителя к другому нормативному правовому акту. Причем особенность пенсионного законодательства заключается в том, что большинство бланкетных статей содержат ссылку к одному из восьми основных Законов в области пенсионного обеспечения. То есть восемь пенсионных Законов содержат множество ссылок друг на друга при наличии небольшого количества ссылок на нормативно-правовые акты, не относящиеся напрямую к пенсионному законодательству.
Так, ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" содержит четырнадцать ссылок на Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" (статьи 3, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 25) 26и три ссылки на Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статьи 8, 15, 25). Всего в ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" пятнадцать бланкетных статей при общем объеме нормативного материала, распределенного в двадцати восьми статьях. Количество бланкетных статей составляет более половины всех норм данного Федерального закона.
ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" содержит пять ссылок на ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (статьи 1, 4, 5, 8, 9), две ссылки на Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статьи 1, 11), четыре ссылки на ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (статьи 3, 6, 10, 18) 27и одну ссылку на ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (статья 13). Всего в ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" одиннадцать бланкетных статей на тридцать норм Закона. Количество бланкетных статей составляет более одной трети всех норм Федерального закона N 173-ФЗ.
Закон РФ "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел,
Государственной
ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" содержит четыре ссылки на ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (статьи 2, 9, 17, 20), одну ссылку на ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (статья 1) и одну ссылку на ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (статья 17). Соотношение бланкетных статей по отношению ко всем статьям Закона составляет 4:34, то есть 11,7%.
ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" содержит две ссылки на ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (статьи 6, 12). При общем количестве статей (20) это составляет 10%.
ФЗ "О негосударственных
Федеральные законы "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ29" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" содержат лишь общие отсылки к пенсионному законодательству.
Закрепление каждой разновидности
пенсионных правоотношений в отдельном
нормативно-правовом акте не позволило
исключить повторы содержания некоторых
правовых норм. Так, одна и та же норма
права закреплена в части 1 статьи
8 ФЗ "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
и в статье 1 Закона РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной
Следует признать схожесть структурных
элементов отдельных пенсионных
законов. Действующие пенсионные законы
структурно построены по схожим моделям,
количество которых меньше количества
самих законов, то есть по одной модели
строится больше одного нормативно-правового
акта. Единообразие структуры некоторых
пенсионных законов позволяет эффективно
объединить их в один крупный кодификационный
нормативно-правовой акт с одновременным
уменьшением общего нормативного объема
и усилением взаимосвязи
3.1. Трудовые пенсии в Германии.
Существуют три категории трудовых пенсий:
1)Пенсии по возрасту или, как говорят, по старости.
2)Пенсии по случаю потери кормильца (их часто называют иждивенческими пенсиями).
3)Пенсии по случаю полной или частичной потери общей или профессиональной трудоспособности - пенсии по инвалидности.
Пенсия по старости. В эту категорию
входят шесть видов пенсий:
-Общая пенсия по возрасту по достижении
65 лет при наличии общего трудового стажа
не менее 5-ти лет
-Пенсия по случаю полной или частичной
утрате трудоспособности по достижении
60 лет при условии, что работник признан
непригодным к дальнейшей работе и его
стаж составляет 35 и более лет
-Пенсия по возрасту в связи с безработицей
или переходом на неполный рабочий день
в силу возрастных причин. При этом будущий
пенсионер должен достичь 60-летнего возраста
и в течение последних полутора лет быть
зарегистрирован как безработный не менее
52 недель или не менее 24 месяцев работать
неполный рабочий день. Обязательной предпосылкой
для получения такого вида пенсии является
также наличие трудового стажа не менее
15 лет. Трудовой стаж должен распределяться
таким образом, чтобы на последний период
перед обращением за получением пенсии
приходилось не менее 8 лет застрахованной
трудовой деятельности
-Пенсия для тех, кто имеет более 35 лет
признанного или отработанного в Германии
трудового стажа. Эта пенсия может быть
начислена по достижении 63-х лет
-Пенсия по возрасту исключительно для
женщин. Может быть получена при условии,
если женщина родилась до 01.01.1952, достигла
60 лет, имеет не менее 15 лет признанного
или отработанного в Германии стажа, причём
10 лет и один месяц стажа должны приходиться
на возраст после 40 лет
-Пенсии по возрасту для горняков, достигших
60 лет, имеющих трудовой стаж не менее
25 лет и длительно занятых на подземных
работах.
Условия получения пенсий:31
Первое и главное, что
следует уяснить: пенсию нельзя получить
автоматически по достижении определённого
пенсионного возраста, например, 65 лет.
Нужно обязательно подать заявление
в одну из государственных пенсионных
касс на определённый вид пенсии, а
не на пенсию вообще. Для этого необходимо
заполнить бланк установленного
образца.
Во-вторых, реализовать своё право на трудовую
пенсию может только тот, кто сам её заработал.
Это право не передаётся и возникает только
при возникновении определённых условий
и предпосылок, прямо указанных в законе.
Одним из таких условий является вступление
в пенсионный возраст, определённый для
каждого вида пенсии.
В-третьих, для получения права на пенсию
того или иного вида нужно иметь в своём
багаже определённое количество лет застрахованной
трудовой деятельности. В зависимости
от вида пенсии Wartezeit колеблется от 5 до
35 лет.
В-четвёртых, для получения пенсии по особо
выделенному в законе основанию нужно
соблюсти также особые условия, касающиеся
личных обстоятельств будущего пенсионера,
например, когда речь идёт о получении
пенсии по безработице, инвалидности и
т.д. Если эти условия со временем отпадают,
то выплата пенсии прекращается. Допустим,
человек уже получал какое-то время пенсию
по безработице, а потом нашёл работу.
В этом случае выплата пенсии по безработице
прекращается со дня выхода на работу.
Другой пример: работник ушёл на пенсию
досрочно в связи с потерей трудоспособности,
а через пару лет состояние его здоровья
улучшилось настолько, что он смог найти
работу на полный рабочий день. И в этом
случае выплата пенсии будет прекращена
с момента выхода на работу. Следовательно,
определённые виды пенсий могут выплачиваться
не пожизненно, а лишь определённое время,
они так и называются - пенсии на время
-
В-пятых, пенсии по возрасту могут выплачиваться
в полном объёме или частично - Определённую
пенсию по возрасту можно выбрать для
себя только один раз. Если вы точно знаете,
что у вас имеется возможность такого
выбора, то я бы советовала не торопиться
выходить на пенсию в 60 лет или в 63 года,
скорее наоборот, постарайтесь найти какое-нибудь
оплачиваемое занятие, от которого можно
было бы отчислять дополнительные взносы
в пенсионную кассу. Если же такую работу
найти не удаётся, то следует стать в Arbeitsamt'е
на учёт по безработице, но в любом случае
уходить на пенсию в 65 лет, увеличивая
таким образом трудовой стаж и размер
будущей пенсии.
Итак, вывод, которые следуют из сказанного:
в Германии действует принцип - одно лицо
не может одновременно получать несколько
видов пенсий по возрасту. Например, нельзя
сначала оформить женскую пенсию по достижении
60 лет, а потом по достижении 63 лет ещё
и пенсию для тех, кто имеет более 35 лет
стажа так называемого хотя у женщин-переселенок
очень часто имеется стаж, превышающий
35 лет.
В то же время, можно получать две и даже
три пенсии в случае, если они относятся
к разным категориям. Например, одновременно
можно получать любую пенсию по возрасту,
вдовью пенсию и пенсию в связи с несчастным
случаем на производстве.
3.2 Перспектива развития законодательства регулирующие трудовые пенсии в РФ.
Состояние пенсионной системы зависит от многих слагаемых: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства.
Многие специалисты считают,
что пенсионная реформа сталкивается
с рядом существенных проблем. Среди
них - низкая доля заработной платы
и пенсий в ВВП, явно недостаточный
для достойной жизни размер пенсии
в северных регионах, необходимость
выработать оптимальный пакет законов
о профессиональных пенсионных системах,
а также надежную законодательную
базу, гарантирующую сохранность
средств, инвестируемых для
В настоящее время, согласно экспертным оценкам, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, доля зарплаты в ВВП России составляет около 24% (в развитых индустриальных странах она, как правило, в два раза выше). Поэтому и доля пенсии в ВВП сегодня едва превысила 6%. Повысить пенсии можно только повышая общие доходы населения и выводя их рост из тени.
Серьезную озабоченность
вызывает размер пенсии у жителей
северных регионов, составляющий 10-14% средних
доходов в этих районах. Средний размер
пенсий в 15 регионах из 21 региона,расположенного
в северных территориях, составляет только
60-80% прожиточного минимума. Жить на такую
пенсию крайне трудно, практически невозможно,
а доходов пенсионеров недостаточно и
для переезда в другие регионы страны.
Острой проблемой является низкий минимальный
размер трудовой пенсии по старости, который
по состоянию на 1 января 2003 года составил
54% прожиточного минимума пенсионера.
Несмотря на то, что средний размер пенсий несколько
его превысил (и составляет 103%), а максимальный
размер пенсии равен 125% прожиточного минимума,
абсолютные размеры пенсий не обеспечивают
основные потребности пенсионеров, не
говоря уже о «приемлемой и достойной
жизни». Приближение размеров минимальной
пенсии к уровню прожиточного минимума
является приоритетной задачей на ближайшую
перспективу.
Решение данной задачи важно увязать с
необходимостью приведения отечественного
законодательства в соответствие со стандартами
европейского сообщества и требованиями
ВТО.
Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда1, которые были в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейской социальной хартии2, возможность ратификации которой Российской Федерацией рассматривается в настоящее время. Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников обеспечить пожилым людям достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Данное положение подразумевает, что уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, а сложившийся в период трудовой деятельности уровень и образ жизни.