Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа
Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1. Понятие и классификация источников права……………………………….6
1.1. Понятие источника права……………………………………………...6
1.2. Классификация источника права…………………………………..….8
2. Источники права в разных правовых системах……………………………16
3. Источники права в Республике Беларусь……………………………..……24
3.1. Виды источников права в Республике Беларусь……………………24
3.2. Нормативно-правовой акт как источник права…………………..…25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………..….33
Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права. В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина. Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.
3 Источники права в Республике Беларусь
3.1 Виды источников права в Республике Беларусь
Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права. Как и во многих других странах континентальной Европы, она относится к модели романо-германского типа. Поэтому в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси нормативно-правовые акты. Более подробно про этот источник я расскажу ниже. Кроме нормативно-правового акта признаются еще конституционный обычай и нормативные договоры.
В Республике Беларусь в качестве источника признается правовой обычай, но его использование, как правило, ограничено сферой гражданско-правовых отношений. Еще он достаточно широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь, как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли.
В частности, правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Примером может служить формулировка статьи 193 Гражданского кодекса Республики Беларусь, относящаяся к исполнению обязательств, в которой говорится: “Обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с указаниями закона, договора, а при отсутствии таких указаний в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями “.
Договор с нормативным содержанием широко используется в международном праве. Республика Беларусь в настоящее время состоит в различных договорных отношениях со многими странами и международными организациями.
Нормативный договор используется также как источник и во внутринациональном праве. Примером может служить коллективный договор. Коллективный договор заключается между нанимателями и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств работодателей и работников в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах предприятий или организаций и имеют локальный (местный) характер.
К разновидностям нормативного договора следует отнести и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях. В частности, сторонами генеральных соглашений выступают правительство, федерация профсоюзов и объединения предпринимателей. В этих соглашениях (как и в отраслевом, и в местных) содержатся согласованные установления, имеющие характер общей нормы, а следовательно, они обладают всеми признаками нормативного договора. [2, с.343]
Таким образом, в правовой системе Беларуси используются три вида источников права: нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Причем основное, доминирующее положение занимает нормативно-правовой акт. Другие известные источники права, такие как религиозные писания, научные юридические доктрины, не входят в систему источников белорусского права. Не выступает в таком качестве и юридический прецедент. Хотя в настоящее время в литературе высказываются суждения о целесообразности его (пока ограниченного) использования в условиях Беларуси.
Поскольку наиболее характерным, основным для Республики Беларусь источником права является нормативно-правовой акт, я считаю необходимым несколько подробнее его разобрать.
3.2 Нормативно-правовой акт как источник права
Нормативно-правовой акт является источником права для всех правовых систем, это наиболее распространенная форма права в большинстве стран мира.
Нормативно-правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или должностного лица, а также путем референдума с соблюдением установленных законодательством процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами:
Нормативно-правовой акт имеет ряд отличительных признаков:
Этими признаками он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности. Государство нередко издает акты морально-политического значения (обращения, призывы, заявления). Они не являются нормативно-правовыми актами, так как не содержат в себе юридических норм.
Не являются нормативно-правовыми актами и индивидуальные юридические акты. Например, когда суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, то они тем самым применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят правоприменительный характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные органы и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера.
Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.
К ненормативным правовым актам относятся:
распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
распоряжения председателей Национального собрания Республики Беларусь;
распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.
Также могут иметь могут иметь ненормативный характер:
Решение референдума,
Указ Президента Республики Беларусь,
Директива Президента Республики Беларусь,
Постановления палат Парламента, Постановление Совета Министров Республики Беларусь,
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь,
Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь),
Приказ республиканского органа государственного управления,
Решения органов местного управления и самоуправления. [11, ст. 3]
Нормативно-правовые акты следует отличать и от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при это само содержание нормы не меняется.
Все нормативно-правовые акты подразделятся на законы и подзаконные акты. Основание их классификации – юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов.
Юридическая сила нормативно-правового акта – характеристика нормативно-правового акта, определяющая обязательность его применения, соответствие общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к другим нормативно-правовым актам.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях.
Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу.
Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие санкции, благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.
По юридической силе нормативно-правовых актов может быть определена иерархия, то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:
Закон – нормативно-правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Основные характерные признаки закона как ведущего источника права:
В зависимости от юридической силы закона делятся на конституционные и обычные.
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним принято относить Конституцию, законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, принятие которых предусмотрено Конституцией. Таким закон является, например, Закон о Совете Министров Республики Беларусь. Также в Республики Беларусь установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (ст.ст.138, 139, 140 Конституции Республики Беларусь). Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений.
В юридической литературе при характеристике конституционных актов выделяют следующие основные черты:
Информация о работе Понятие и классификация источников права