Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия, признаков, форм и методов функций государства.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым определить следующие частные задачи:
1. дать понятие функций государства;
2. рассмотреть признаки функции государства;
3. рассмотреть формы и методы осуществления функций государства;
4. рассмотреть внутренние функции государства;
5. рассмотреть внешние функции государства.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о функциях Российского государства. 5
1.1 Понятие и признаки функций государства. 5
1.2 Формы и методы осуществления функций. 8
Глава 2. Классификация функций Российского государства 10
2.1 Внутренние функции. 11
2.2 Внешние функции. 23
Заключение 27
Список используемых источников и литературы. 29
Ранее в марксистско - ленинской теории государства и права данное направление деятельности называлось культурно – воспитательной функцией государства. Государство должно было последовательно внедрять принципы социалистического образа жизни воспитывать нового человека – человека коммунистического общества, бороться с инакомыслием, утверждать коммунистическую идеологию, объясняя все общественные явления с классовых позиций, наконец, готовить классовых бойцов.
Вопрос, который возникает при анализе отечественной юридической литературы советского периода – должно ли государство вообще формировать определенное мировоззрение у своих граждан? Или это деятельность должна быть отдана на откуп различным негосударственным организациям – политическим, культурным, религиозным? Здесь мы опять возвращаемся к рассмотрению вопроса о пределах деятельности государства. Безусловно, государство должно принимать участие в формировании мировоззрения членов общества. Однако, во – первых, не следует апологетически навязывать классовое мировоззрение и игнорировать так называемые общечеловеческие ценности; во – вторых, необходим отказ от централизации, от огосударствления образования, науки, культуры, развития, например, различных негосударственных учебных заведений разных культурных направлений, в том числе запрещаемых ранее. Государство, однако, не должно оставаться в стороне, оно должно направлять все эти процессы, поскольку отсутствие контроля за этим может привести к самым разным неблагоприятным явлениям.( См.ст.13,14,28,43,44 Конституции РФ.)
Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан – это направление деятельности государства по борьбе с правонарушениями в целях создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации прав граждан, их объединений, органов государства. Правоохранительная деятельность, т.е. деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию правонарушений (прежде всего преступлений как наиболее опасного вида правонарушений), наказанию и воспитанию правонарушителей, свойственна любому государству. Впрочем, в некоторых утопических теориях, описывающих общественное устройство будущего и процесс его построения, не находилось места антиобщественному поведению и, соответственно, государственной деятельности по борьбе с ним.
Основное в характеристике правоохранительной функции – возможность государственного принуждения, применение в деятельности государственных органов принудительных, насильственных методов, необходимых для поддержания порядка в обществе. В любом государстве существуют так называемые правоохранительные органы, к которым обычно относят суды, прокуратуру, органы внутренних дел и государственной безопасности (место суда среди органов, стоящих на страже права, особое).
Право и государство в их современной модификации выработаны долгим и трудным поиском человечеством путей самосохранения и выживания. И с этих позиций проблема устойчивого развития не нова, она существует столько, сколько существует человечество. Однако каждый этап его развития выдвигал свои проблемы, необходимые для самосохранения и выживания человеческого рода, свои способы решения этой задачи.13
В современных условиях значение функции охраны правопорядка, прав и свобод граждан чрезвычайно велико. Вместе с тем при ее осуществлении возникает очень много проблем. С одной стороны, необходимо изжить недостатки, присущие правоохранительной деятельности советского периода, не допустить возврата к прежним жестоким, незаконным методам работы, добиться реального воплощения в эту деятельность начал гласности, законности, профессионализма. С другой стороны, следует совершенствовать борьбу с правонарушениями с учетом современных тенденций развития общества, изменений количественных и качественных характеристик правонарушений. Здесь встают проблемы законодательного и материального обеспечения правоохранительной деятельности, социальной поддержки сотрудников правоохранительных органов, повышение их социального статуса.( См.ст.20-25,45-54 Конституции РФ.)
Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами. Можно выделить две основных внешних функции государства: военную и сотрудничества с другими государствами.
В содержание военной функции государства может входить ведение захватнических войн, оборона страны в военное время, готовность к обороне в мирное время, охрана государственных границ. При характеристике данного направления деятельности следует иметь в виду очень важное обстоятельство – армия, кроме своего собственного военного назначения, практически всегда выполняла роль вооруженного обеспечения государственной власти, ее поддержки возможностью в любой момент использовать насильственные методы. Таким образом, военная функция государства имеет непосредственный выход на сущностные моменты функционирования государственной власти.
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
Рабовладельческие и феодальные государства проводили, как правило, очень агрессивную внешнюю политику; если соседи оказывались слабее, они в большинстве случаев оказывались завоеванными.
Сейчас каждое государство разрабатывает свою военную доктрину. Исходя из существовавших ранее идеологических установок в СССР проводился курс на противоборство с капиталистическими государствами. Весь экономический, научный потенциал работал в первую очередь на развитие вооруженных сил Советского Союза. В настоящее время военных угроз от конкретных государств нет, однако сохраняются достаточно острые межгосударственные, межнациональные противоречия. Современными государствами признана так называемая доктрина «достаточной обороны», суть которой состоит в том, что вместо количественного паритета вооружений необходимо обеспечение военного потенциала, достаточного для гарантированной безопасности. Эта доктрина обеспечивает значительное сокращение расходов на вооружения, снижает возможность возникновения вооруженных конфликтов.17
Для республик бывшего Советского Союза остро стоит проблема конверсии оборонных предприятий. В России приняты Основные положения военной доктрины, в соответствии с которыми главное направление реформы Вооруженных Сил - создание относительно небольшой, но хорошо подготовленной, мобильной армии.( См.ст.59,87 Конституции РФ.)
Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах деятельности является объективно необходимой для современных государств. Мир обрел новое качество, в настоящее время невозможно, да в конечном счете и не выгодно проводить политику самоизоляции. Согласование усилий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и в других сферах деятельности соответствует интересам каждого государства. Общая координация сотрудничества между государствами осуществляется Организацией Объединенных Наций, ее специализированными учреждениями, иными международными организациями, на основе двухсторонних или многосторонних соглашений.
Среди основных направлений межгосударственного сотрудничества следует выделить сотрудничество экономическое; сотрудничество в поддержании мира; сотрудничество в поддержании мирового правопорядка, в борьбе с международной преступностью; сотрудничество в природоохранительной деятельности; сотрудничество в сфере культуры, науки, образования; сотрудничество в решении демографической, сырьевой, энергетической, проблем, в освоении космоса.( См.ст.61-63,79 Конституции РФ.)
Естественно, говорить о внутренних и внешних функциях государства можно только в конкретно-историческом аспекте, поскольку основные направления государственной деятельности находятся в постоянном развитии. Выше перечислены функции современного демократического государства. Сами функции государства, их содержание и значение изменяются в процессе развития общества. Здесь можно рассматривать:
а) функции традиционных государств и функции современных (конституционных государств). Используя формационный подход к истории развития человеческого общества, возможно также характеризовать функции рабовладельческих, феодальных, буржуазных (на стадии домонополистического и монополистического капитализма), социалистических и современных государств;
б) историю развития каждой функции государства - время ее появления, изменение содержания и значения с развитием общества.
Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непрерывном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их усилия по разрешению общих проблем, создают условия для нормальной жизнедеятельности различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно - организационное в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств. В формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.
Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.
Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).