Понятие и классификация источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1. Понятие и классификация источников права……………………………….6
1.1. Понятие источника права……………………………………………...6
1.2. Классификация источника права…………………………………..….8
2. Источники права в разных правовых системах……………………………16
3. Источники права в Республике Беларусь……………………………..……24
3.1. Виды источников права в Республике Беларусь……………………24
3.2. Нормативно-правовой акт как источник права…………………..…25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………..….33

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовой вариант!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время англосаксонская правовая система существует в США и бывших британских колониях, где проживает около одной трети населения всего земного шара.

Возрастание роли статного права и систематизации нормативных правовых актов имеет место и в США. Активную нормотворческую деятельность осуществляют Конгресс и другие правотворческие структуры федерации. Принята федеральная конституция и конституция в каждом штате. Во всех штатах действуют уголовные кодексы, в двадцати пяти – уголовно-процессуальные. В США в XX в. на основе их Конституции приняты многие законы, упорядочивающие отношения в экономической и социальной сферах (антимонопольное, антитрестовское законодательство, закон о защите потребителей и др.). Конституция США предоставляет правотворческие полномочия правительству, его департаментам и должностным лицам, а также легислатурам штатов, издающим соответствующие нормативные акты.[1, с.263]

  Англосаксонская правовая система характеризуется тем, что она:

  • построена на судебном прецеденте – основном источнике права;
  • подразделяется на общее право, право справедливости, статутное право;
  • имеет тенденцию к усилению роли статутного права и осуществлению его систематизации. [1, с.265]

В основе религиозно-правовой системы лежит какая-либо система вероучений. Выделяют систему мусульманского, индуского и иудейского права.

Мусульманская система права представляет собой систему принципов и норм, основанных на постулатах исламской религии (шариат). Шариат (в переводе с арабского – надлежащий путь) включает в себя две части. Первая часть содержит религиозные принципы веры (ахид), вторая – правовые нормы (фикх). Мусульманское право упорядочивает две области отношений: отношения мусульманина к самому себе (муамалат) и его отношение к Аллаху (ибадат).

Мусульманская правовая система сформировалась на развалинах родоплеменной организации в Арабском халифате в VII-X вв. В настоящее время она действует во многих исламских странах с населением 1,2 млрд.  человек.

Источниками мусульманского права являются:

  • Коран – священное писание, содержащие религиозные догматы, нравственные установки и правовые нормы, которому в ряде современных стран придан статус Конституции (Египет, Иран, Пакистан и др.);
  • сунна – вторая основа шариата, дополняющая Коран рассказами о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, представляющее собой сборник традиций; это священное предание о постулатах и изречениях Мухаммеда;
  • иджма – восполняющая пробелы в шариате положениями, единодушно одобренными его знатоками, об обязанностях правоверного (мусульманская доктрина наиболее авторитетных правоведов);
  • кияс – суждения (умозаключения) по аналогии, применение к сходным случаям правил Корана, сунны или иджмы. [1, с.265]
  • Определяющим системообразующим фактором мусульманского права является исламская религия, ее постулаты. Государство не принимало активной роли в формировании правовой системы. Его роль сводилась главным образом к санкционированию норм, сначала вырабатываемых судебной практикой, а затем – только юридической доктриной в связи с тем, что судьям запретили непосредственно ссылаться на Коран и сунну, а также самостоятельно формулировать на их основе новые нормы. Они обязывались при отправлении правосудия руководствоваться только произведениями общепризнанных ученых-юристов. [1, с.267]

Следовательно, вторым по значимости системообразующим фактором мусульманского права является юридическая доктрина. Мусульманская доктрина не признает судебный прецедент источником права. Судебное решение никогда не становилось обязательной нормой не только для других судей при рассмотрении аналогичных дел, но даже и для судьи, решившего соответствующее дело.

Специфика мусульманского права и в том, что оно носит преимущественно частный характер. Даже в его уголовном праве содержится лишь около десятка наиболее опасных деяний, за совершение которых Кораном предусматривается определенная мера наказания. По большинству же правонарушений судья может выбирать санкцию по своему усмотрению. Обращение в суд – личное дело потерпевшего, который всегда может простить правонарушителя. Раскаяние обвиняемого может служить основанием освобождения его от наказания.

Характерные особенности мусульманской системы права сводятся к тому, что она:

  • теократична, исходит из того, что законы даны Аллахом, через пророка Мухаммеда;
  • представляет собой единство религиозных принципов и юридических норм;
  • провозглашает исламские принципы, установленные Аллахом, вечными и неизменными;
  • обеспечивает свою стабильность исламскими религиозными устоями, а гибкость – юридической доктриной, выступающей в форме различных школ-толков Корана и сунны;
  • предоставляет широкое поле для судебного усмотрения на базе разноречивых школ-толков;
  • регулирует поведение людей в основном принципами;
  • упорядочивает отношения преимущественно в личностно психологическом ракурсе, опосредованном религиозным отношение мусульманина к себе и его отношение к Аллаху;
  • носит преимущественно частно-правовой характер и выражается в немногочисленных отраслях права, в основном в семейном, уголовном, судебном. [1, с.268]

Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли.

Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральным качеством истекшей жизни. Если человек испытывает лишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он тем самым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если же человек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительными добродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново в более благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Он может также надеяться, что его душа освободится из вечной круговерти жизни и смерти и станет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия.

Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Существует несколько тысяч каст и подкаст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).

 Переход из одной  касты в другую невозможен, несмотря  на служебные успехи, богатство  и политическую власть. Касты  образуют иерархию, подкрепляемую  идеей о том, что каждая из них обладает своей «чистотой», которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст.

Нарушение этих правил на протяжении длительного времени влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судах. Так, индийские суды пользовались сложной системой правил, определяющих, когда смешанный брак между членами разных каст признавался действительным и каково правовое положение детей, родившихся от таких браков.

 В целом сегодня  в стране, имеющей современную  политико-правовую структуру, кастовая система переживает глубокие перемены.

 Главная особенность  классического индусского права  – тесное сплетение с религией. Индусское право не имеет относительной  самостоятельности и является  по сути своей неотъемлемой  частью индуизма – своеобразнейшего феномена, в общем представлении – некой синкретичной, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верования и обряды, моральные, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организацию и структуру.

 Классическая индусская  система прада – одна из  древнейших в мире. Веды – сборники  индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.

 Древнейшие произведения  индусской литературы, часть которых  можно охарактеризовать как юридические  справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита  означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Их возраст установить чрезвычайно трудно, так как строгий хронологический порядок исторических событий не соответствует индусскому верованию, согласно которому мировой процесс не имеет ни начала, ни конца. Поэтому приходится полагаться на предположения, что смрити созданы в интервале между 800 и 300 гг. до н.э. Древнейшая из них состоит из кратких изречений о магических и религиозных обрядах, которые должны сопровождать важнейшие события человеческой жизни. Резкое отличие смрити друг от друга объясняется тем, что вопреки ортодоксальной точке зрения они были записаны в разное время разными авторами, пытавшимися учесть более поздние обычаи.

 Затем появились дхармасутры  – первые книги по вопросам  права, детально разъясняющие, как  члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила – на санскрите дхарма – не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.

 Дальнейшее развитие  классического индусского права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известным ученым.

Решая вопрос о понятии источника иудейского права, израильские авторы исходят из широко распространенного «в любой судебно-правовой системе» трехзначного значения термина «источник».

Это прежде всего: а) «записанные источники права», под которыми понимаются «все зарегистрированные источники, которые действуют в данной судебной системе», такие, например, как «сборники законов и постановлений» и др.; б) «Исторические источники права», под которыми имеются в виду те источники, которые «в результате исторических процессов стали источником определенной правовой нормы» (например, нормы римского нрава, и др.). При этом поясняется, что «в широком понимании к историческим источникам можно причислить любой фактор - экономический, общественный, моральный, который повлек за собой образование определенных правовых норм»; и в) «юридические источники права», под которыми подразумеваются «источники становления и образования права». Речь идет о «тех источниках и путях, которые адаптируются самой судебной системой для придания законной силы определенной правовой норме».

Необходимо отметить, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях, речь идет не только и даже не столько об источниках иудейского религиозного права, сколько - израильского светского, сионистского права. Ибо когда имеются в виду только источники религиозного иудейского права, то ситуация возникает несколько иная и представление об источниках несколько иное.

Дело в том, что будучи религиозным по своей природе и характеру правом, иудейское право имеет и соответствующие этой природе и характеру источники. С общетеоретической точки зрения они традиционно определяются израильскими авторами, с одной стороны, как «точно переданные слова Бога», а с другой, -как их «божественно вдохновленная интерпретация (толкование)». Первоначально иудейское право было устным правом, содержавшим в себе, по словам исследователей, целый ряд «иррациональных» установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к «небесному голосу», и др.

По мере своего развития иудейское право постепенно приобретало письменный, характер и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных особенностей». Согласно заключению специалистов в области иудейского права уже примерно к 100г. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была заменена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции иудейского права священные писания, отражавшие в себе многовековую человеческую мудрость, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества» в системе источников иудейского права они приобрели доминирующий характер и постепенно вышли на первый план.

Высокая значимость письменных источников иудейского права - священных писаний, как свидетельствует история, проявлялась самыми различными путями и постоянно сохранялась по все последующие времена. Даже в самые трагические периоды истории жизни еврейского народа, когда, как констатирует Йларион Киевский, под натиском «разбивших до основания и пленивших» Иерусалим римлян «иудейство с тех пор пало», их «закон как вечерняя заря угас», и сами иудеи были «рассеяны по странам, чтобы зло не пребывало вместе»-, - даже в это время высокая значимость этих источников, с учетом сложившихся обстоятельств, никогда не колебалась. [10, с.222]

 

 

Вывод

Таким образом, место и значение разных форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми. В разные исторические периоды в одних странах преобладающую роль в качестве источников права играли судебные прецеденты, в других – нормативно-правовые акты или правовые обычаи.  

Формы (источники) права варьируются в зависимости от особенностей самих правовых систем.

Таким образом, в разных правовых системах различные формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе регулятивную роль. Однако, все они являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на общественные отношения и различные общественно-политические институты.

Информация о работе Понятие и классификация источников права