Понятие и принципы гражданства. Законодательство о гражданстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Современное нормативное понятие гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства. Государственные органы по делам о гражданстве.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гражданство рф.docx

— 52.48 Кб (Скачать файл)

8. Принцип защиты и  покровительства граждан Российской  Федерации, находящихся за ее  пределами. 

Существо этого принципа заключается в установлении обязательства  государства оказывать всемерную  защиту своим гражданам, находящимся  за пределами его территории, покровительствовать  им. В своей сущности данный принцип  связан с суверенитетом государства  и наличием взаимных обязанностей между  последним и гражданином, что  отражает природу гражданства.

Как следует из ст. 7 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. [1.2.], гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

9. Принцип сохранения  гражданства при заключении или  расторжении брака. 

Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства  без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры. Само по себе заключение или расторжение  брака между гражданами различных  государств, а равно рождение в  таком браке детей либо их усыновление  обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных  с определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.

Для Российской Федерации  данный принцип весьма актуален из-за большой распространенности международных  браков. В связи с этим в ст. 8 Закона о гражданстве Российской Федерации закреплено, что заключение или расторжение брака между  гражданином Российской Федерации  и лицом, не имеющим гражданства  Российской Федерации, не влечет за собой  изменение гражданства указанных  лиц. Изменение гражданства одним  из супругов не влечет за собой изменение  гражданства другого супруга. Расторжение  брака не влечет за собой изменение  гражданства родившихся в этом браке  или усыновленных (удочеренных) супругами  детей [2.8.:С.105].

10. Принцип предоставления  почетного гражданства. 

При анализе института  почетного гражданства возникает  ряд вопросов, на которые нет однозначных  ответов: поскольку не определен  правовой статус почетных граждан, в  частности, не ясно, будет ли он полностью  совпадать с правовым статусом российских граждан или же отличаться от них; необходимо ли согласие государства, гражданину которого предоставляется почетное гражданство; должна ли Россия осуществлять защиту прав почетного гражданина. Из-за нерешенности указанных вопросов, институт почетного гражданства не нашел применения в Российской Федерации. Высказывалась целесообразность исключения почетного гражданства из закона о гражданстве Российской Федерации, с предложением оставить его как звание на муниципальном уровне [2.8.:С.106]. Авторы нового Закона о гражданстве Российской Федерации разделяют последнее мнение, поскольку института почетного гражданства он не предусматривает.

11. Принцип приоритета  норм международного права и  международных договоров по вопросам  гражданства над национальным  законодательством. 

Отдельной нормы, фиксирующей  приоритет международных договоров  в отношении внутригосударственного законодательства, в отличие от предыдущего  закона о гражданстве в Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. не содержится. В то же время з ст. 2 нового Закона, определяющей законодательство о гражданстве Российской Федерации, установлено, что вопросы гражданства регулируются помимо Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального Закона, и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации также международными договорами Российской Федерации. Кроме того, указание на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации содержится также в ряде других статей (6, 7). Данный принцип является не специальным принципом гражданства, а общеправовым, в силу чего нет необходимости раскрывать подробно его содержание. В Конституции Российской Федерации он зафиксирован в ч. 4 ст. 4, где сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

        Для  законодательства СССР о гражданстве  были характерны следующие черты:

  1. Сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР.
  2. Отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики.
  3. Постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 г. республики обладали правом решения вопросов о выходе из гражданства СССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. По Закону о гражданстве СССР 1938 г. республики утратили эти права и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Распад союзного государства, принятие Декларации о государственном  суверенитете России предопределили необходимость  принятия Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации». Закон урегулировал комплекс общественных отношений по поводу российского гражданства: определил условия приобретения и прекращения гражданства, полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентировал производство по делам о гражданстве, порядок исполнения и обжалования решений по ним. Отдельные положения Закона были восприняты Конституцией РФ 1993 г. В связи с принятием Конституции возникла необходимость внести некоторые поправки в положения Закона РФ о гражданстве. Это в первую очередь касалось гражданства субъектов Федерации.  Закон устанавливал одновременное гражданство РФ и «республик в составе» Федерации. Установленное в ст. 5 Конституции равноправие субъектов Федерации требует признать гражданство и других, помимо республик, субъектов Федерации, тем более что у них имеется право иметь свой устав и законодательство.

     Конституционные  нормы и законодательство о  гражданстве РФ опираются так  же на положения Декларации  прав и свобод человека и  гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., которая закрепила основополагающие принципы российского гражданства в ст. 5.

    Принятие закона  РФ о гражданстве более детально  регламентировало решение вопросов  гражданства. Поэтому вслед за данным актом, помимо поправок к нему, были приняты такие акты, как Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г., приказ министра внутренних дел РФ от 30 июня 1994 г. «Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 9 декабря 1992 г. «О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации», Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», Закон РФ от 25 июня 1993 г.  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Процессы, связанные с распадом СССР, межнациональные конфликты, усилившаяся миграция из республик бывшего СССР и стран социалистического содружества в Россию вызвали необходимость принятия миграционного законодательства. Ряд соответствующих положений был закреплен в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». 16 декабря 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля», а постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. принято Положение об иммиграционном контроле.

   19 февраля 1992 г.  были приняты законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Так же в настоящее время правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ определяется ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Основания и порядок предоставления политического убежища регламентируется положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г.

   Наконец, 31 мая 2002 г. был принят ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации», который  стал новым шагом в урегулировании  вопросов гражданства РФ. В ФЗ  содержатся принципы гражданства  РФ и правила, регулирующие  отношения, связанные с гражданством  РФ, определены основания, условия,  порядок приобретения и прекращения  гражданства РФ.

Далее Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Вопросы гражданства неоднократно рассматривались Конституционным  Судом РФ на предмет проверки конституционности положений норм действующего законодательства о гражданстве.

   Необходимо отметить, что основой действующего законодательства  РФ, регулирующего вопросы гражданства,  несомненно, являются международные  акты о гражданстве, такие,  как:

  1. Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
  3. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. и ряд других.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания приобретения и  прекращения гражданства

Основания и порядок приобретения гражданства в РФ определяется ФЗ о гражданстве.

Гражданство любого государства  приобретается по нескольким основаниям. В соответствии со статьей 11 Закона основаниями для приобретения гражданства Российской Федерации являются:

а) рождение на территории Российской Федерации;

б) прием в гражданство  РФ;

в) восстановление в гражданстве  РФ;

г) иные основания, предусмотренные  Законом или международным договором  РФ.

Наиболее распространенным основанием является гражданство "по рождению". Это основание связано  с гражданством родителей и местом рождения, т.е. территорией государства, в котором человек родился. Вторым основанием приобретения гражданства является прием в гражданство, т.е. натурализация. Она связана со свободным выбором лицом гражданства и согласием государства признать данное лицо своим гражданином. Третьим основанием приобретения гражданства является восстановление в гражданстве. Оно касается лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили.

К иным основаниям, предусмотренным Законом "О гражданстве Российской Федерации", относятся оптация, а также усыновление (удочерение) ребенка. Оптация как форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (то есть изменениями государственной границы). Возможность выбора гражданства одного из двух государств вытекает из международно-правовой договоренности между ними. Если в состав Российской Федерации войдет какое-либо государство либо если в соответствии с международным договором Россия уступит часть своей территории другому государству, неизбежно встанет вопрос о гражданстве населения соответствующих территорий. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к Российской Федерации какой-либо территории и, наоборот, утраты гражданства в случае передачи части территории Российской Федерации иностранному государству. Еще одним основанием приобретения российского гражданства является усыновление (удочерение) ребенка. При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление или удочерение.

Приобретение гражданства  по рождению не требует волеизъявления лица и совершения каких-либо действий: оно происходит автоматически, как  это принято в большинстве  стран мира. Существуют два принципа такого приобретения: "право крови" и "право почвы". Согласно первому  ребенок приобретает гражданство  родителей независимо от места рождения, согласно второму - становится гражданином  того государства, на территории которого он родился, вне зависимости от гражданства  родителей.

В Федеральном законе о гражданстве применяются оба принципа. Так, по "праву крови" ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации (или один из них является лицом без гражданства), является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Ребенок также приобретает  гражданство Российской Федерации  по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или  единственный его родитель имеют  гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей  имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом  без гражданства, или признан  безвестно отсутствующим, или место  его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

Информация о работе Понятие и принципы гражданства. Законодательство о гражданстве РФ