Понятие и сущность феноменов права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ понятий и сущности феноменов права и политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия, признаки и политическую природу права
2. Определить сущность политики и политической системы
3. Проанализировать особенности политической детерминации современной системы права
4. Выявить правовое регулирование политических процессов в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВО И ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ 6
1.1. Понятие, признаки и политическая природа права 6
1.2. Понятие политики и политической системы права 16
ГЛАВА 2. ПРАВО И ПОЛИТИКА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ 25
2.1. Особенности политической детерминации современной системы права 25
2.2. Правовое регулирование политических процессов в современном обществе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Право и политика.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

     В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества - основными средствами ее осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь. Политика - дело всего общества, а не только верховной власти.

     Можно выделить первичные субъекты политических отношений. Это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные, производные субъекты политики –  это институты, создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов. Это партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. Под политической системой одни авторы понимают совокупность, систему государственных и негосударственных организаций. Другие включают сюда также нации, классы и отдельных личностей. Третьи добавляют средства массовой коммуникации, принципы и нормы и т. д.

   Политические  нормы. В широком смысле политическими  можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что  инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

   Политические  нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут  содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма закреплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.

   Политические  нормы формируются в сфере  общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осознания субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник формирования политических и правовых норм - отношения собственности.

     Политические  нормы регулируют отношения и  деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.4

     Политическая  система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и  процессов и обеспечивает объединение  общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке  существует множество различных  понятий политической системы. Это  объясняется тем, что отдельные  исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы  или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

  • во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
  • во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
  • в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;
  • в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

      С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

      Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или  косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

     Собственно  политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный  источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

     В структуру политической системы  включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

     В структуру политической системы  включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.5

     Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

     Иногда  к элементам политической системы  относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.6

     Характер  политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним  относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.

     Выделяют  демократические и тоталитарные политические системы.

     Для демократической политической системы  характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил  к овладению государственной  властью демократическим путем.

     В тоталитарных политических системах главная  роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству  и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная  идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

     В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной  верхушки.

     Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.

     Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

     Ключевая  роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной  организации, которыми не обладают никакие  другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

    Политическая  система это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм. Социальная сущность политической системы состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами. Следует понять, что политическая система является формой выражения отношений (интересов) социальных групп по поводу власти. Она включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений.

   Политическая система имеет свою структуру и выполняет ряд функций Она включает в себя три подсистемы: институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную. В отечественной политологии в политической системе выделяют четыре группы элементов: политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.); политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру. Необходимо раскрыть роль этих элементов в политической системе. Главным институтом политической системы является государство.

   В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений н выражающие отношения по поводу политической власти. Политические отношения могут быть отношениями сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы. Условно их можно разделить на три группы: отношения между крупными социальными слоями, а также нациями и государствами; вертикальные отношения, которые складываются в процессе воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе; отношения, которые складываются между политическими организациями и государственными учреждениями,

   Существенным  элементом политической системы являются политические принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений.

 

ГЛАВА 2. ПРАВО  И ПОЛИТИКА: ОБЩЕЕ  И РАЗЛИЧИЕ

2.1. Особенности политической детерминации современной системы права

 

     Термин  «политика» впервые появился в Древней  Греции и происходит от греческого слова «polis» - город-государство. «Именно в античных государствах, - пишет проф. А.В. Мицкевич, - зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима».7

     В современном значении политику в  самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой  сталкиваются, борются, реализуются  интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.

Информация о работе Понятие и сущность феноменов права и политики