Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:42, реферат
В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д.
Сторонники этого аргумента
аргументируют это так: в основе
государства лежат
Каждое государство становится
полем борьбы двух видов воздействия
на него: формационного и
.
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
Марксистский подход в исследовании исторического процесса (известная «триада» К. Маркса) предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.
Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациями К. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах. Однако, как отмечает В. Л. Иноземцев, «так как и азиатское общество, и земледельческая община являлись не только последними фазами первичной общественной формации, но и первыми элементами формации вторичной, можно утверждать, что началом переходном) периода от первичной формации ко вторичной явилась эксплуатация, но не человека человеком, а касты кастой, полностью же этот переход был закончен тогда, когда кристаллизовалась эксплуатация человека человеком, то есть тогда, когда община была разрушена, распространилось производство, ориентированное на обмен, возникло обращение товаров, появились закон стоимости и другие экономические закономерности. Таким образом, имеются все основания считать период, сменивший эпоху господства личных форм зависимости, формацией именно экономической».
Таким образом, первичная и коммунистическая формации могут быть охарактеризованы как общественные, но не имеющие характеристики «экономическая».
Основными
критериями такой классификации
являются наличие или отсутствие
частной собственности, эксплуатации
человека человеком, антагонистичных
классов, товарного производства. В
этом случае вполне можно считать, что
макроформации идентичны
При формационном
подходе в основу деления истории
социального развития положена идея
естественно-исторического
Таким образом, каждая последующая общественная формация логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высокоорганизованной формации.
Первой общественной формацией считается первобытно-общинная, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Способ производства, как мы уже отмечали, основан на обшей (общинной, коллективной) форме собственности, власть опирается на авторитет, выражает интересы всего общества и целом. Переход к государственно-организованному обществу связан изменениями в базисе первобытного общества, с несоответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил, что предполагает эпоху социальной революции.
Изменения
в способе производства, основывающиеся
на возникшей частной
Каждая новая общественная формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в сил того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительна сил общества, что выражается обычно в его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, это вызывает формирование «новых» производственных отношений, постепенно складывающихся внутри этого общества, все более и более становящихся доминирующими в процессе производства. Количестве их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых класс социальных групп с противоположными интересами, а это, в и очередь, требует их последующего государственного и право оформления. Происходит политическая революция, рождается иная своей сущности, целям, задачам и функциям политическая организация, возникают другое государство, иное право. «Эти революционные изменения являются более поверхностными, чем социальные революции, и прослеживаются внутри экономической общественной формации, оказываясь средством перехода от одного способа произволе другому. Политические революции, порожденные противоречиями между развивающимися экономическими отношениями и политической структурой общества, решают задачу освобождения общества от отживших организационных форм».
Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и включает наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.
В настоящее время делаются попытки рассматривать в качестве самостоятельных формаций еще две: «азиатский способ производства» и «прафеодализм». Первый характеризуется как сочетание производительной активности сельских общин и экономического вмешательства государства, которое одновременно и управляет, и эксплуатирует сельские общины.
Действительно, в государствах восточной деспотии деятельность по цианизации общественных работ приобрела широкий размах и большое значение в силу особых условий общинной формы собственности. В этих государствах данный вид деятельности следует выделить в качестве самостоятельной внутренней функции рабовладельческого деспотического государства. К. Маркс в статье «Британское владычество в Индии» писал: «Климатические условия и своеобразие поверхности, особенно наличие огромных пространств пустыни... сделали систему искусственного орошения при помощи каналов и ирригационных сооружений основой восточного земледелия... Эта элементарная необходимость экономного и совместного использования воды... повелительно требовала вмешательства централизующей власти правительства, и отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были исполнять все азиатские правительства, а именно функция организации общественных работ».
Представляется, что данное обстоятельство только подтверждает многовариантность бытия государств рабовладельческого типа, но не влияет на главные и определяющие его признаки: сущность, социально назначение.
«Прафеодализм» возникает в результате разложения первобытно-общинного строя, но не ведет непосредственно к феодализму, т.е. к упованию частной собственности на землю и закреплению крестьянства. Это был длительный, охватывающий многие столетия период в ходе которого знать выделилась в особую группу, обеспечила себе привилегии в отношении пользования землей, в то же время и крестьяне сохранили как свободу, так и собственность на землю. И только в результате изживания отношении такого порядка рождается феодализм. Если следовать такой логике, то тогда можно говорить о «пракапитализме», «прасоциализме» и т.п. Представляется, что в любые времена и эпохи существовали, существуют и будут существовать переходные периоды.
Наряду
с формационным подходом к решению
вопроса типологии государств широко
применяется цивилизационный
О.И. Чистяков
вполне справедливо подчеркивает, что
для истории вообще, и истории
государства и права в
При цивилизационном
подходе тип государства и
права определяется не столько объективно-
В последнее время этот подход все чаще связывают с именем английского ученого-историка А. Тойнби. Прежде всего он подходит к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, так как ее подлинный предмет — жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав ею истории, в совокупности всех составляющих его общин, а внешняя это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.
А. Тойнби
пишет, что культурный элемент представляет
собой душу, кровь, лимфу сущность
цивилизации; в сравнении с ним
экономический и тем более
политический планы кажутся искусственными,
несущественными, заурядными созданиями
природы и движущих сил цивилизации.
Понятие цивилизации он сформулировал
как относительно замкнутое и
локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, психологических,
культурных, географических и иных
признаков, два из которых остаются
неизменными: религия и формы
ее организации, а также территориальный
признак. «Исследуя основания каждого
отдельного общества, в одних случаях
мы обнаруживаем, — пишет А. Тойнби,
— что оно состоит в сыновьем
родстве с более древним