Источник права образует правовую
основу любой системы, которая регулируется
правом. Лицензионно-разрешительная система
имеет свои источники права, которые образуют
правовую основу данной системы.
Источник права имеет свою квалификацию.
Одной из основной классификации является
юридическая сила источника права.
Юридическая сила источника
права выражается в делении на законы
и подзаконные акты. Законы - нормативные
правовые акты, принимаемые представительными
органами государственной власти. Все
иные нормативные правовые акты являются
подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом
Российской Федерации, Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
министерствами и ведомствами.
Предмет правового регулирования
лицензионно-разрешительной системы
является квалифицирующим признаком.
Предмет разделяет источники на общие,
специальные и акты иных отраслей права,
регулирующие отдельные вопросы, связанные
с осуществлением лицензионно-разрешительной
деятельности.
К общим источникам права лицензионно-разрешительного
системы Российского государства относятся
нормативно-правовые акты, которые охватывают
вопросы общеправовой деятельности,
и иные общественные отношения в сфере
процесса лицензирования.
Специальные
акты целиком посвящены регулированию
отдельных вопросов организации и осуществления
лицензионно-разрешительной деятельности.
В систему источников
лицензионно-разрешительного права входят:
- Конституция Российской Федерации;
- Международные договоры Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного
права;
- Федеральные законы;
- Нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации;
- Нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации и нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти;
- Нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации;
- Ведомственные приказы, инструкции и
распоряжения.
В исключительных
случаях вопрос регулирования лицензионно-разрешительной
деятельности основан на обычаях делового
мира.
Обычаем делового
оборота признается сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области правило
поведения, не предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано ли
оно в каком-либо документе16.
Основную роль
в правом обеспечении лицензионно-разрешительной
системы нашего государства принадлежит
Федеральному закону «О лицензировании
отдельных видов деятельности».
2.1. Правовое регулирование лицензионно-разрешительной
деятельности в органах внутренних
дел Российской Федерации.
В соответствии с Положением
«О Министерстве внутренних дел РФ» законами:
«О полиции»; «О частной детективной и
охранной деятельности в РФ»; «Об оружии» 17
на органы внутренних дел РФ возложена
обязанность в области организации осуществления
и контроля лицензионно-разрешительной
деятельности на территории РФ.
Для этого в структуре Главного
управления по обеспечению охраны общественного
порядка и координации взаимодействия
с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации МВД России – МВД,
УМВД субъектов РФ, территориальных органов
внутренних дел МВД России созданы подразделения
(центры и группы), выполняющие лицензионно-разрешительные
и контрольные функции в сфере лицензирования
и контроля за частной детективной и охранной
деятельностью18.
Данные подразделения являются самостоятельными
структурными подразделениями полиции
(по линии охраны общественного порядка).
Правовая основа лицензионно - разрешительной системы
органов внутренних дел состоит из многих
юридических актов разной юридической
силы. Ведущая роль, как я ранее указывал,
принадлежит Федеральному закону «О лицензировании
отдельных видов деятельности» и «Об оружии».
Вместе с тем, стартовавшая
в России, в 2003 году административная реформа
неразрывно связана с созданием административных
регламентов. Руководством страны поставлены
четкие задачи — ограничить вмешательство
государства в экономическую деятельность,
исключить чрезмерное регулирование,
повысить качество и доступность государственных
услуг, а также эффективность деятельности
органов власти. 11 ноября 2005 г. Правительством
РФ было принято Постановление № 679 «О
порядке разработки и утверждения административных
регламентов исполнения государственных
функций и административных регламентов
предоставления государственных услуг»,
во исполнение которого, в 2012 году,
МВД России были разработаны и зарегистрированы
в Минюсте 20 административных регламентов
в сфере предоставления услуг лицензионно
– разрешительной системы, утвержденные
приказами МВД России.
Административными регламентами,
регламентирующих лицензионно-разрешительную
систему, определен исчерпывающий перечень
объектов, контролируемых органами внутренних
дел. Эти объекты подразделяются на несколько
группы. Это предметы, вещества и предприятия.
К предметам относятся служебное
и гражданское оружие, а также патроны
к нему. К данному виду оружия относятся
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное
оружие, газовые пистолеты и револьверы,
огнестрельное оружие с нарезным стволом
и комбинированно – огнестрельное
оружие19.
К предприятиям20, разрешение на открытие
которых выдают органы внутренних дел,
относятся:
- предприятия, осуществляющие
производство и продажу оружия;
- оружейно-ремонтные мастерские;
- частные детективные и охранные
предприятия, службы безопасности, их
филиалы;
- базы, склады, тиры, в которых
находится гражданское, служебное оружие
и патроны к нему.
Вещества – это взрывчатые
материалы.
Таким образом, основными функциями
лицензионно-разрешительных подразделений
являются услуги по организации и проведению
на обслуживаемой территории работы по
государственному контролю за оборотом
служебного, гражданского оружия, негосударственной
(частной) охранной и негосударственной
(частной) сыскной деятельностью, выдачи
лицензий: лицензионно – разрешительные
подразделения МВД организация и проведение
на обслуживаемой территории работы по
государственному контролю за оборотом
служебного, гражданского оружия, негосударственной
(частной) охранной и негосударственной
(частной) сыскной деятельностью, выдачи
лицензий:
на торговлю гражданским и
служебным оружием и патронами к нему
юридическим лицам;
на коллекционирование, экспонирование
оружия и патронов юридическим лицам и
гражданам Российской Федерации;
на приобретение гражданского
и служебного оружия и патронов к нему
на территории Российской Федерации юридическим
лицам с особыми уставными задачами, организациям,
занимающимся испытанием изделий на пулестойкость,
юридическим лицам, осуществляющим коллекционирование
оружия и патронов, спортивным организациям
и образовательным учреждениям;
на приобретение охотничьего
огнестрельного оружия с нарезным стволом
гражданам Российской Федерации;
на осуществление негосударственной
(частной) охранной и негосударственной
(частной) сыскной деятельности и осуществление
контрольных функций, отнесённых законодательством
к компетенции подразделений лицензионно-разрешительной
работы, а также разрешений:
на ввоз в Российскую Федерацию
и вывоз из Российской Федерации оружия
и патронов, принадлежащих гражданам,
для использования оружия на спортивных
соревнованиях и в целях охоты;
на хранение и ношение охотничьего
огнестрельного оружия с нарезным стволом
гражданам Российской Федерации;
на хранение и ношение наградного
оружия, а также оружия, выдаваемого в
соответствии со статьёй 19 Федерального
закона от 13 декабря 1996 года № 150 «Об оружии»;
на хранение оружия юридическим
лицам и гражданам по месту проведения
выставок, выставок-продаж и аукционов;
на хранение и использование
оружия организациям, занимающимся испытанием
изделий на пулестойкость, образовательным
учреждениям, спортивным и охотничьим
организациям, в структуре которых имеются
тиры, стрелково-стендовые комплексы и
стрельбища, а также на хранение оружия
и патронов, передаваемых им членами спортивных
стрелковых обществ и клубов для ответственного
хранения на указанных объектах;
на использование оружия (в
тире, стрелково-стендовом комплексе,
на стрельбище);
на хранение оружия и патронов
юридическим лицам-перевозчикам, имеющим
транспортные лицензии на данный вид деятельности;
на перевозку оружия и патронов
юридическим лицам, занимающимся автомобильными
и другими видами перевозок, а также таможенным
перевозчикам.
Органы внутренних дел занимаются
не только выдачей лицензий и разрешений,
но и аннулируют их, при этом органы внутренних
дел осуществляют контроль над оборотом
оружия, частной охранной и детективной
деятельностью.
Основной задачей органов внутренних
дел по осуществлению лицензионно-разрешительной
деятельности является предотвращение
утраты и хищения предметов и веществ,
на которые распространяется особый порядок
оборота, а также недопущение их использования
не по назначению.
Отсюда следует, что лицензионно-разрешительная
система, осуществляемая органами внутренних
дел, представляет собой закрепленный
в административно-правовых нормах порядок
приобретения, транспортировки, хранения,
использования и сбыта строго определенных
предметов и веществ, а также открытия
и функционирования определенных предприятий
и организаций в целях обеспечения личной
безопасности граждан, общественной безопасности
и охраны общественного порядка.
Лицензионно-разрешительная
деятельность органов внутренних дел
выполняет определенно-конкретную предупредительную
функцию, которая направлена на предупреждение
тяжких последствий несоблюдения требований
нормативных актов, регламентирующих
порядок оборота предметов и веществ,
обладающих повышенной общественной опасностью.
Основные задачи органов внутренних
дел в области осуществления лицензионно-разрешительной
системы вытекают из общих задач, которые
определены Законом Российской Федерации
«О полиции»21.
Законодательством определены
следующие задачи органов внутренних
дел в сфере лицензирования:
пресечение нарушений правил
изготовления, приобретения, перевозки,
хранения и использования предметов и
веществ, подпадающих под действие лицензионно-разрешительной
системы;
предупреждение случаев утери
и хищений предметов и веществ данной
категории и недопущение их использования
при свершении преступлений либо не по
назначению;
выявление и устранение причин
и условий, способствующих наступлению
вредных последствий;
выдача лицензий, разрешений
и сертификатов в соответствии с установленным
порядком;
принятие к нарушителям правил
лицензионно-разрешительной системы мер,
предусмотренных законом22.
Соответственно рассматриваемая
обязанность в полной мере касается не
только деятельности, связанной с оборотом
и перемещением оружия и патронов к нему,
но и основных частей огнестрельного оружия.
Основными задачами органов
внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной
системы являются предотвращение утраты
и хищения предметов и веществ, на которые
распространяется особый порядок оборота,
а так же недопущение их использования
не по назначению.
Отсюда следует, что лицензионно-разрешительная
система, осуществляемая органами внутренних
дел, представляет собой закрепленный
в административно-правовых нормах порядок
приобретения, транспортировки, хранения,
использования и сбыта строго определенных
предметов и веществ, а также открытия
и функционирования определенных предприятий
и организаций в целях обеспечения личной
безопасности граждан, общественной безопасности
и охраны общественного порядка.
3. Лицензионно-разрешительная
деятельность органов внутренних дел
в сфере оружия
Лицензионно-разрешительная
система осуществляется многочисленными
государственными органами, среди которых
важное место занимают органы внутренних
дел. Действующим законодательством на
органы внутренних дел возложена обязанность
выдавать, и контролировать, а также
аннулировать разрешения на приобретение,
хранение, ношение и перевозку огнестрельного
оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов,
а также на открытие и функционирование
объектов, где они обращаются.
Оружие - специфический товар,
требующий осторожности и контроля на
всех этапах его оборота. Обладание оружием
в различные периоды истории предопределялось
несовпадающими факторами и решало различные
задачи - от самозащиты до удовлетворения
эстетических потребностей и являлось
предметом быта, и национальной или
этнической гордостью23.
Оружие является компонентом
нашей жизни, и всегда будет присутствовать
рядом с человеком. По утверждению С. С.
Козлова оружие, было, есть и будет
и этот факт не зависит от времени и эпохи24.
Так как оружие – неизбежный
компонент жизни человека, то данный факт
требует от органов государственного
управления выработки определенного отношения
к оружию и различным его видам, установления
ясных запретов и, наоборот, дозволений,
то есть сбалансированного правового
режима, учитывающего таящиеся в оружии
опасности и необходимость разумного
удовлетворения потребностей граждан
в обладании оружием.