Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной реформы в России;
рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы;
в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Библиография…………………………………………………………..…5
Глава 1. Предпосылки, становление и развитие
современной правовой реформы в России…………………………………...….9
1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9
1.2 Формы и принципы правового реформирования
в России…………………………………………………………………...9
1.3 Проблематика современной правовой реформы………………..…12
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа………………………………………….….16
2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16
2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19
2.3 Административная реформа……………………………………...…20
Заключение…………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы……………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Тема: Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

Библиография…………………………………………………………..…5

Глава 1. Предпосылки, становление  и развитие   
современной правовой реформы в России…………………………………...….9

1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9

1.2 Формы и принципы правового  реформирования

в  России…………………………………………………………………...9

1.3 Проблематика современной правовой  реформы………………..…12

1.4 Дальнейшее развитие современной  правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13

Глава 2. Административная реформа  и 

Судебно-правовая реформа………………………………………….….16

2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16

2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19

2.3 Административная реформа……………………………………...…20

Заключение…………………………………………………………..…..24

Список используемой литературы……………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема «Правовая реформа в  России» актуальна для исследования по следующим основаниям:

1) интересен и важен для исследования  путь правовых реформ в Российской  Федерации.

2) правовая реформа в России  актуальна для исследования так, как с проведением реформ законодательной базы и реформ судебной системы, возникли раннее неизвестные проблемы, такие, например, как: проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации, необходимость принятия закона «О законах», нехватка кадров для судебной системы и многие другие. В связи с этим, вызывает интерес рассмотрение этой проблематики, выявление причин ее формирования и возможностей разрешения.

3) исследование данной темы актуально  потому, что без осмысления результатов  правовых реформ, без рассмотрения  тенденций современной правовой  реформы Российской Федерации  невозможно построение правового  государства, развитие принципов  демократического общества.

Важно отметить, что данная тема, ее проблематика и тенденции мало проработаны  в современных юридических трудах: отсутствуют тематические монографии, в рамках курсов «Теория государства  и права» современная правовая реформа  рассматривается в самых общих  чертах.

Практическая значимость работы продиктована необходимостью проанализировать предварительные  итоги правовой реформы, рассмотреть  перспективы ее дальнейшего развития, определить сущность, цели и проблемы правовых реформ России.

Таким образом, в настоящее время наиболее актуальной задачей является выработка  единого направления правовой реформы  в Российской Федерации, концепции реформирования законодательной, исполнительной и судебной баз нашей страны. Они предполагают поиск основных направлений изменения законодательства и ясное представление о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.

Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.

Задачами курсовой работы являются:

  • исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
  • рассмотреть содержание законодательной  реформы в России;
  • рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы; 
  • в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;

 

      Объектом  исследования служит взаимовлияние правовой реформы, проводимой в современной России, и правосознания. Предметом исследования являются проблемы формирования положительного правосознания в период правовой реформы, проводимой в современной России.      

Методологическую основу исследования составила система  различных методов и средств  познания исследуемой проблемы. Раскрытие  темы производилось с позиции  научных методов познания с использованием положений и выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

В.Д.Зорькин, как  на источник революционных катастроф. "Об этом думали честные патриоты России в эмиграции после революционной 

катастрофы 1917  года. Об этом стоит подумать и осмысливая события 1993 года: Нам ведь уже давали советы по трансформации экономики, исходя из "общемировых критериев оптимальности", без учета реалий российского общества и российских институтов. Результат известен. И теперь сами советчики из МВФ сокрушенно признают, что советы действительно были наивно-залихватскими, догматически-безответственными и - ошибочными"

Как справедливо отмечает академик Г.А. Арбатов, проблем множество, и для их решения во многих сферах жизни общества требуются далеко идущие реформы. Военная и судебная реформы, реформа деятельности средств массовой информации, образования - словом, сумма реформ, которая поможет нам создать гражданское общество - демократическое и эффективное. На взгляд Г.А. Арбатова, руководству следовало бы не импровизировать в закрытом узком кругу высших чиновников, а создавать группы высококвалифицированных и безупречно честных людей для выработки программ каждой из реформ. "Эти программы должны быть прозрачными и ясными обществу. Только тогда они превратятся в большую политику, без которой нам не добиться возрождения и процветания России. И наконец, одну, наиболее квалифицированную, творческую программу, возможно, следовало бы создать для решения общих и наименее ясных для населения проблем: о наших целях, о том, куда мы хотим вести страну и какой хотим ее видеть через десять - двадцать - тридцать лет. Общая ориентация необходима для сплочения народа, для пробуждения его творческой энергии и сознания"

Стало быть, российскому обществу и государству  надо найти такие ориентиры и  создать механизм для неуклонной их реализации.

Одним из таких ориентиров должно быть построение правового государства и активизация  в связи с этим правовой реформы. На это указывает В.Д.Зорькин: "Правовое государство - наша безусловная цель, к которой мы за десятилетие действия российской Конституции, несомненно, очень серьезно продвинулись. Но сказать, что мы эту цель уже полностью достигли, ни один ответственный и вменяемый гражданин, увы, не может: Поэтому вполне оправданно ставить вопрос о необходимости полномасштабной правовой реформы в России. Если ее не форсировать, то и все остальные реформы в стране с очень большой вероятностью начнут буксовать. И очень скоро".

Очевидно, что главная задача, стоящая при  проведении правовой реформы, создать  в России правовую систему, независимую  от конкретных людей. Меняются президенты, парламенты, председатели судов, но эффективность  работы правовой системы от этого  снижаться не должна. Жизнеспособность правовой системы, которая способна преодолевать любые кризисы, продемонстрировал Уотергейт в США, что убедительно показано в фундаментальном исследовании П. Д. Барнебойма "3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера".

К сожалению, российская правовая система, ее эффективность, во многом зависит  от деятельности конкретных людей, от того, кто стоит во главе исполнительной и судебной власти, способен ли он проводить  неуклонно в жизнь идеи самостоятельности  и независимости судебной власти, реализовывать режим законности.

Законность в широком смыслеэто принцип  точного и повсеместного  исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Наряду с этим существует понятие "режим законности", включающее в себя наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства. В условиях режима законности возникает динамичное состояние соответствия общественных отношений нормам права.       

Как справедливо указывает В.Д. Зорькин, следует признать, что Россия имеет  отсталую правовую систему, и предпринимать  решительные шаги по проведению правовой реформы. Нужно поставить в качестве актуальной задачи 2006-2010 гг. развертывание масштабной правовой реформы сроком до 2020 г. Программа правовой реформы должна быть не правительственной, а государственной. Ее следует утвердить законом и неуклонно осуществлять по этапам вплоть до 2020 г. Тогда появляется шанс на формирование к этому сроку развитой правовой системы, построение основ правового государства, преодоление отставания от стран с развитой правовой системой. Критически важен период 2006-2010 гг., когда будет заложена основа реформы.      

В.Д. Зорькин выделил три основные задачи и одновременно направления  правовой реформы - правовая трансформация  российского общества, трансформация  и стабилизация системы права, реализация жесткой и устойчивой системы  правоприменения и обеспечения  доступа граждан к правосудию, подчеркивая, что это именно "триединая", системная задача, которую по всем направлениям следует решать комплексно и одновременно.       

Представляется, что в развитие вышеуказанных  положений необходимо в качестве самостоятельного направления правовой реформы выделить систему мер по реализацию доктрины разделения властей в России.       

В Российской Федерации, в отличие  от США, принцип разделения властей  записан в текст Конституции. Но как отмечает П.Д.Баренбойм, пока это скорее конституционный лозунг, нежели реально действующий принцип Основного закона. Требуется серьезная работа по осмыслению и применению в российских условиях доктрины разделения властей, на что уйдет несколько десятилетий.      

В российских условиях доктрина разделения властей, едва начавшись  реализовываться, сразу же столкнулась  с рядом проблем. Главнейшая из них - нестабильность организации органов  государственной власти. С момента  принятия Конституции изменился  порядок формирования Совета Федерации, восстанавливается порядок назначения глав исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, предлагается в  который раз изменить порядок  формирования квалификационных коллегий судей, являющихся реальной гарантией  независимости судебной власти. Нестабильность организации органов государственной  власти негативно сказывается в  целом на управленческом процессе, системе сдержек и противовесов, заложенных в Конституции России.  

Форма действия всех властей должны существовать в виде ступенчатой правовой системы  - пирамиды, вершиной которой является Конституция и заложенный в ней принцип правового государства (или, что то же самое, принцип господства права). И далее он акцентирует внимание на том, что в "эпоху перемен", во время революционных социальных преобразований, исполнительная власть, будучи наиболее активной по своей природе, всегда и везде приобретает особое значение: именно она, как показывает исторический опыт, концентрирует в себе и вокруг себя некое "вещество перемен". И именно она - при необходимости срочно действовать  - выступает на первый план, быстрее всех выстраивая свою пирамиду. Нередко исполнительная власть при этом оказывается гипертрофированной, иногда - опасно гипертрофированной. Но рецепт цивилизованной борьбы с этой угрозой единственный: поскорее достраивать адекватную и сбалансированную пирамиду государственной власти (и тем самым пирамиду права) - дееспособные и адекватные органы законодательной и исполнительной власти, действующие независимо друг от друга, но строго на основе Конституции, налаживать непротиворечивое взаимодействие между всеми перечисленными органами государственной власти во всех трех ее ипостасях.      

К этому можно добавить: необходимо в самые сжатые сроки принять  на законодательном уровне концепцию  разделения властей в России, в  которой на долгосрочную перспективу вплоть до 2020 г. предусмотреть систему мер, направленных на формирование реальной самостоятельности и независимости законодательной, исполнительной и судебной властей.      

Рассчитывать, что все образуется само собой - достаточно только принять новую Конституцию, провозгласить новые лозунги, как показывает недавний опыт российской истории, было бы неправильно. Без постоянной, систематической работы в соответствии с намеченной программой действий добиться построения эффективной правовой системы будет абсолютно не реально и утопично.       

Ожидать прихода к власти самых добросовестных, порядочных, честных и умных людей  современности, по мнению П.Д. Барнебойма, столь же недостижимая цель, сколь  и не соответствующая самой сути государственной власти. Хорошая  конституционная схема должна быть рассчитана на средний для общества уровень обычных, достаточно мелких страстей и помыслов заурядных людей с поправкой на быструю потерю у них реальной самооценки и возможности самокритики. Разделение властей потому и является важнейшей государственно-правовой доктриной, что предусматривает конституционный баланс для всегда несбалансированных самолюбием государственных чиновников.        

Информация о работе Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы