Содержание
Введение
Одной из актуальных тем для
исследования является тема функции государства.
Функции государства – основные направления
его деятельности, обусловленные объективной
потребностью объединенных обменными
отношениями людей решать общие дела,
содержание которых задано характером
исторически определенного общества1. Они проявляются в его взаимодействии
с обществом, носят исторический характер
и особенно круто могут измениться при
реализации новой цивилизационной модели
развития.
Например, в науке управления
выделяют около пяти тысяч функций, которыми
занимаются органы государственной власти.
В отличие от функций государства они
носят относительно локальный и узкий
характер.
Политика тесно связана с функциями
государства. С помощью функций представляется
возможным с достаточно высокой точностью
определить ее характер, правильность
выбора государством приоритетов на том
или ином этапе развития, уровень его организованности
и эффективности.
Функция государства обычно
реализуется в определенных правовых
формах. К таким формам относятся: правотворческая,
оперативно-исполнительная и правоохранительная.
Отсюда следует, что государство осуществляет
все свои функции путем издания законов
и других нормативных актов, оперативной
и распорядительной деятельности, отправления
правосудия и правоохранительной деятельности,
надзора и контроля за исполнением правовых
предписаний. В процессе реализации функций
государства применяются два основных
метода - убеждение и принуждение.
Объект исследования - функционирование
Российского государства.
Предметом исследования являются
изучение отдельных видов функций РФ.
Исследование данной темы основывается
на следующих методах научного познания:
- Всеобщий диалектико-материалистический метод;
- Метод сравнения;
- Метод анализа и синтеза;
- Метод исследования внутреннего
строения правовых норм и права в целом;
- Метод анализа источников права.
Цели и задачи работы - цель
данной работы состоит в рассмотрении
понятия, признаков, форм и методов функций
государства. Для достижения поставленной
цели считаю необходимым определить следующие
частные задачи:
дать понятие функций государства;
рассмотреть признаки функции
государства;
рассмотреть формы и методы
осуществления функций государства;
рассмотреть внутренние функции
государства;
рассмотреть внешние функции государства.
Структура работы - курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
включающих в себя четыре параграфа, заключения
и списка используемой литературы.
Глава 1. Общие положения о функциях
Российского государства
- Понятие и признаки
функций государства
Государство для решения своих
задач действует и действует весьма активно.
Для общей характеристики деятельности
государства в юридической науке выработано
понятие «функции государства».
Функции государства – это
основные направления деятельности государства
по решению стоящих перед ним задач.
В философской и юридической
литературе можно насчитать до двух десятков
определений функции государства. «Наиболее
адекватным представляет следующее определение
: функция государства – это необходимое
,однородное, постоянное, целесообразное
направление (сторона) его деятельности,
обусловленное объективными потребностями
общественного развития с точки зрения
его внутренних внешних задач»2.
Говоря иными словами, функции
– то то, чем занимается государство. В
функциях конкретизируются сущность государства,
его социальное назначение, т.е. показано,
в каких направлениях государство осуществляет
управление обществом.
«Функции государства» - это
понятие не только политическое и управленческое,
но в тоже время и юридическое, поскольку
они осуществляются преимущественно в
правовых формах. Содержание каждой функции
составляет управленческая деятельность
государства в определенной сфере общественной
жизни. Специфика этой деятельности определяет
теми конкретными задачами, которые встают
перед обществом на каждом историческом
этапе. Содержание и значение функций
государства изменяются в процессе его
развития.
Приоритетное значение для
общей характеристики основных направлений
деятельности современных демократических
государств приобретают общественные,
а не классовые или корпоративные интересы,
гуманистические принципы организации
и деятельности государственного аппарата,
разумное сочетание национальных и интернациональных
элементов. Функции государства, т.е. характер
и направления государственной деятельности,
оказывают решающее влияние на структуру
государственного аппарата. Поэтому подход
к исследованию государства с точки зрения
направлений его деятельности можно считать
исходным, фундаментальным подходом. Изменения
в функциях государства приводят к изменениям
и в структуре государственного аппарата.
Функции государства следует
отличать от функций разнообразных государственных
органов, специально созданных для определенного
вида деятельности. Функции государства
охватывают его деятельность в целом.
В отечественной и зарубежной
литературе нет единого мнения о понятии
функции государства. Однако имеется общее
представление о них. Среди общих черт
и особенностей функций государства как
явлений, выделяющих их среди других государственных
и негосударственных явлений, необходимо
указать прежде всего на следующие:
1. Функции государства
имеют комплексный характер. Как
основные направления деятельности
государства они никогда не
приравниваются к самой деятельности
или отдельным аспектам деятельности
государства. Содержание каждой
функции складывается из множества
однородных аспектов деятельности
государства. Предполагается осознанная,
целенаправленная деятельность
различных государственных органов,
всего государственного аппарата.
2. По своему характеру,
содержанию и назначению функции
государства никогда не бывают
социально нейтральными. Они всегда
выражают и отражают социально-классовую
сущность и содержание конкретного
государства. В них неизменно
проявляется та реальная, социально
обусловленная роль, которую выполняет
государство в процессе решения
задач развития экономики, общества
и самого государства.
3. Характер функций определяется
не только типом государства,
его социально-классовой природой,
сущностью и назначением, но и
особенностями стоящих перед
ним на том или ином этапе
развития целей и задач. Приоритетность
и масштаб реализации первых
в значительной мере обусловливается
важностью и масштабностью последних
4. Функции государства
не следует отождествлять с
функциями его отдельных органов
или же государственных организаций.
Функции последних обладают по
сравнению с функциями всего
государства более узким характером. Функции
отдельных органов распространяются лишь
на его часть или на отдельные его части.
5. Функции государства
отличаются своими методами и
формами осуществления. Формы осуществления
функций характеризуют связь
государства с правом как одним
из основных средств властвования.
Через право государство проводит
в жизнь свои функции, свои
экономические, политические, идеологические
задачи. В одних случаях государство
издает юридические нормы, в других
- организует их исполнение, в
третьих - обеспечивает, охраняет их.
- Формы и методы осуществления
функций
Формы осуществления функций государства
- это виды деятельности органов государства
по осуществлению его функций.
Выделяют правовые и организационные
формы. Первые в отличии от последних есть
однородная деятельность органов государства,
связанная с принятием правовых актов
и влекущая юридические последствия. К
правовым формам относят:
1.Правотворческую (деятельность по подготовке
и изданию нормативных актов)
2.Правоприменительную (деятельность
по реализации нормативных актов путем
принятия актов применения права, повседневная
работа по выполнению законов и по разрешению
разнообразных вопросов управленческого
характера)
3.Правоохранительную (деятельность по
защите прав и свобод человека и гражданина,
по предупреждению правонарушений и привлечению
к юридической ответственности виновных
и т. п.)
К организационным формам относят:
1.Организационно - регламентирующую
( текущая работа определенных структур
по обеспечению функционирования органов
государства, связанная с подготовкой
проектов документов организацией выборов
и т.п)
2.Организационно - хозяйственную (оперативно
- техническая и хозяйственная работа,
связанная с бухучетом, статикой, снабжением
и т.п.)
3.Организационно – идеологическую (повседневная
воспитательная работа по идеологическому
обеспечению выполнения различных функций
государства, связанная с разъяснением
вновь изданных нормативных актов, формированием
общественного мнения и пр.)
Методы осуществления функций
государства многообразны и зависят от
вида функций, государственных органов,
которые их осуществляют. Среди подобных
методов прежде всего выделяют такие,
как убеждение и принуждение, рекомендации
и поощрение.
Убеждать – значит поощрять
субъектов к определенной деятельности,
соответствующей их воле, без силового
давления, обеспечивая свободу выбора.
Убеждение может осуществляться через
такие позитивные юридические средства,
как субъективные права, законные интересы,
льготы и т.д. Государство, прежде всего,
должно максимально использовать методы
убеждения как основные, главные.
Принуждать – значит склонять
людей к определенной деятельности посредством
силового давления (вопреки воле управляемых),
ограничивая свободу их выбора. Принуждение
может осуществляться через такие юридические
средства, как меры пресечения, приостановления,
наказания и т.д.
Рекомендовать – значит ориентировать
на конкретный вариант действий, желательных
с точки зрения общества и государства.
Поощрять – значит с помощью
системы вознаграждений побуждать следовать
действиям, в которых заинтересовано общество
и государство, стимулировать социально
полезную деятельность.3
Глава 2. Классификация
функций Российского государства
Функции государства можно классифицировать
по различным основаниям. Так, учитывая
длительность осуществления той или иной
государственной деятельности, можно
выделить постоянные и временные функции
государства. В учебной и научной литературе
говорят о функциях основных и вспомогательных
(по значению для сущности данного государства);
общесоциальных и сугубо классовых (в
соответствии с преобладающей направленностью
государственной деятельности).
Один из основных критериев классификации
– сферы государственной деятельности.
По этому основанию традиционно различаются
внутренние и внешние функции государства.4
Надо, однако, иметь в виду, что деление
функций на внутренние и внешние являются
условным, поскольку государство соответствующую
деятельность внутри страны (например,
экологическую) в обязательном порядке
сообразует с деятельностью на международной
арене. На этой основе выделяются сферы
управленческой государственной деятельности
без различения внутригосударственных
и межгосударственных аспектов. Единая
классификация функций государства, независимо
от его типа и сферы деятельности, включает
в себя четыре функции, которые осуществляются
любым государством:
1.Экономическая (обеспечение нормального
функционирования и развития экономики,
в том числе посредством охраны существующих
форм собственности, организации общественных
работ, планирования производства, организации
внешнеэкономических связей и пр.)
2.Политическая (обеспечение государственной
и общественной безопасности, социального
и национального согласия, подавление
сопротивления противоборствующих социальных
сил, охрана суверенитета государства
от внешних посягательств и т.п.)
3.Социальная (охрана прав и свобод всего
населения и его части, осуществление
мер по удовлетворению социальных потребностей
людей, поддержанию необходимого уровня
жизни населения, обеспечению необходимых
условий труда, его оплаты, быта и т.д.)
4.Идеологическая (поддержка определенной
в том числе религиозной, идеологии, организация
образования, поддержание науки, культуры
и др.) Поскольку в современной
теории государства функции государства
разделяются в основном на внутренние
и внешние, более детальная характеристика
отдельных направлений деятельности государства
рассмотрена ниже с использованием данного
подхода.