Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 21:44, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – рассмотреть порядок принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Для чего прежде всего необходимо определить причины происходящих перемен, а так же насколько это возможно спрогнозировать их последствия. Затем я намерена изучить нормативно-правовую базу, на которой основываются все изменения субъектного состава Российской Федерации. Процесс образования в составе Российской Федерации нового субъекта и процесс принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ я рассмотрю отдельно, так как в каждом из этих случаев могут быть различные способы изменения состава нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ……………………………………………………………………..5
1.1. Состав Российской Федерации………………………………………….5
1.2. Изменения состава Российской Федерации……………………………6
1.3 Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта………………………………12
Глава II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА…………………………………………………………...15
2.1 Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта……………....15
2.2 Международный договор, его значение……………………………….17
2.3 Ратификация международного договора………………………………18
2.4 Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия…………………………………………………………...19
Глава III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА………………………………………….21
3.1. Условия образования в составе РФ нового субъекта………………...21
3.2 Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта……………………………………………………………………...22
3.3 Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ………………………………………………………23
3.4 Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации…………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...29
Глава III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА
3.1. Условия образования в составе РФ нового субъекта
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – это второй способ изменения ее субъектного состава. Данный процесс, так же как и принятие в состав Российской Федерации нового субъекта, законодательно регулируется федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»22, а также федеральным конституционным законом об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Условия, при которых в составе Российской Федерации может образоваться новый субъект, обозначены в статье 5 указанного выше ФКЗ. Основным условием является объединение двух и более субъектов. «Тем самым такая единственная форма образования нового субъекта исключает возможность применения других форм (разделение, выделение) образования новых субъектов и направлена лишь на укрупнение субъектов РФ»23. Впрочем, для нашей страны, как мне кажется, определенный законом единственный способ образования нового субъекта является оптимальным, о чем уже шла речь в главе 1.
В статье 5 отмечено так же, что образование нового субъекта в составе Российской Федерации может повлечь за собой прекращение существования субъектов, территории которых объединились.
Важно так же отметить, что изменение наименования субъекта не является условием, при котором в составе Российской Федерации образуется новый субъект, о чем сказано в пункте 3 статьи 5 рассматриваемого федерального конституционного закона.
3.2. Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта, как сказано в пункте 1 статьи 10 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Затем, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 рассматриваемого закона, Президенту РФ направляется совместное предложение законодательных (представительных) органов и руководителей высших исполнительных органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и других последствий образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Кроме того, представляются следующие сопроводительные материалы:
- предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности субъектов Федерации, на территории которых образуется новый субъект;
- предложения о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий год, либо проект федерального бюджета на следующий год – в зависимости от того требует образование нового субъекта Российской Федерации перераспределения бюджетных средств текущего года или нет;
- предложения о функционировании на территории нового субъекта Российской Федерации государственных органов, организаций заинтересованных субъектов; предложения о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ;
- предложения о действии законов, нормативно-правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта РФ;
- сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов в заинтересованных субъектах для рассмотрения вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта с согласованной формулировкой выносимого на них вопроса.
3.3. Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ
В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы субъектов РФ, на территории которых образуется новый субъект Федерации, что установлено пунктом 1 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Назначение, подготовка и проведение референдумов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», федеральными законами, а также законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.
Основные принципы проведения референдума сформулированы в статье 3 федерального закона от 12 июня 2002 года «Об общих гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»24. Так пункт 2 статьи 3, а так же пункт 1 статьи 5, статьи 6 и 7 указанного выше федерального закона устанавливает, что участие граждан в референдуме осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Голосовать на референдуме, а также участвовать в его подготовке и проведении вправе гражданин РФ, достигший 18 лет (п.1 ст.4), независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (п.2 ст.4). Исключением являются граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п.3 ст.4). Участие граждан в референдуме свободно и добровольно (п.3 ст.3). Граждане, проживающие за пределами РФ, обладают в полном объеме правом на участие в референдуме (п.4 ст. 3). Референдумы организуют и проводят комиссии, и чье-либо вмешательство в их деятельность не допускается (п. 7 ст. 3). Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, определении результатов референдума осуществляется гласно и открыто (п.5 ст. 3). Референдумы по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был проведен 7 декабря 2003 года (в каждом субъекте по отдельности).
Ситуации, когда в одном или нескольких заинтересованных субъектах референдум признан несостоявшимся или его результаты недействительными, регулируются пунктом 1.3 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В таких случаях, если в остальных заинтересованных субъекты вопрос референдума решился положительно, в течение 45 дней проводится повторное голосование. Если же вопрос референдума не получил одобрения хотя бы одного из заинтересованных субъектов, повторная инициатива тех де заинтересованных субъектов может быть выдвинута не ранее чем через год (п.3 ст.11 указанного выше ФКЗ).
3.4. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации
В случае если на референдумах были приняты соответствующие решения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Президент РФ может внести на рассмотрению в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, о чем сказано в пункте 1 статьи 12 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов РФ (в случае действия п.2 ст. 5 настоящего ФКЗ). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 12, проект федерального конституционного закона должен содержать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки для урегулирования вопросов формирования органов государственной власти нового субъекта РФ, функционирования на территории нового субъекта территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ. Также в заключительных и переходных положениях регулируются вопросы правопреемства нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями; вопросы внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет на текущий год, если это необходимо, и действия законов, нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта Федерации.
В соответствии со статьей 13 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», пунктом 2 статьи 108 Конституции25 Российской Федерации федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта Российской Федерации считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подписывается Президентом Российской Федерации и обнародуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая тему принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, я выявила причины, по которым происходят указанные изменения. Особое внимание я обратила на тенденцию к укрупнению субъектов Российской Федерации, рассмотрела возможные положительные и отрицательные последствия данного процесса.
Затем мною были изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие процесс изменения субъектного состава Российской Федерации, такие как Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» и другие.
Вопрос принятия в состав Российской Федерации нового субъекта я рассматривала отдельно от вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, в главе 3. Это позволило мне подробно проанализировать статьи нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые процессы. Таким образом, я определила условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, роль международного договора и порядок его ратификации, а также содержание и порядок принятия соответствующего федерального конституционного закона.
Вопрос образования в составе Российской Федерации нового субъекта был рассмотрен мною не только с точки зрения нормативно-правового регулирования. В итоге я пришла к выводу, что все нормы были соблюдены, но есть еще множество вопросов, неоговоренных в законодательстве. К примеру, весьма смутно определено положение бывшего субъекта Российской Федерации в составе нового субъекта, названное «особым статусом».
Подводя итоги, я могу сказать, что изучила вопросы принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации достаточно полно, и считаю, что цели, поставленные мною в начале работы, были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации
-"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
2. Федеральный конституционный закон
- Федеральный конституционный закон
от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия
в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта Российской
Федерации// Справочно-правовая система
«Консультант Плюс»/Законодательство/
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О
международных договорах Российской Федерации»,
статья 14// Справочно-правовая система
«Консультант Плюс»/Законодательство/
- Федеральный конституционный закон
от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях
избирательных прав и права участия в
референдуме граждан Российской Федерации»
// Справочно-правовая система «Консультант
Плюс»/Законодательство/
- Федеральный конституционный закон
от 25 марта 2004 года «Об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта
Российской Федерации в результате объединения
Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного
округа» // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс»/Законодательство/
- Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
3.Учебная и справочная литература
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5 изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006. 856 с.
- Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001. 352 с.
4.Комментарии
-Шлянцев Д.А. «Комментарий к
федеральному конституционному
закону «О международных
5.Статья из сборника работ или периодического издания (журнала)
- Безруков А.В. Образование нового субъекта РФ: Пермский опыт и перспективы Красноярского края // Конституционное и муниципальное право. 2005. №5 с. 37- 44
- Безруков А.В. Образование нового
субъекта РФ: Пермский опыт и
перспективы Красноярского края
// Конституционное и
- Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования //Журнал российского права. 2002. №7.
6. Интернет ресурсы
-Справочно-правовая система «
-Михайлова Н.А., Парамонов А.Р. Развитие федерализма. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта: теория и практика // Интернет: http://www.ilpp.ru/5591726531
Информация о работе Порядок принятия и образования РФ нового субъекта