Понятие типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие типологии государства.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

Эти общества принято называть цивилизациями (полностью  независимых — около десяти), в отличие от примитивных обществ (около 650), которые обладают сравнительно короткой жизнью, ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций, наоборот, более продолжительна, они  занимают обширные территории, а число  людей, охватываемых цивилизациями, как  правило, велико. Они имеют тенденцию  к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ  — иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ».

Из 21 цивилизации, считает А. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно  освоить жизненную среду на основе разделения труда, приобщиться к  социальным ценностям на базе социального  подражания, перейти из статического состояния в динамическое и развить  духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает  устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Интересно, что А. Тойнби характеризует и  альтернативный способ возникновения  цивилизации — «через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства  ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство  такого рода обществ статично, и  отделение пролетариата представляет собой динамическую реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества». Цивилизации  А. Тойнби связывает с наличием «универсального  государства», в том числе и  местного.

Представляется, что понятие «цивилизация» можно  определить как социокультурную систему, включающую не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.

Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из виду такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Учет этого фундаментального факта существенно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса. Характер и удельный вес различных хозяйственных укладов обусловливает в значительной мере не только тип самого базиса, но и своеобразие разложения старых форм хозяйствования и зарождения принципиально новых экономических форм. Примером этого может быть положение в США к началу войны между Севером и Югом, когда во вполне буржуазной стране существовало рабство и это никак не укладывалось в рамки цивилизационного подхода к типологии государств.

Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры  классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы-антагонисты, остальные же социальные слои находятся за пределами исследования: они не вписываются в традиционную модель классового противостояния. Тем самым обедняется социальная картина общественной, в том числе государственно-правовой жизни народов.

В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов. Вне поля зрения остается огромный пласт идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам антагонистических классов, ни вообще к какому-либо классовому началу. Стержень культурно-духовной сферы любого народа составляет совокупность его представлений об окружающем мире, о том, какое место данный народ и каждый принадлежащий к нему индивид занимают в этом мире. Комплекс этих представлений лежит в основе формирования фундаментальных культурных и нравственных ценностей народа, которые цементируют, определяют и поддерживают его историческое единство, служат источником его развития. Социальные антагонизмы, безусловно, деформируют и ослабляют эти ценности, однако последние не утрачивают при этом главного — своего надклассового, общенародного характера.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную — во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.

Концепция цивилизации оказывается намного  шире и богаче формационного подхода  в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявление классовых противоречий, но и общность духовных принципов, пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, имеют важное значение для всех: социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.

Цивилизационный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ.

 

3.1 ТИПЫ ГОСУДАРСТВ В ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ

 

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические  формации. Каждая формация вызывает к  жизни определенный исторический тип  государства. Так как в истории  человечества их выделялось пять, а  именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает  четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

 

3.1.1 РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Рабовладельческое государство —  первый исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III вв, до н.э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий  строй существовал в странах  Азии, Европы и Африки вплоть до III—V вв. н.э. В Китае он был заменен  феодальным строем раньше, чем в  других странах (еще во II—I вв. до н.э.), а высшего (классического) развития достиг в Древней Греции и в  Древнем Рим. У славян возникновение  государства относится к эпохе  феодализм поэтому они миновали рабовладельческий строй.

Рабовладельческое государство является предметом  изучения ряда наук. Если история государства  и права рассматривает особенности  отдельных рабовладельческих государств, то теория государства права выявляет общие закономерности различных рабовладельческих государств, раскрывает сущность и основные черты этого типа государства.

Экономическую основу рабовладельческого государства  составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной  собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавит, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.

В основе рабовладельческой эксплуатации лежит  прибавочный продукт, создаваемый  посредством внеэкономического  принуждения. Только при помощи физического  воздействия, бича можно было заставить  раба работать на хозяина. Как вол  не продает своей работы крестьянину, так и раб не продает свой труд рабовладельцу. Раб вместе со своим  трудом принадлежит своему господину. Он — товар, который может переходить из рук одного собственника в руки другого, но труд является его товаром.

Рабство широко применялось как в частном, так и в государственном хозяйстве (строительство ирригационных сооружений, дорог, работы на золотых и серебряных рудниках). Рабовладельцы все больше перекладывали на рабов тяготы физического труда и в конечном счете отказались от производительной деятельности. Таким образом, рабовладельческий строй породил противоположность между умственным и физическим трудом, которая с самого начала носит антагонистический характер.

Таким образом, рабы являлись основным производящим классом рабовладельческого общества, противостоящим классу собственников  орудий производства и рабочей силы — рабовладельцам. Помимо них, в  рабовладельческом обществе были и  другие социальные группы, слои со своими интересами: ремесленники, мелкие землевладельцы (крестьянине), люмпен-пролетарии. Эти  слои формально были свободными, но их отношения с рабовладельцами  были антагонистическими.

Рабовладельческое государство представляло собой  орган классового господства и насилия  класса рабовладельцев над рабами и  мелкими производителями — крестьянами  и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

Классовая сущность государства проявлялась  в его функциях.

Первая  внутренняя функция рабовладельческого государства — подавление сопротивления рабов — осуществлялась главным образом внеэкономическим принуждением: методом открытого вооруженного подавления восстаний рабов, физическим уничтожением непокорных без суда и следствия. Практиковались массовые, подчас регламентируемые -истребления рабов просто «для профилактики». В Спарте это было убийство илотов (фактически государственных рабов) без всякого повода. В Риме в 10 г. н.э. был принят закон, по которому убийство; своего господина каралось уничтожением всех рабов, проживавших в данном хозяйстве. Эта сторона деятельности рабовладельческого государства выражает его социальное назначение по отношению классу рабов и другим слоям населения.

Вторая  функция — охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства производства — была направлена на обеспечение экономической основы рабовладельческого государства — на поддержание а, рабовладельческой системы хозяйства, рабовладельческих производственных отношений. Эта сторона деятельности обеспечивала экономические интересы господствующего класса, способствовала приумножению его богатства. Осуществлялась эта функция методом правовой регламентации имущественных отношений между свободными гражданами при помощи права, методом организации работорговли, общественными работами по строительству ирригационных и Иных сельскохозяйственных сооружений, без которых рабовладельцы ц- могли увеличивать свои доходы.

Третья  функция рабовладельческого государства  — идеологическое воздействие и создание культурных ценностей — рассматривается в качестве самостоятельной потому, что духовное порабощение осуществляется системой специальных мероприятий. Наибольшее значение имела система отправления религиозных культов, на которые расходовались огромные средства. Особую роль играли жрецы, входившие в государственный аппарат. Так, в Риме религиозные нововведения устанавливались Сенатом, в Афинах не было свободы совести, религия носила государственный характер и обеспечивалась государственным принуждением. К этой функции относится и организация зрелищ для люмпен-пролетариев, имевшая классовую подоплеку

Идеологическое  обслуживание класса рабовладельцев осуществлялось в ходе развития науки, в создании древней культуры. Причем эта деятельность носила преимущественно публичный, а не частный характер. Содействие рабовладельческого государства развитию науки и культуры выражало его  прогрессивную роль в процессе общего исторического развития.

В области внешней деятельности рабовладельческое государство осуществляло следующие функции: оборона страны и мирный контакт с другими народами; захват чужих территорий (провинций); управление захваченными провинциями.

Функция обороны страны и мирного  контакта с другими народами была направлена на деятельность по укреплению армии и проведении в ней реформ, которые заключались в замене военного ополчении, сохранившегося как пережиток родового строя, постоянной или наемной армией. Сюда следует отнести и имевшую в рабовладельческих государствах большое значение внешнюю торговлю, а также дипломатическую деятельность, широко практиковавшуюся рабовладельческими государствами для приобретения союзников в последующих военных столкновениях с другими рабовладельческими государствами.

Функция захвата чужих территорий включала деятельность рабовладельческих государств по организации и проведению военных походов с целью захвата не только новых земель, но и самого главного — военнопленных для пополнения армии рабов, а следовательно, поддержания системы рабства. Кроме того, посредством завоевания других земель имелась возможность увеличить средства государственной казны

К третьей  внешней функции рабовладельческого государства следует отнести деятельность по управлению завоеванными территориями, которые не вошли в собственные земли данного рабовладельческого государства. В основном это были города-полисы. Завоеванные территории превращались в провинции, управляли которыми наместники ставленники центральной власти. Эти провинции имели большую самостоятельность, свой быт и свои органы. Управление ими заключалось главным образом в организации сбора налогов и податей. В период осуществления централизации и образования рабовладельческих империй эти провинции включались в их состав не как внешние земли, а как часть собственной территории.

Информация о работе Понятие типологии государства