Понятие лицензионно-разрешительной системы государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:55, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение проблемы участия органов внутренних дел в процессе осуществления лицензионно-разрешительной деятельности и организация деятельности подразделений ЛРР территориальных органов внутренних дел МВД России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы МВД Российской Федерации; Изучить разрешительное производство; Рассмотреть лицензионно-разрешительную деятельность органов внутренних дел в отношении оружия.
Действующее законодательство
России исходит из принципа обороноспособности
оружия, но это правило касается только
так называемого гражданского оружия,
и не распространяется на иное оружие.
Приобретение оружия и патронов
к нему на территории Российской Федерации
подлежит лицензированию, за исключением
приобретения оружия и патронов к нему
государственными военизированными организациями.
Одним из направлений деятельности
в области оборота оружия является контроль
над соблюдением требований и положений
нормативно-правовых актов, регламентирующих
положения об оружие. С этой целью создается
упорядоченная система владения, пользования
и распоряжения оружием с приоритетом
прав и законных интересов третьих лиц25. Органы внутренних дел
входят в данную систему.
Лицензии на приобретение оружия
и патронов к нему выдаются органами внутренних
дел на основании заявлений граждан Российской
Федерации26.
Лицензия - один из базовых документов,
определяющих возможность владения оружием.
Вопрос дальнейшего приобретения, а равно
распоряжения оружием не может быть решен
без соответствующего лицензирования.
Поэтому, на наш взгляд необходимо помнить,
что наша жизнь, безопасность и спокойствие
всегда в наших руках и следует разумно
распоряжаться имеющимися возможностями.
Общие вопросы в сфере лицензирования
в соответствии с действующим законодательством
призвано решать МВД России, деятельность
которого на названном направлении связана
исключительно с правовым регулированием
вопроса, а практическое воплощение лицензионных
требований осуществляют его отдельные
структурные подразделения другими словами
региональные органы внутренних дел.
Процесс лицензирования
в регионах осуществляют специальные
центры лицензионно-разрешительной
работы МВД России.
Лицензии на приобретение оружия
и патронов к нему выдаются органами внутренних
дел на основании заявлений граждан.
В заявлении указываются сведения
о видах оружия, которое планируется приобрести,
и мерах, принятых для обеспечения учета
и сохранности оружия. Заявитель также
обязан представить учредительные и регистрационные
документы юридического лица или документы,
удостоверяющие личность гражданина,
и другие предусмотренные настоящим Федеральным
законом документы. В приложении 2 определен
алгоритм получения лицензий на приобретение
огнестрельного оружия.
Лицензии выдаются после оплаты
установленных размеров единовременных
сборов, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от
8 июня 1998 г. № 57427.
Без взимания единовременных
сборов выдаются лицензии:
на приобретение, разрешение
на хранение, ввоз или вывоз и транспортирование
основных частей огнестрельного оружия;
приобретение патронов юридическими
лицами на территории РФ;
коллекционирование и экспонирование патронов юридическим лицам и гражданами.
Без взимания единовременных
сборов выдаются лицензии на приобретение,
разрешения на хранение, ввоз или вывоз
и транспортирование основных частей
огнестрельного оружия, а так же лицензии
на приобретение патронов юридическим
лицам на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным
законом «Об оружие»28 органы внутренних дел выдают
лицензии и разрешения.
Лицензия выдается на приобретение:
огнестрельного гладкоствольного
длинноствольного оружия самообороны,
газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного
бесствольного оружия отечественного
производства и сигнального оружия гражданам
РФ;
охотничьего пневматического
оружия, охотничьего гладкоствольного
и спортивного огнестрельного гладкоствольного
длинноствольного оружия гражданам РФ;
гражданского, служебного оружия
и патронов на территории РФ юридическим
лицам, производящим оружие или патроны,
а также имеющим лицензии на торговлю
ими;
охотничьего оружия, в том числе
с нарезным стволом, и патронов к нему
на территории РФ, а также разрешения на
их хранение и использование, хранение
и ношение - в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях организациям,
ведущим охотничье хозяйство, специализированным
предприятиям, ведущим охотничий или морской
зверобойный промысел, и гражданам РФ,
проживающим в указанных местностях29.
Лицензия выдается сроком на
полгода, после чего гражданин должен
вновь ее переоформить.
Разрешения органами внутренних
дел выдаются:
на хранение и ношение охотничьего
пневматического, охотничьего гладкоствольного
и спортивного огнестрельного гладкоствольного
длинноствольного оружия, а также разрешения
на хранение огнестрельного гладкоствольного
длинноствольного оружия самообороны,
а также без права ношения гражданам Российской
Федерации;
на транспортирование оружия,
а также патронов юридическим лицам и
гражданам Российской Федерации;
на хранение и использование
оружия юридическим лицам с особыми уставными
задачами на основании лицензий на их
приобретение;
на хранение и ношение оружия
при исполнении служебных обязанностей
работникам юридических лиц с особыми
уставными задачами30.
Административно-правовая реформа,
проводимая в Российской Федерации, создала
новый порядок получения лицензий и разрешений.
Все это связано со значительным риском
пропажи, хищения и иных возможностей
незаконного завладения оружием, о последствиях
которого можно лишь догадываться. Во
избежание подобного и пробуждения большей
сознательности граждан было принято
решение об усложнении порядка законного
оформления владения оружием.
Законодательство устанавливает
достаточно долгий срок на принятие решения
о выдаче необходимой гражданину лицензии.
Заявление о выдаче лицензии рассматривается
указанными органами в течение месяца
со дня его подачи. В течение указанного
срока сотрудник, к которому попало заявление,
не только проверяет порядок соблюдения
его подачи, но и уточняет содержащиеся
в нем сведения на предмет их объективности,
полноты и истинности. В нескольких словах
суть такого рода проверки сводится к
сопоставлению заявленных вами данных
с данными, представленными иными органами
власти и управления и содержащими характеризующие
заявителя сведения.
Лицензирование приобретения
оружия и патронов к нему осуществляется
в определенном порядке:
Заявления граждан о выдаче
лицензий принимаются в приемные дни в
установленное время сотрудниками подразделений
лицензионно-разрешительной работы органов
внутренних дел либо сотрудниками, на
которых возложены такие обязанности,
в специально выделенных для этих целей
служебных помещениях. В каждом конкретном
регионе устанавливается свой график
приема.
Обращения руководителей юридических
лиц рассматриваются органами внутренних
дел по месту регистрации юридических
лиц.
Заявления граждан
Российской Федерации о выдаче
лицензий, переоформлении и продлении
срока их действия подаются
в орган внутренних дел по
месту жительства.
Иностранные граждане для получения
лицензии на приобретение гражданского
оружия и патронов к нему на территории
Российской Федерации, а также разрешения
на их вывоз из Российской Федерации представляют
в Центр лицензионно-разрешительной работы
территориального МВД РФ31.
Лицензии на приобретение оружия
и патронов к нему выдаются органами внутренних
дел на основании заявлений граждан Российской
Федерации. Срок действия лицензии на
приобретение оружия и патронов к нему
- шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
То есть, если в течение 6 месяцев с момента
получения лицензии гражданин не приобрел
никакого оружия, то она автоматически
аннулируется32.
Заявление о выдаче лицензии
рассматривается органами внутренних
дел в течение одного месяца со дня
его подачи. В заявлении указываются сведения
о видах оружия, которое планируется приобрести,
и мерах, принятых для обеспечения учета
и сохранности оружия.
Заявитель, являющийся юридическим
лицом, обязан представить учредительные
и регистрационные документы юридического
лица, а заявитель, являющийся физическим
лицом - документы, удостоверяющие личность
гражданина, и другие предусмотренные
Федеральным законом документы33.
Для контроля деятельности
должностных лиц разрешительной системы
органов внутренних дел, обеспечения прав
граждан и юридических лиц сведения о
приеме граждан, должны заноситься в журнал
регистрации заявлений, обращений, выдачи
лицензий и разрешений. В нем, одновременно,
осуществляется регистрация представленных
документов, производятся отметки о результатах
их рассмотрения, а также записи о выдаче
заявителю лицензий или разрешений либо
письменных уведомлений об отказе в их
выдаче.
О регистрации поступивших
материалов заявителю выдается талон-уведомление
установленной формы, с указанием лица,
принявшего документы и даты регистрации
заявления. Данный документ служит доказательством
того, что заявление о выдаче лицензии
или специального разрешения принято
к рассмотрению.
После подачи и приема необходимых
документов происходит проверка сведений,
отраженных в поданных документах, а так
же проверка соответствия поданных документов
на соответствие требованиям Инструкции
по организации работы органов внутренних
дел по контролю над оборотом гражданского
и служебного оружия и патронов к нему
на территории Российской Федерации34.
Сведения о приеме граждан,
их паспортные данные, данные юридических
лиц заносятся в журнал регистрации заявлений,
обращений, выдачи лицензий и разрешений.
В нем одновременно осуществляется регистрация
представленных документов, производятся
отметки о результатах их рассмотрения,
а также записи о выдаче заявителю лицензий
либо письменных уведомлений об отказе
в их выдаче.
Регистрация заявлений и поступающих
материалов, которые не имеют необходимых
документов согласно перечню, установленному
в упомянутой выше Инструкции, либо оформленных
с нарушением требований Инструкции не
допускается. К документам, составленным
на иностранных языках, прилагаются их
переводы, заверенные в установленном
порядке. О регистрации поступивших материалов
заявителю выдается талон-уведомление.
Аннулирование лицензий и разрешений,
связанных с оборотом оружия, проводится
органами внутренних дел в следующих случаях:
добровольного отказа от лицензии
или разрешения, ликвидации юридического
лица либо смерти собственника оружия;
систематического, но не менее
двух раз в течение года нарушения либо
неисполнения юридическими лицами или
гражданами требований нормативно-правовых
актов, регулирующих оборот оружия;
возникновения обстоятельств,
исключающих возможность получения лицензии
или разрешения;
конструктивной переделки владельцем
гражданского или служебного оружия и
патронов к нему, повлекшей изменение
баллистических и других технических
характеристик оружия и патронов к нему.
Принятию решения об аннулировании
лицензии или разрешения за систематическое
нарушение или несоблюдение установленных
правил оборота оружия должно предшествовать
письменное предупреждение владельца
лицензии или разрешения органом, выдавшим
лицензию или разрешение.
В предупреждении указывается,
какие именно правовые нормы и правила
нарушены или не исполнены, и назначается
срок для устранения допущенных нарушений.
В случае аннулирования лицензии или разрешения
повторное обращение за их получением
возможно для юридических лиц по истечении
трех лет со дня их аннулирования, а для
граждан - по истечении пяти лет со дня
их аннулирования. При добровольном отказе
от лицензии сроки для повторного обращения
за их получением не определены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным направлением лицензионно-разрешительной
деятельности правоохранительных органов
является контроль над оружием.
Деятельность данной системы
направлена на поддержания общественного
порядка и общественной безопасности
в правовом государстве.
В процессе исследования можно
сделать следующие выводы:
Лицензия - это юридический
факт в форме соответствующего решения.
Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности» определяет
лицензию, как специальное разрешение
на осуществление конкретного вида деятельности
при обязательном соблюдении лицензионных
требований и условий, выданное лицензирующим
органом юридическому или физическому
лицу.
Для того, что бы мероприятия,
составляющие лицензирование как процесс,
были эффективными, необходимо адекватное
законодательное регулирование лицензионно-разрешительной
системы государства, которое соответствовало
бы современному развитию общественных
отношений и государственного устройства
общества. На мой взгляд законодательство,
должно четко определять сферу лицензирования
и предмет лицензирования.