Понятие и сущность феноменов права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ понятий и сущности феноменов права и политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия, признаки и политическую природу права
2. Определить сущность политики и политической системы
3. Проанализировать особенности политической детерминации современной системы права
4. Выявить правовое регулирование политических процессов в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВО И ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ 6
1.1. Понятие, признаки и политическая природа права 6
1.2. Понятие политики и политической системы права 16
ГЛАВА 2. ПРАВО И ПОЛИТИКА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ 25
2.1. Особенности политической детерминации современной системы права 25
2.2. Правовое регулирование политических процессов в современном обществе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Право и политика.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Политика  и право – важнейшие факторы  общественной эволюции, непременные  спутники современного общества. Деятельность политической системы, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

     Право, как и политика, принадлежит к  числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. 

     В развитых капиталистических странах  политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества, и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

     Политическая  система существует неразрывно с  государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о «партиях горы и равнины» в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание.

     Одна  из общих характеристик права  заключается в том, что оно - способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия «право» стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости. Как следствие, в философских, юридических, политических, этических доктринах, в практике политической борьбы, как в прошлом, так и в настоящем, неравнозначные по своему содержанию понятия обозначены термином «право». В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права.

     Понятно, что право - многогранное социальное явление, и оно может исследоваться  в различных аспектах, с различных точек зрения. Столь же многообразными могут быть определения понятия права. Каждое определение раскрывает какую-то сторону (или стороны) этого явления, но все они соответствуют одному (единому) понятию права. При этом практически невозможно в одном определении отразить всю сущность права. А.М. Васильев отмечал, что это доступно лишь теории права в целом. Возможность различных определений как раз и способствует синтезированному научному анализу.

     Одно  из последних операциональных определений понятия права принадлежит С.С. Алексееву: право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. Как видим, здесь правом являются лишь признанные государством нормативные положения.

     Пытаясь понять, что такое право  и какова его роль в жизни общества, еще  римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

     По  мере развития общества и политики у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

     Споры о понятии права, ровно, как и  о соотношении государства и  права, права и закона имели место  не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. Целью курсовой работы является анализ понятий и сущности феноменов  права и политики.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятия, признаки и политическую природу права
  2. Определить сущность политики и политической системы
  3. Проанализировать особенности политической детерминации современной системы права
  4. Выявить правовое регулирование политических процессов в современном обществе.

   Основные  аспекты феноменов права и  политики были освещены в трудах Протасов В.Н., Черданцев А.Ф., Понятие права  наиболее комплексно рассмотрено Корельского В.М., Перевалова В.Д..

 

ГЛАВА 1. ПРАВО  И ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ

    1. Понятие, признаки и политическая природа права
 

      Различие  в праве разных веков обусловило появление множества определений  права (порой взаимоисключающих, зачастую односторонних). Общее определение права складывается лишь из самых общих черт и особенностей, свойственных всем баз исключения типам права. Выделяют несколько наиболее важных признаков и черт права:

  1. право – это совокупность, система норм и правил поведения;
  2. право – мера, масштаб свободы и поведения человека:

      а) мера полноты, доступности, реальности прав для человека, свобод личности;

      б) мера допустимых ограничений свобод человека;

  1. нормативность права;
  2. государственная обеспеченность;
  3. формальная определённость – всегда содержат определённое указание;
  4. право – реально действующая система нормативной регуляции;
  5. право не тождественно закону, закон – одна из форм выражения права.

      Таким образом, сущность права – это  обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

      Система права – это объективно существующее  внутреннее строение права, его подразделение на  отрасли, подотрасли, институты и нормы.

  1. Нормы права – это элемент системы права, его «атом» более неделимый (хотя сама норма имеет свою структуру).
  2. Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих однородную систему общественных отношений.
  3. Подотрасль права – объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права.
  4. Отрасль права – основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие однородную область общественных отношений.

      Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

      Один  из этих  подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

      При таком подходе право полностью  или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

     Другой  подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»1.

       С учетом названных признаков можно  сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

       А вообще более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.

     Сущность  права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от «своего» интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: «справедливость, не поддержанная силой, немощна».

       К признакам права можно отнести  следующие:

       1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт  общества на определенной ступени его развития.

       2. Право есть регулятор социально  значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:

       а) людей;

       б) отношения между людьми (общественные отношения);

       в) поведение субъектов общественных отношений.

       3. Содержание права определяется  потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.

       4. Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент, форма)  социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.

       5. Через механизмы общественного  сознания и коллективной воли  реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности.

       6. Право как разновидность социальных  норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.

       7. Действие права основано на  принципе применения равных мер  к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

       8. Нормы права должны быть объективированы  вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

Информация о работе Понятие и сущность феноменов права и политики