Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас стало особенно трудно говорить о самом понятии «Права Человека». Особенно – если нас интересует не только история и философия, но и четкие механизмы защиты Прав Человека, а значит – способы защиты конкретных людей в конкретных обстоятельствах. И особенно – в бывших соцстранах, где долгие годы такого понятия не существовало, а к сегодняшнему дню так и не сложилась единая традиция понимания и реализации прав человека. Дело осложняется еще и тем, что о правах человека вдруг говорить стало модно, как когда-то модно было говорить о демократии, гласности и правовом госу¬дарстве, а сейчас – еще и о гражданском обществе. «Правами человека» ста¬ли называть все подряд – от «права на дешевое пиво» до «права чиновников на покой и сон посреди рабочего дня» (связанного с запретом всех мирных демонстраций под окнами отдыхающих чиновников).

Содержание

1. Ведение……………………………………………………………...2
2. Общее понятие права…………………………………………......3
2.1. Что есть право?.........................................................................5
2.2 Права и свободы человека и гражданина…………………7
2.3. Гарантии осуществления и защита прав и свобод………8
2.4 Правосознание…………………………………………………9
3. Классификация прав и свобод человека………………………12
3.1. Личные права………………………………………………..13
3.2. Политические права и свободы…………………………...15
3.3. Экономические, социальные, культурные права………17
3.3.1. Экономические права человека…………………….19
3.3.2. Социальные права человека………………………..21
3.3.3. Культурные права человека………………………..22
3.4. Обязанности человека……………………………………...22
4. Международная защита прав человека……………………….24
4.1. Защита прав человека средствами ООН………………...24
4.2. Европейский Суд по правам человека…………………...27
4.3. ОБСЕ………………………………………………………….27
4.4. Международный уголовный суд…………………………..28
4.5. Международные документы по правам человека………29
Вывод…………………………………………………………………31
Список использованных источников и литературы…………..34

Вложенные файлы: 1 файл

права и свободы человека моя курсовая!!!!.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление.

1. Ведение……………………………………………………………...2

2. Общее понятие права…………………………………………......3

     2.1. Что есть право?.........................................................................5

     2.2 Права и свободы человека и гражданина…………………7

     2.3.  Гарантии осуществления и защита прав и свобод………8

     2.4 Правосознание…………………………………………………9

3. Классификация прав  и свобод человека………………………12

     3.1. Личные права………………………………………………..13

     3.2. Политические права и свободы…………………………...15

     3.3. Экономические, социальные, культурные права………17

            3.3.1. Экономические права человека…………………….19

            3.3.2. Социальные права человека………………………..21

            3.3.3. Культурные права человека………………………..22

     3.4. Обязанности человека……………………………………...22

4. Международная защита  прав человека……………………….24

     4.1. Защита прав человека средствами ООН………………...24

     4.2. Европейский Суд по правам человека…………………...27

     4.3. ОБСЕ………………………………………………………….27

     4.4. Международный уголовный суд…………………………..28

     4.5. Международные документы по правам человека………29

Вывод…………………………………………………………………31

Список использованных источников и литературы…………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ведение.

 

Сейчас  стало особенно трудно говорить о  самом понятии «Права Человека». Особенно – если нас интересует не только история и философия, но и четкие механизмы защиты Прав Человека, а значит – способы защиты конкретных людей в конкретных обстоятельствах. И особенно – в бывших соцстранах, где долгие годы такого понятия не существовало, а к сегодняшнему дню  так и не сложилась единая традиция понимания и реализации прав человека. Дело осложняется еще и тем, что  о правах человека вдруг говорить стало модно, как когда-то модно  было говорить о демократии, гласности  и правовом государстве, а сейчас – еще и о гражданском обществе. «Правами человека» стали называть все подряд – от «права на дешевое пиво» до «права чиновников на покой и сон посреди рабочего дня» (связанного с запретом всех мирных демонстраций под окнами отдыхающих чиновников). Стало модно называть себя «правозащитниками» и при возникновении любой проблемы заявлять о нарушении прав человека. И делают это зачастую те, кто ничего не понимает ни в общепринятом международном подходе к «Правам Человека» (Human Rights), ни в философии, принципах и этике правозащитного движения (и российского, и международного).

В связи с  этим и в процессе обучения концепциям Прав Человека, и в применении механизмов защиты прав человека возникает целый ряд проблем:

1) непонимание,  что же такое на самом деле  Права Человека, и того, что это  имеет самое непосредственное  отношение к повседневной жизни  чуть ли не каждого человека;

2) путаница  между четкими и общепринятыми  нормами «прав человека» и  более широкими «общественными  интересами», связанными с ощущением  некой несправедливости;

3) смешение  понятий правозащитной и политической  деятельности: правозащитников обвиняют в политической деятельности на основании внешней схожести некоторых форм протестных действий, а иногда и сами правозащитники не могут четко разделить эти две сферы и вторгаются в сферу политики;

4) определение  роли и места международных  стандартов прав человека в  правовой системе наших государств;

5) выбор  стратегии действий по изменению  существующей системы в сторону уважения и соблюдения прав человека со стороны государства (власти).

 

 

 

2. Общее понятие права.

 

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации  провозглашает нашу страну демократическим  правовым государством с республиканской  формой правления. Смысл правового  государства раскрывается через  ст.2 Конституции: “Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.  Данный конституционный принцип – одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Институт  прав и свобод закрепляет наиболее важные и социально значимые для  отдельного человека, общества и государства  права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями  обеспечения его достоинства   и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие  в решении вопросов устройства и  управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических  условий, необходимых ему для  удовлетворения жизненно важных для  него материальных и духовных потребностей.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение  совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

“Юристы все  еще ищут определение права”, - писал  Кант около 200 лет тому назад, обобщая  более чем двухтысячелетнюю историю  постижения природы этого явления.1 Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений.1

Между тем  в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас  проблемы соотношения права и  закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в  истории права2,  тенденциях правопонимания.

Первый  способ формирования идеи права рассматривает  его как власть, принадлежащую  Богу, как внешнюю норму, которой  должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в  норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все  критерии определения права и  произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское  общество) сохраняет по отношению  к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает  как инструмент принуждения к  послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной  теории права изложенная выше концепция  известна под названием позитивистской концепции государства и права.

Другая  тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые “уравновешивают” друг друга посредством прав и  обязанностей: за правом каждого стоит  его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности  другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.3

При таком  подходе нормы права рождаются  не “сверху”, а в самом гражданском  обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, “зона” свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена так: “Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью.”1

В представленной дефиниции на первый план выходит  гарантийная сторона права как  сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.

 

2.1. Что есть право?

В целом  же большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом  определении права должны найти  отражение следующие моменты: а) естественно-исторический характер происхождения  права; б) его способность служить  масштабом поведения свободных  и равных субъектов; в) такие свойства права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных  в нем прав и обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе - посредством  вмешательства со стороны государства.

Общепризнанным  является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и  закрепляет волю и интересы определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. Нет права “вообще”, оно всегда конкретно и реально. Исходя из этого правоведы выводят  следующие основные признаки права (можно сказать, что это признаки права в узком, юридическом смысле):

Право - это прежде всего совокупность, или - система норм и правил поведения. Как любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных  между собой и взаимодействующих  друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных - регулятивных или иных - функций и достижение единых целей. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы.

Право - это не просто система норм, а  система норм, установленных или  санкционированных государством. Создавая нормы права государство действует  непосредственно через свои, уполномоченные на то, органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание  некоторых нормативно-правовых актов  негосударственным органам или  организациям. 

Право всегда выражает государственную волю как  основу права, которая в свою очередь, согласно различным существующим и  в отечественной и в иностранной  юридической литературе концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа. общества или нации.

Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность как специфическая  черта и требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных  лиц, различные негосударственные  органы и организации, но и на само государство.

Право охраняется и обеспечивается государством, а  в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное  принуждение.     

Учитывая  все вышесказанное более широко  Л.И.Спиридонов определяет право как  “нормативное выражение исторически  сложившегося порядка общественно  значимых отношений между свободными и равными субъектами.”1 Отклонения от этого порядка могут быть устранены средствами государственного принуждения.

По мнению другого российского правоведа - Л.И.Четвернина, специфическим принципом  права, отличающим его от других социальных регуляторов - в соответствии с историко-материалистической концепцией - является принцип формального  равенства. Объясняется это тем, что всеобщность права как  равной меры свободы возможна лишь в отношениях между формально  равными, независимыми друг от друга  субъектами.

 

2.2 Права и свободы человека и  гражданина

В России признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

-признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

-осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины  и женщины;

-приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

-строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

-запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус  гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально  обусловленные и гарантированные  государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными  благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые  особенности.

Предоставляя  свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном  самоопределении человека в некоторых  сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны  всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность  социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Информация о работе Права и свободы человека