Понятие типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие типологии государства.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

Констатируя тот факт, что современное буржуазное государство является сложным политическим организмом, учитывающим реалии временного развития, сглаживающим противоречия между различными социальными группами и слоями, классами общества (государе венное регулирование экономики, установление минимального уровня заработной платы, проведение социальных программ, осуществление  пенсионного обеспечения), подчеркнем, что все это осуществляется в  интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя собственников, частных предпринимателей.

3.1.4 СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Согласно формационной теории - это  высший и последний исторический тип государства. Это организация  политической власти трудящихся во главе  с рабочим классом, важнейшая  организационная форма экономического и социально-культурного руководства  обществом в условиях строительства  социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных  исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую базу соц. государства  составляют общественные социалистические  формы собственности и социалистическая  система государства. Все перечисленные  виды основывались на частной  собственности. 

2) Социалистическое государство  с момента своего рождения  становится орудием уничтожения  всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

3) Социалистическое государство  имеет более широкую социальную  базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство  в собственном смысле т.к. оно  не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.

Социалистическое  государство и право представляют собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных  развитием буржуазного общества. В теоретическом плане «социалистическое  государство» означает некую абстракцию (а в политическом отношении —  идеал), содержащую набор признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. По-новому диктаторское и по-новому демократическое, оно является политической организацией большинства населения  во главе с рабочим классом.

Если  все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономическую основу социалистического  государства составляет общественная собственность в различных ее формах дает возможность ликвидировать  эксплуатацию человека человеком устранить  причины, ее порождающие.

Модель  социализма 30-50-х годов базировалась на полном огосударствлении основных средств производства, вмешательстве  государства во все сферы общественной жизни, административно-командной организации  труда и других видов общественной деятельности, примате общественного  интереса перед личным и свертывании  на этой основе ряда прав и свобод граждан, первенстве партийного интереса и интереса государственной безопасности над  всякими другими, идеологическом давлении государства на граждан. Практическому  воплощению данной модели сопутствовали  тоталитаризм и вождизм, произвол и  террор, конформизм, догматизм и  идеологический вакуум.

Современная модель социализма реально ставит человека с его потребностями и интересами в центр всей общественной жизни, освобождает его от патерналистской политики государства, допускает разнообразие форм собственности, утверждает трудовой характер присвоения, гарантирует социальную справедливость в распределительных отношениях, социальную защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды, устанавливает экономические методы хозяйствования при демократизации планирования, отдает предпочтение регулирующей роли рынка, развитию науки и культуры, обеспечивает формирование правового государства.

Перечисленные идеи совпадают с общечеловеческими  ценностями, реализация которых может  осуществляться, как представляется, в различных государственных  формах, что дает основание не противопоставлять  их, а находить как общее в реализации этих ценностей, так и особенное. Современное цивилизованное государство  — это институт, направленный на организацию нормальной жизни и  развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан  и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.

В силу этого  под типом государства и права  понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств и их правовых систем, совокупность их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными  признаками.

3.1.5 ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

Исходя из основных исторических типов  государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как  правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе  и классовой природе обусловлено  наличием специфических условий  – это соотношение классовых  сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.

Такие разновидности государств в  рамках одного и того же исторического  типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что  в рамках формационного подхода  оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать  развитие конкретной государственности  у конкретного народа.

3.2 ТИПЫ ГОСУДАРСТВ  СОГЛАСНО ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ

 

Исторический процесс привел к  складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга  не только утвердившимися в них системами  ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом  государства.

В развитии цивилизации проходят несколько  этапов.

Первый  этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

Второй  этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и  др.) с соответствующими типами государств.

Третий  этап – это современная цивилизация  с ее государственностью, которая  в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных  социально-политических структур.

а) Место  государства в первичной цивилизации.

Существуют различные основания  для типологизации цивилизаций  и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации  и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные  характеристики государства и лежат  в основе его цивилизационной  типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные  уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности  государств, которые проявляются1:

    1. в отношениях между обществом (государством) и природой;
    2. в межгосударственных отношениях;
    3. в их взаимоотношениях с обществом;

Для типологии государств с точки  зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация  цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные  и вторичные. Государства в первичных  и вторичных цивилизациях резко  отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой  роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают  государственно-страновой, хотя нередко  и имперский характер. Обычно к  ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические  структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства  с религией в политико-религиозном  комплексе, где государство –  более чем государство. Религия  же прямо включает в себя обожествленного  правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной  частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано  с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

б) Место государства во вторичной цивилизации.

Вторичные цивилизации – это  западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной  властью и культурно-религиозным  комплексом. Власть оказывалась уже  не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных  цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной  точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной  системе.

Во вторичных цивилизациях положение  правителя было двойственным. С одной  стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе  его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

Вехорев Ю.А. –  Типология государств. Цивилизационные  типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999

 


Информация о работе Понятие типологии государства