Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 21:44, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – рассмотреть порядок принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Для чего прежде всего необходимо определить причины происходящих перемен, а так же насколько это возможно спрогнозировать их последствия. Затем я намерена изучить нормативно-правовую базу, на которой основываются все изменения субъектного состава Российской Федерации. Процесс образования в составе Российской Федерации нового субъекта и процесс принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ я рассмотрю отдельно, так как в каждом из этих случаев могут быть различные способы изменения состава нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ……………………………………………………………………..5
1.1. Состав Российской Федерации………………………………………….5
1.2. Изменения состава Российской Федерации……………………………6
1.3 Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта………………………………12
Глава II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА…………………………………………………………...15
2.1 Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта……………....15
2.2 Международный договор, его значение……………………………….17
2.3 Ратификация международного договора………………………………18
2.4 Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия…………………………………………………………...19
Глава III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА………………………………………….21
3.1. Условия образования в составе РФ нового субъекта………………...21
3.2 Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта……………………………………………………………………...22
3.3 Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ………………………………………………………23
3.4 Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации…………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...29
Однако могут быть и другие последствия, в том числе не самые благоприятные. Так, например объединение носит «затратный характер (перепечатка карт, реализация мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2003 года № 1283 «О мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области» и др.)»10. Кроме того, предполагается сокращение служащих федеральных государственных органов. Впрочем, с моей точки зрения, пострадает от этого горазда меньше людей, нежели выиграет.
Но одним из основных возможных негативных последствий укрупнения субъектов РФ многие, авторы, юристы видят стремление новых, крупных, «самодостаточных» регионов к суверенизации. И.Б. Борисов: «Крупные, экономически и политически мощные субъекты - это потенциальные агенты суверенизации и перераспределения властных и иных ресурсов»; старший преподаватель Сибирского юридического института МВД России, кандидат юридических наук А.В. Безруков: «Укрупнение субъектов России может привести к самодостаточным субъектам России. Возникает вопрос: будут ли они заинтересованы в сохранении целостности РФ? Что их будет объединять? Однако весьма сомнительно … что наличие самодостаточных субъектов укрепит Федерацию»11; старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук А.Н. Чертков: «Создание крупных и самодостаточных республик-государств, еще более самостоятельных по отношению к федеральной власти, чем нынешние субъекты Федерации, может дать сепаратистским силам внутри России прекрасную возможность выступить в качестве потенциального субъекта международных отношений»12.
Таким образом, укрупнение субъектов Российской Федерации процесс естественный: «Анализ международной практики федерализма и современного процесса реформирования территориального устройства Российской Федерации показывает, что в перспективе произойдет неизбежное укрупнение существующих ныне 89 субъектов и их преобразование в региональные образования с симметричным конституционно-правовым статусом»13. Причем необходимо это именно на данном этапе развития российского еще неустойчивого федерализма. Однако для предотвращения возможных негативных последствий важно своевременно предупредить избыточность укрупнения субъектов, законодательно закрепив пределы, сроки и детальный порядок проведения подобных процессов.
1.3. Конституционное регулирование принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
Конституция Российской Федерации, а именно часть 1 статьи 65, закрепляет наименование всех субъектов Федерации, исключая «возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке»14. Однако Основной Закон не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации, о чем говорится в части 2 статьи 65: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом»15. Анализируя данное положение Конституции, следует отметить, что изменения состава субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с федеральным конституционным законом, и могут происходить двумя способами:
Очевидно, что изменение состава субъектов Российской Федерации ведет к необходимости внесения изменений в часть 1 статьи 65. Однако «изменить эту статью – значит затронуть один из самых чувствительных нервов российского федерализма, связанных с гарантиями конституционно-правового статуса субъектов Федерации». Именно с целью законодательного регулирования процесса внесения изменений в статью, определяющую состав Российской Федерации, часть 1 статьи 137 Конституции РФ вводит особый порядок изменения статьи 65 Конституции РФ.
Часть 1 статьи 137 гласит: «Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации»16. Таким образом, часть 1 статьи 137 устанавливает, что статья 65 Конституции РФ может быть изменена только федеральным конституционны законом и только в случаях:
– принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ;
– изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Оба этих случая взаимосвязаны, поскольку с образованием в составе РФ нового субъекта меняется как статус вновь образованного субъекта, так и статус тех субъектов, на территории которых произошли данные изменения. Изменение статуса субъектов РФ законодательно закреплено в части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации: «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». Данная статья, кроме самой возможности изменения конституционно-правового статуса субъектов Федерации, оговаривает и необходимые для этого условия. А именно, наличие соответствующего федерального конституционного закона, а так же согласие на изменение статуса субъекта Федерации, как Российской Федерации, так и самого субъекта.
Глава II. ПОРОЯДОК ПРИНЯТИЯ ВРОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА
Принятие нового субъекта в Российскую Федерацию – это один из способов изменения ее субъектного состава. Указанный процесс законодательно регулируется федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»18, а также международными договорами Российской Федерации и федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФКЗ от 17 декабря 2001 года новым субъектом Российской Федерации может стать иностранное государство или его часть. Главным условием принятия в Российскую Федерацию нового субъекта является обоюдное желание Российской Федерации и данного иностранного государства (его части), о чем говорится в части 2 статьи 4 указанного закона.
Принятие нового субъекта осуществляется в соответствии с международным договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным между Российской Федерацией и иностранным государством (его частью). В случае принятия в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление ему статуса края или области (ч.3 ст. 4 ФКЗ от 17 декабря 2001 года). Если же в состав Российской Федерации принимается часть иностранного государства, статус нового субъекта определяется международным договором. В соответствии с указанным международным договором новому субъекту может быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, о чем говорится в части 4 статьи 4 рассматриваемого федерального конституционного закона.
Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта определен во второй главе Закона. Проанализировав нормы главы, можно выделить следующие стадии процесса принятия в Российскую Федерацию нового субъекта, критерием выделения которых будет являться промежуток времени, на протяжении которого совершается то или иное законодательно закрепленное действие.
1-я стадия. Внесение иностранным государством в Российскую Федерацию предложения о его принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта (п. 1 ст. 6 Закона).
2- я стадия. Уведомление Президентом РФ Совета Федерации РФ о поступившем предложении (п. 2 ст. 6 Закона).
3-я стадия. Рассмотрение предложения о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта и принятие решений, касающихся заключения международного договора (п. 3 ст. 6 Закона).
4-я стадия. Подписание международного договора Президентом РФ (п. «б» ст. 86 Конституции РФ).
5-я стадия. Обращение Президента РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора (п. 4 ст. 7 Закона).
6- я стадия. Внесение Президентом РФ в Государственную Думу РФ международного договора на ратификацию, но только в том случае, если Конституционный Суд РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции РФ (п. 1 ст. 8 Закона).
7-я стадия. Принятие федерального закона о ратификации международного договора палатами Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 9 Закона).
8-я стадия. Подписание федерального закона Президентом РФ (п. «д» ст. 84 Конституции РФ, ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).
9-я стадия. Официальное опубликование федерального конституционного закона в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» (ч. 3 ст. 15 Конституции).
10-я стадия. Вступление в законную силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта (п. 3 ст. 9 Закона).
11-я стадия. Внесение изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ на основании федерального конституционного закона о принятии нового субъекта в состав Российской Федерации и официальное опубликование текста Конституции РФ в новой редакции (п. 4 ст. 9 Закона).
2.2. Международный договор, его значение
Международный договор определяет не только статус нового субъекта, существует целый перечень вопросов, регулируемых международным договором. Им посвящена статья 7 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Помимо статуса нового субъекта, о котором уже шла речь, международным договором определяется наименование нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ. Международным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, и систему органов государственной власти Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»).
2.3. Ратификация международного договора
После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора, затем, в случае если Конституционный Суд признает международный договор соответствующим Конституции, он вносится Президентом РФ на ратификацию в Государственную Думу (пункт 1 статьи 8 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»). «В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона»19. Процесс рассмотрения предложения о ратификации международного договора «включает в себя:
1) предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных Президентом РФ представителей;
2) проведение парламентских слушаний;
3) привлечение экспертов;
4) создание необходимых комиссий»20.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации подлежат в соответствии со статьей 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (пункт 2 статьи 17 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации).
2.4. Проект федерального конституционного закона, его содержание, порядок принятия
Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, согласно пункту 2 статьи 8 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», вносится на рассмотрение в Государственную Думу одновременно с международным договором. Проект данного закона должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему (пункт 3 статьи 8 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»).
Процесс принятия и вступления в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта регулируется статьей 9 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Так в пункте 2 указанной статьи говорится, что федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания в соответствии со статьей 108 Конституции РФ: «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы»21. В пункте 3 рассматриваемой статьи ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» указано, что федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее, чем международный договор вступит в силу и для Российской Федерации и для иностранного государства.
Информация о работе Порядок принятия и образования РФ нового субъекта