Понятие лицензионно-разрешительной системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы участия органов внутренних дел в процессе осуществления лицензионно-разрешительной деятельности и организация деятельности подразделений ЛРР территориальных органов внутренних дел МВД России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы МВД Российской Федерации;
 Изучить разрешительное производство;
 Рассмотреть лицензионно-разрешительную деятельность органов внутренних дел в отношении оружия.

Вложенные файлы: 1 файл

проект.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в нашем государстве продолжается административно-правовая реформа, которая направлена на оптимизацию государственного управления к новым условиям взаимодействия общественных отношений. Процесс оптимизации построен на взаимовыгодном сотрудничестве различных интересов государства и личности, а также на усилении роли государства во всех сферах общественной жизни.

Основную роль в процессе оптимизации играет лицензирование, которое, появившись,  как правовая форма управления в экономической сфере, имеет свое применение и в правоохранительной сфере.

Лицензионно-разрешительная деятельность – это система, которая устанавливает правовой порядок или норму, которая устанавливает обязательность получения от уполномоченных государственных органов разрешений или лицензий на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями, либо отдельными гражданами1.

Лицензионно-разрешительная система регулирует общественные отношения и выполняет предупредительно-охранную функцию, которая направлена на предупреждение несоблюдения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, имеющих повышенную общественную опасность.

Под лицензионно-разрешительной системой понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий или разрешений на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами.

Актуальность данной темы заключается в том,   что в условиях стремительной оптимизации правоохранительной деятельности в Российской Федерации одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей. Эту защиту и осуществляют  правоохранительные органы, которые в своей деятельности используют систему лицензионно-разрешительного управления. Одним из правоохранительных органов являются органы внутренних дел.

Организация деятельности всех подразделений по осуществлению лицензионно-разрешительной работы возложена на органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой работы возложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. Законами «О полиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии» на органы внутренних дел также возложена обязанность осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. С этой целью в органах внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел на сегодняшний день не изучена в полном объеме. В основном рассматриваются общие положения разрешительной системы и разрешительное производство, но  участие органов внутренних дел в осуществлении данной деятельности  не рассматривается в достаточном объеме.

В ходе работы мной проанализированы правовые и иные источники. Это  Конституция  РФ, конституционное и иное федеральное российское законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации,  указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, международно-правовые акты, а также другой юридический материал и внутренние ведомственные приказы (административные регламенты).

Целью данной работы является  изучение проблемы участия органов внутренних дел в процессе осуществления лицензионно-разрешительной деятельности и организация деятельности подразделений ЛРР территориальных органов внутренних дел МВД России.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы МВД Российской Федерации;
  • Изучить разрешительное производство;
  • Рассмотреть лицензионно-разрешительную деятельность органов внутренних дел в отношении оружия.

 

1.  Понятие лицензионно-разрешительной  системы государства 

 

В обеспечении общественной безопасности государства лицензионно-разрешительная система играет важную роль.

Система – это совокупность или объективное единство предметов, явлений, которые закономерно связаны друг с другом2. Любая система обладает целостностью и делимостью, организацией, а также наличием устойчивых связей.

Разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами административной власти и гражданами, возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности3.

Исторический опыт показывает, что в условиях развития правового государства, роль государства не уменьшается, а наоборот усиливается. Одним из методов становления правового государства является                             лицензионно-разрешительная политика, которая применяется для регулирования общественных отношений и правопорядка. Данная политика строится на лицензионно-разрешительной системе государства.

Лицензионно-разрешительная политика представлена единой системой сертификации, государственной системой регистрации различных видов деятельности и системой лицензирования.

Лицензия происходит от латинского слова «licentia», которое переводится как вольность, свобода делать что угодно4.

Современный словарь иностранных слов дает перевод слова лицензия как право или разрешение5.

Российская правовая система понятие лицензии определяет как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Данное определение лицензии является паспортом юридического или физического лица, который подтверждает наличие реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности или обладания правом совершать эти действия6.

Н.Ю. Круглова определяет лицензию как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях7.

Действующее законодательство определяет лицензию как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий8.

Следовательно, все отношения, возникающие в процессе получения, продления, отзыва лицензии и надзора за деятельностью лицензиата, являются правовыми, а совокупность правовых норм, регулирующих названные отношения, составляет институт лицензирования. Таким образом, как в законодательстве, так и в науке понятие лицензия тем или иным образом соотносится с понятием разрешение.

В российском законодательстве нет определения понятия разрешение, но содержится вышеприведенное определение понятия лицензия, согласно которому разрешение - это родовое понятие по отношению к лицензии. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет разрешение – как право на совершение чего-нибудь или документ, удостоверяющий такое право9.

Понятие лицензия в русском языке является производным от понятия разрешение. Эти два понятия являются компонентами разрешительного режима или системы.

Лицензионно-разрешительная система – закрепленный правовой порядок, который предусматривает обязанность получения от органов государственной власти специальных разрешений или лицензий на совершение каких-то определенных деяний или действий в сфере общественных отношений10. Лицензия определяет определенные права и обязанности различных предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц.

Лицензионно-разрешительная система любого государства имеет свою цель, которая заключается в обеспечении безопасности граждан, государства и общества. Данная система создана для защиты граждан, государства и общества от вреда, который наступает от неправильного осуществления определенной деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет11.

Лицензионно-разрешительная система состоит из совокупности составляющих элементов. К данным элементам относится наличие относительного запрета, деятельность осуществляется органами государственной власти, а также лицензионно-разрешительная система обладает мерами принуждения.

Наличие относительного запрета выражается прямо или косвенно, закрепленной правовой нормой, которая определяет, что делать или выполнять определенную работу можно только при наличии разрешений на этот вид работы.

Любая деятельность лицензионно-разрешительной системы осуществляется субъектами органов исполнительной власти в отношении физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены данным субъектам. Органы исполнительной власти выдают лицензии или разрешения. Разрешения выдаются уполномоченным государственным органом исполнительной власти в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешения - центральный элемент системы, который и определяет название данной системы.

Лицензионно-разрешительная система определяет отношения между властно-невластными субъектами. Особенностью данных отношений является надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности.

Лицензионно-разрешительная система обладает мерами принуждения. Меры принуждения – это принудительные меры прекращения или пресечения нарушений правил, условий разрешенной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.

Лицензионно-разрешительная система является одной из форм  исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти. Данная деятельность осуществляется различными органами управления, Федеральными службами, а  также министерствами и иными органами государственного управления.

Лицензионно-разрешительная система является управленческой и властно-охранной структурой государства. При этом государство создает организационно-правовые меры, которые нормативно закрепляют все действия с веществами и предметами, имеющие специфические свойства, а также государство устанавливает определенные запреты на их обращения. И закрепляет в нормативно-правовых актах общие правила для всех субъектов, совершающих различные действия с указанными предметами.

Государство,  обладая управленческим потенциалом, устанавливает уровень ответственности за нарушение правил оборота таких предметов и создает аппарат специализированных органов для обеспечения контроля над соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическими лицами установленных правил контроля.

Лицензионно-разрешительная система устанавливает государственный контроль деятельности, способной  нанести ущерб обществу, государству, людям, памятникам культуры, природе и иным общественным отношениям12.

Система лицензирования предусматривает наличие лицензионного органа по конкретным видам деятельности. К ним относятся центральные аппараты соответствующих федеральных структур и их территориальные органы или департаменты, уполномоченные региональной исполнительной властью. Для каждого вида лицензируемой деятельности лицензионный орган определяется в Положении о лицензировании данной деятельности.

Лицензионно-разрешительная система  - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовая основа лицензионно – разрешительной системы

 

Российское дореволюционное право не знало термина «лицензия». Вместе с тем традиция активного вмешательства государства в различную сферу взаимоотношений, бесспорно, существовала, а метод, сопоставимый с лицензированием, имел правовое закрепление.

Первым значительным правовым актом, закрепившим в форме, близкой к закону, положения о лицензировании, явилась «Русская правда», содержавшая нормы, огранивающие рамки различной деятельности. Например, холоп был не вправе заниматься торговлей или финансовыми операциями от собственного имени, ответственность за такие его действия возлагалась на господина, если второй участник сделки не знал, что, говоря современным языком, контрагентом является холоп13.

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе14.

Одним из видов ограничения является лицензионно-разрешительная система.

Лицензионно-разрешительная система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешительной деятельности.

Лицензионно-разрешительная система,  как и любая правовая система, имеет свои источники права. Термин источник права юриспруденции известен с древних времен. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права15.

Информация о работе Понятие лицензионно-разрешительной системы государства