Понятие и сущность феноменов права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ понятий и сущности феноменов права и политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия, признаки и политическую природу права
2. Определить сущность политики и политической системы
3. Проанализировать особенности политической детерминации современной системы права
4. Выявить правовое регулирование политических процессов в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВО И ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ 6
1.1. Понятие, признаки и политическая природа права 6
1.2. Понятие политики и политической системы права 16
ГЛАВА 2. ПРАВО И ПОЛИТИКА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ 25
2.1. Особенности политической детерминации современной системы права 25
2.2. Правовое регулирование политических процессов в современном обществе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Право и политика.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

     Нерегулируемая  политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

     Все это определяет политическую природу  государства и права, делает их явлениями  политики, политической жизни общества. Более того, государство - «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики.

     Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда обществу грозит беда: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство – «собственность» общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев.

     Политика  может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и  т. п.). Однако в любом случае она  касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому в принципе правильно высказывание Ленина, что «политика есть участие в делах государства» (если под «участием» понимать не только позитивную политику). Принципиально верна и другая формула этого автора: «политика есть концентрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъектов политики определяют, прежде всего, экономические интересы, а потом уже все остальные.

     Право имеет политическую природу, ибо  по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.

     В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своего осуществления нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, то есть возведении в закон (проф. С.С. Алексеев).

     Однако  право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.

     Поэтому говорить о служебной роли права  по отношению к политике, а тем  более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

     Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а закон. Исходя из этих позиций, проф. В нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность – с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы - парламенты, то легко обнаруживается, что в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интересы, которые представляет парламентское большинство, и будут прежде всего защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права».8

     Такой подход в принципе верен. Только нужно  учитывать, что права не существует вне форм его выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о законах, не имеющих правового содержания и представляющих собой бессодержательную юридическую форму («неправовые законы» или «неправовое законодательство»).

   Оценку  связей права и политики следует  проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования политических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в политической системе.

   В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы. Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.9

     В современном мире через идею социального  государства находится баланс в соотношении между политикой и правом.   

2.2. Правовое регулирование политических процессов в современном обществе

 

   Правовое  регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов  и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

   Поэтому любые интересы и потребности  людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной  политикой (деятельностью законодательных  и других правотворческих органов  государства). Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает выражение и народная политика. В тех случаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявления приобретают правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного регулирования общественных отношений.

   Правовой  статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей  действующего права.

   Основы  правового статуса  личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от  рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности:

   Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила  М.П.Карева, приняв за основу важнейшие  сферы деятельности человека. Ее классификация включала следующие составляющие:

    1. социально-экономические права;
    2. равноправие граждан;
    3. демократические свободы.

   В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М.П.Каревой, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли:

    1. социально-экономические права и свободы  граждан;
    2. политические права и свободы граждан;
    3. личные  права и свободы граждан.

   Наиболее  подробно данная  проблема  исследуется  Л.Д.Воеводиным. Автор удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей с основанием  приведенной  классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав, свобод и обязанностей:

    1. права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и культурной жизни;
    2. права и обязанности  граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни;
    3. права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.

   Однако  систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном  расположении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, в данной работе мы выяснили, что  политическая власть функционирует  в рамках политической системы и  права. Политическая система – это  основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества.

     Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью  политической жизни.

     Политические  отношения охватывают всю сложную  и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:

     1.        Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;

     2.        Отношения государства и его органов на международной арене;

     3.        Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;

     4.        Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;

     5.        Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.

     В современном взаимозависимом и едином мире невозможно не оценить ту роль, которую играет право. В разные периоды истории оно играло неоднозначную роль в политике. Невозможным представляется рассмотрение роли права в разрыве от политики.

     Их  взаимосвязь и взаимовлияние  друг на друга на столько сильны, что невозможно недооценить роль какой-либо из них в этой системе.

     Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и политики будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

     Еще 20 –30 лет назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.

      Не  было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания политики и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

     Конкретные  пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная.

     От  состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет  ли эта ситуация статичной или  подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения.

Информация о работе Понятие и сущность феноменов права и политики