Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия, признаков, форм и методов функций государства.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым определить следующие частные задачи:
1. дать понятие функций государства;
2. рассмотреть признаки функции государства;
3. рассмотреть формы и методы осуществления функций государства;
4. рассмотреть внутренние функции государства;
5. рассмотреть внешние функции государства.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о функциях Российского государства. 5
1.1 Понятие и признаки функций государства. 5
1.2 Формы и методы осуществления функций. 8
Глава 2. Классификация функций Российского государства 10
2.1 Внутренние функции. 11
2.2 Внешние функции. 23
Заключение 27
Список используемых источников и литературы. 29
2.1. Внутренние функции
Внутренние функции – это такие направления деятельности государства, которые помогают решать задачи внутреннего развития общества. К числу внутренних функций относятся экономическая, финансовая, социальная, политическая, экологическая, культурная, функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, функция обеспечения общественной безопасности.
Экономическая функция государства – осуществление государством управленческого воздействия на экономическую сферу жизни общества. Эффективное развитие экономики – основа для успешного решения любых иных задач, стоящих перед обществом и государством, поэтому экономическая функция традиционно считается одним из важнейших направлений государственной деятельности. Объектами этой управленческой деятельности являются производственные отношения, как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики.
Экономическая политика государства имеет различную направленность в зависимости от уровня развития экономики (что является преобладающим – сельское хозяйство или промышленность), этапа развития того или иного государства, конкретно – исторических условий, наконец, в зависимости от господствующих идеологических установок, научных доктрин.
В соответствии с ирригационной теорией происхождения государства именно необходимость в организации масштабных сельскохозяйственных работ, т.е. необходимость осуществления экономической функции, оказала определяющее влияние на процесс образования государственности у некоторых восточных народов.
Так же в ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В современной России сформировались важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем, возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, а также налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами.
Экономическая политика государства, в вместе с ней и финансовая, и социальная в 20 в. Стала более жесткой. Государственное вмешательство в экономику развитых стран значительно усиливалось после экономического кризиса 1930-х гг. Широко использовалась теория Дж. Кейнса, основе которой лежала идея о стимулировании экономики путем расширения платежеспособности населения. Государство облагало прибыли корпораций и крупные индивидуальные доходы высокими налогами, за счет чего проводилась активная социальная политика, выплачивались пенсии, дотации, пособия малоимущим слоям населения. Таким образом перераспределялся общественный доход, снималось социальное напряжение в обществе, предупреждались социальные и экономические потрясения.
Однако представленная модель экономической политики имеет и существенные недостатки. Развитие некоторых европейских государств в 1960-1970-е гг. показало, что рост налогов и социальных расходов дестабилизирует финансы, создает предпосылки для инфляции, подрывает дух предпринимательства, создает «паразитический» слой людей, живущих на пособие. Таким образом, необходимо избегать и излишнего вмешательства государства в экономические процессы. В 1980-е гг. многие государства под влиянием неоконсервативных теорий значительно ограничили свое влияние на негосударственный сектор в экономике, считая, что общество от этого больше выиграет, чем проиграет. В то же время общепризнанной считается обязанность государства оказывать поддержку малоимущим слоям населения.
Ранее в СССР вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90%. Рассматриваемое направление деятельности именовалось хозяйственно – организаторской функцией – главной постоянной функцией Советского государства. Советское государство объявлялось главным орудием строительства коммунизма. Главная экономическая задача государства – создание материально механической базы коммунизма (а перед этим ставилась задача – создание социалистической системы хозяйствования). Управление экономикой осуществлялось командно – административными методами, без учета многих экономических законов.
В 1990-е гг. изменились принципы организации и функционирования экономической сферы жизни общества, что повлекло изменения и в объектах управленческого государственного воздействия, и в принципах управления экономикой. Основополагающее значение для изменения содержания экономической функции государства имеют переход к рыночной экономике, резкое увеличение частного сектора в экономике, развитие процессов приватизации, появление свободных рынков товаров и услуг, признание экономической свободы, права каждого на частную собственность и т.д. Государство также продолжает в широком объеме регулировать экономические отношения, но уже не только в государственном, но и частном секторе.
Экономика – настолько сложная и специфическая сфера деятельности, что управлять ею возможно только с учетом знания закономерностей ее функционировния. Поэтому необходимо ориентироваться на экономические модели, адекватно оражающие развитие экономики общества. В нашем стране в 20 в. долгое время этого не было. В экономике господствовали модные лозунги – то всеобщее планирование, то перевыполнение плана (стахановское движение и т.п.), то увеличение производительности труда, то совершенствование производственных отношений, то всеобщая экономия - «экономика должна быть экономной».(См.ст.8,9,34-36 Конституции РФ.)
Финансовая функция государства. Осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства(входит в нее), однако говорят и о самостоятельной финансовой функции. В различных изданиях она называется по–разному – «функция финансового контроля», «функция налогообложения и взимания налогов» и т.д. Содержание этой деятельности государства составляет сбор денежных средств( прежде всего – через налоги, а а также через иные финансовые сборы, пошлины, платежи) и распредление денежных средств(составление бюджета, кредиты и т.д). В этой связи актуализируется вопрос о соотношении признаков государства и его функции.10 Налоги чаще указываются в качестве признака государства, и тогда их взимание будет перемещено в плоскость техническую, плоскость технологий. И налоговая политика, и бюджетная политика могут иметь различные направленности. В частности, то или иное государство может выводить мягкую налоговую политику или, наоборот, устанавливать довольно значительные налоги на доходы граждан и организаций. Значение налоговой деятельности государства не требует особых комментариев: именно от этого направления деятельности прямо зависит степень осуществления всех функций государства, прежде всего социальной, культурной, экологической.( См.ст.57,75 Конституции РФ.)
Социальная функция государства. Здесь имеется в виду деятельность государства по оказанию различных социальных услуг всем членам общества (здравоохранение, строительство жилья и т.д.), а также забота о повышении благосостояния малообеспеченных слоев населения, оказание им материальной и иной помощи. Есть даже теория «социального государства». Под социальным подразумевается государство, которое заботится о благополучии граждан.
Эта теория нашла отражение в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции РФ: «Российская федерация – социальное государство, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч.1ст. 7). В Российской федерации как социальном государстве « охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовство и детство, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособии и иные гарантии социальной защиты» (ч.2 ст.7). Значение социальной функции чрезвычайно велико для тех государств, в которых существует (или существовало) расслоение населения на богатых и бедных при формально провозглашенном равенстве. В таких условиях необходима защита от бедности, безработицы, социальная поддержка малоимущих слоев населения, особенно таких, которые (еще или уже) в силу разных причин не способны себя должным образом обеспечить (дети, студенты, инвалиды, пенсионеры). Кроме того, существуют профессии, предъявляющие к людям повышенные требования, что обуславливает необходимость установления повышенных социальных гарантий (к примеру, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие).
Социальная функция появляется у государств далеко не сразу: как одно из важных направлений государственной деятельности она получает свое развитие только в 20 в. К последним десятилетиям 20 в. наиболее развитые государства пришли к необходимости соблюдения определенной меры осуществления социальной функции. Как оказалось, высокие социальные дотации рождают социальную пассивность и иждивенчество, появляется слой людей, вполне сносно живущих на пособие и не стремящихся к активной деятельности, раскрытию своих способностей, что служит и общественному благу. Поэтому в современных конституциях все чаще проявляются примерно такие формулировки: «Государство берет на себя заботу об основных нуждах человека»; заботится же о благосостоянии человек должен сам.( См.ст 7,37-47,43 Конституции РФ.)
В содержание политической функции государства входит как деятельность по поддержанию политического господства правящих, так и деятельность по формированию и организации работы всех государственных органов. Слово «политика» употреблено здесь в очень ограниченном смысле, вообще же этим термином можно обозначить любое направление деятельности государства – экономическая, финансовая, социальная политика и т.д. Обычно деятельность по формированию и организации работы государственных органов в качестве самостоятельной функции государства не выделяется, однако следует признать значимость и достаточно большой объем этой деятельности. В отдельных публикациях 1990-х гг. признается необходимость специального указания на такую деятельность государства; так, Л.А.Морозова говорит о функции обеспечения народовластия, составной частью которой является организация выборов представительных органов государства.11
Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.
Содержание экологической политики государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности, созданию производств по утилизации отходов и т.д.( См.ст.42 Конституции РФ.)
Культурная функция государства – направление государственной деятельности по духовному интеллектуальному развитию общества.«Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».( См.ст.2 Конституции РФ.)
В современных условиях для существования и развития общества необходимы духовно и интеллектуально развитые люди, грамотные, квалифицированные специалисты. Человек, не обладающий глубокими специальными познаниями, выключен из процесса общественного производства, он приносит обществу минимальную пользу или не приносит никакой. Поэтому возможно говорить о том, что получать образование и совершенствоваться в избранной сфере деятельности – это не только право, но и моральная обязанность каждого перед обществом; с таких позиций функция духовного развития общества приобретает исключительно важное значение. В различные исторические периоды данное направление деятельности государства имело разные значения. В Советском Союзе время особой активизации, подъема деятельности в сфере образования, науки, культуры – так называемые «культурная революция» 1920-х гг., когда необходимо было преодолеть неграмотность; в 1960-е гг. наблюдался размах вузовского и научного движения. В истории бывали времена недооценки культурной функции государства, недостаточного финансирования культуры, науки, образования. Такое положение вполне объяснимо трудностями развития социально – экономической сферы общества, однако негативные последствия этого могут проявить себя в будущем.12