Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:17, курсовая работа
Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций.
Районные суды в данной ситуации не могли в должной мере обеспечивать процесс предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу.
Введение………………………………………………………………..
1. МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………..
1.1 Сущность института мировой юстиции в России, его основные цели и задачи…………………………………………………………..
1.2 Становление и развитие мировой юстиции в России…………..
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………….
2.1 Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция……………………….
2.2 Опыт организации и деятельности мировых судей в Костромской области …………………………………………………
3. ………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…………………………………
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
2.1 Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция
Прежде чем исследовать особенности правового статуса мирового судьи, рассмотрим сущность понятия «правовой статус».
Правовой статус, в нормативном смысле, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью данной юридической категории определяется природа, место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к иным субъектам и т.п.18.
Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение, состояние кого-либо или чего-либо».
В теории права в самом общем виде статус определяется как юридически закрепленное положение субъекта в обществе, выражающееся в системе прав и обязанностей19.
По наиболее распространённой в теории права классификации правовых состояний, в основу которой положены критерии отраслевой принадлежности и объем правового регулирования, выделяют конституционный, конституционно-правовой и правовой статусы20.
Конституционный статус определяется нормативными характеристиками, закрепленными в Конституции, для субъектов правоотношений одного рода (типа) он является общим. Конституционно-правовой статус шире по содержанию конституционного и включает в себя характеристики, содержащиеся, помимо Конституции, в нормах других источников конституционного права. Правовой статус характеризуется наибольшей широтой параметров, определенной источниками самых разных отраслей права.
В настоящее время отсутствует единый подход к определению структуры правового статуса. Так, например, Богданова Н.А. в структуре конституционно-правового статуса любого субъекта права выделяет следующие элементы: 1) место в обществе и государстве, социально-политическая роль и назначение; 2) общая правоспособность; 3) права и обязанности или компетенция и ответственность; 4) гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов конституционного права21. Ливеровскому А.А. представляется, что наиболее «классической» является структура статуса субъекта права, включающая в себя следующие обязательные элементы: права, обязанности, гарантии и ответственность22.
В дипломной работе под правовым статусом следует понимать юридически закрепленное положение субъекта в обществе, выражающееся в системе прав и обязанностей, гарантий и ответственности.
Правовой статус судей в Российской Федерации - это комплекс правовых средств, определяющих место и роль судей в государстве и обществе, а также их компетенцию, ответственность и гарантии осуществления справедливого правосудия.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 года №3132-1 все судьи обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.
Правовой статус мировых судей в Российской Федерации определяется их местом в системе органов государства (глава 7 «Судебная власть» Конституции РФ); нормативными требованиями, предъявляемыми к кандидатам в мировые судьи; порядком назначения (избрания) мирового судьи на должность и порядком прекращения и приостановления полномочий мирового судьи (Федеральный закон «О статусе судей», Федеральный закон «О мировых судьях в российской Федерации»); установленными судоустройственными и процессуальными законами правами и обязанностями мировых судей; гарантиями реализации этих прав и обязанностей; этическими правилами поведения мировых судей23.
В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года «мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему страны»24. Следовательно, к кандидатам на должность мирового судьи предъявляются такие же требования, как и к кандидатам на должность федерального судьи.
В статье 119 Конституции закреплено, что «судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ». Таким образом, данная статья устанавливает четыре обязательных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи: «…гражданство Российской Федерации, 25-летний минимальный возраст, наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет». Ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все они являются основными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение кандидатур невозможно. В то же время Конституция предоставляет возможность федеральному законодательству ввести дополнительные требования к судьям России.
Первое общее требование, предъявляемое ко всем судьям, - наличие гражданства Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства не могут быть судьей России. Это конституционное требование, не допускающее исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России.
25-летний возраст для лиц, претендующих на должность судьи, является минимальным и позволяет некоторым выпускникам высших учебных заведений иметь пятилетний стаж работы по юридической специальности к моменту рассмотрения его кандидатуры. На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет. Таким образом, эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Указанное в ст. 119 Конституции России требование к минимальному возрасту судьи соответствует международной практике. Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования (например, в Великобритании), для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение двух-четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и иные условия, соблюсти которые могут лишь лица старше 25 лет.
Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев, и при существующей системе образования это не вызывает иных толкований.
Понятие «работа по юридической профессии» было разъяснено и регламентировано Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 15.12. 2001 года № 169-ФЗ - в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции страны; муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления
В ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» указывается также, что кандидаты на должность судьи не должны были совершать порочащие их поступки и отбираются по конкурсу, где основным критерием является сдача квалификационного экзамена и получение рекомендаций квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Указанные требования содержатся и в принятом постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г. «Кодексе чести судей».
Статья 8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» устанавливает, что мировые судьи при соблюдении вышеуказанных условий могут «избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации». Однако большинство субъектов Российской Федерации пошли не по пути выбора населением соответствующего судебного участка, а по пути назначения мировых судей своими законодательными (представительными) органами.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», впервые назначается (избирается) на должность на срок не более чем на пять лет, а по истечении этого срока он может повторно выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания). При повторном и последующих занятиях им должности мирового судьи срок его полномочий не может составлять менее пяти лет. Конкретный срок полномочий мирового судьи устанавливается законом субъекта РФ.
В порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством, полномочия мирового судьи могут быть прекращены или приостановлены. Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». На основании данного нормативно-правового акта полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию
здоровья или по иным
3) письменное заявление
судьи о прекращении его
4) достижение судьей предельного
возраста пребывания в
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) вступление в законную
силу решения суда об
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказ судьи от перевода
в другой суд в связи с
упразднением или
В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с указанным нормативно-правовым актом полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного
дела в отношении судьи либо
привлечение его в качестве
обвиняемого по другому
3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации26.
Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных законодательством.
В первоначальной редакции Закона РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» не была предусмотрена процедура передачи дел, отнесенных к подсудности мирового судьи, другому судье или в другой суд в случае прекращения или приостановления полномочий мирового судьи, а также при временном отсутствии мирового судьи (болезнь, отпуск или иные уважительные причины). Основываясь на практике деятельности мировых судей, законодатель Федеральным законом №142-ФЗ от 30.11.2004 года внес необходимые изменения в Закон РФ «О мировых судьях в РФ», установив, что в вышеназванных случаях исполнение обязанностей мирового судьи возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если же в данном районе создана одна должность мирового судьи, исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.
Компетенцию мирового судьи согласно действующему законодательству составляют:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2) дела о выдаче судебного приказа;