Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной реформы в России;
рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы;
в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………...3
Библиография…………………………………………………………..…5
Глава 1. Предпосылки, становление и развитие
современной правовой реформы в России…………………………………...….9
1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9
1.2 Формы и принципы правового реформирования
в России…………………………………………………………………...9
1.3 Проблематика современной правовой реформы………………..…12
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа………………………………………….….16
2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16
2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19
2.3 Административная реформа……………………………………...…20
Заключение…………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы……………………………………...26
2.2 Итоги судебно-правовой реформы
В настоящее время можно
В большинстве субъектов
Только по причине отсутствия средств суды с участием присяжных заседателей действуют лишь в 9 субъектах Федерации. Между тем право граждан на разбирательство дела в суде с участием присяжных заседателей закреплено в Конституции РФ, а потому эта норма должна быть реализована повсеместно в самое ближайшее время.
Существуют и другие нерешенные
проблемы. Длительное время не обращалось
должного внимания на несоответствие
штатной численности судов
С большими рабочими нагрузками самым непосредственным образом связана еще одна болезненная проблема правосудия - оперативность судопроизводства и сроки рассмотрения дел.
С нарушением процессуальных сроков рассматривается каждое шестое гражданское дело. В уголовном судопроизводстве в 2000 году с нарушением сроков рассмотрено 9,9% дел от общего количества.
Судебная реформа - задача общегосударственная,
и она требует согласованных
усилий законодателей, исполнительной
и судебной власти, серьезного ресурсного
и организационного обеспечения. Сейчас
такие возможности у
2.3 Административная реформа
Термин "административная реформа" на слуху уже много лет. Но только в конце 2003 г. и особенно в 2004 - 2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела. Смысл "реформаторских" мероприятий в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2005 год охарактеризован следующим образом: "...в течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных институтов. Но в, то же время обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед..." Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию: послание Президента Российской Федерации от 05.11.2008 № 69 // Парламентская газета.-2008.- 07 янв.- С. 12..
Что означает понятие "административная
реформа"? Если обратиться к этимологии
терминов "реформа" и "административная
реформа", то первый из них означает
изменение, переустройство, преобразование
чего-нибудь в какой-либо сфере общественной
жизни, области знаний; "административный"
означает "осуществляемый администрацией
или по ее распоряжению…" Ожегов,
С. И. Толковый словарь русского языка
/С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е изд., доп.-
М., 2003.- С. 702.. С учетом указанных понятий
кратко административную реформу можно
определить как комплекс мероприятий
государственной власти по совершенствованию
организации исполнительного
Административная реформа - самая
трудная в истории современной
России - идет непрерывно и постепенно
с 1991г. Её цель-реорганизация
Рассмотрим этапы
Первый этап (1992 - 1993 гг.) На первом этапе были предприняты меры по департизации государственного аппарата и формированию конкретных федеральных органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции ничем не отличались от советских министерств и ведомств.
Второй этап (1996 - 1998 гг.) В сентябре 1996 г. Президенту РФ была представлена аналитическая записка под названием "О проблеме слабой управляемости государственными процессами". В ней в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. Краснов, М.А. Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 годы / М.А. Краснов, А.В. Оболонский.-М.: Весь мир, 2003.- С. 120. С 27 по 30 мая 1997 г. состоялось совещание под условным названием "Круглый стол", где обсуждались проблемы, которые необходимо решить в ходе административной реформы.
Основным результатом этого совещания было создание пяти рабочих групп экспертов по подготовке Концепции административной реформы. С сентября 1996 г. по май 1997 г. были подготовлены 12 вариантов Концепции административной реформы.
В Концепции в качестве основных обозначались следующие проблемы:
-гражданин и власть;
-исполнительная власть: новые функции;
-проблемы государственной
-коррупция в системе
13 марта 1998 г. в Администрации
Президента РФ состоялось
Текст Концепции был вручен в мае 1998 г. новому Председателю Правительства РФ С.В. Кириенко с целью опубликования, но он не был опубликован.
Третий этап (1999 - 2000 гг.) В начале 2000 г. центр разработок проблем административной реформы подготовил концепцию государственного строительства, вобравшую основные идеи Концепции административной реформы 1998 г. Весной 2000 г. в реализации проекта Центра стратегических разработок наступило затишье в связи с выборами Президента РФ.К осени того же года действительная причина торможения стала проясняться, в качестве приоритетов власти были выбраны другие задачи: укрепление вертикали власти, федеративных отношений, изменение верхней палаты Федерального Собрания РФ и т.д. Административная реформа была в очередной раз отложена.
Четвертый этап (2003 - 2005 гг.)В 2003 - 2005 гг. административная реформа практически осуществляется по следующим направлениям:
-оптимизация функций органов
исполнительной власти и
-реформирование
-совершенствование
-создание административной
Нормативно-правовое обеспечение административной реформы проводится в двух направлениях:
-анализ (инвентаризация) нормативных правовых актов на предмет их соответствия потребностям административной реформы;
-подготовка новых нормативных актов;
-исполнение норм вне
Однако "...важнейшими, пока еще не разрешенными, а во многом и не продуманными, вопросами остаются конституционно-правовые и административно-правовые параметры проводимой реформы"Старилов, Ю.А. Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение / Ю. А. Старилов.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.-С. 3..
Пятый этап реформы. Пятый этап реформы связан с разработкой Программы административной реформы на период до 2010 г.
Предполагается:
1) создание системы
2) снижение издержек на ведение бизнеса за счет сокращения административных барьеров (не менее чем в три раза);
3) создание новых рынков услуг
для частного бизнеса в
4) повышение качества и
5) повышение доверия граждан и бизнеса к государственным институтам.
На сегодняшний день не существует
официальных результатов
Заключение
На основании проведенной
Правовое государство можно определить, как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.
Правовые реформы, проведенные в России до настоящего момента, включают в себя принятие новой Конституции РФ, изменение судебной системы (введение институтов присяжных заседателей, судебных приставов, мировых судей, создание Конституционного суда РФ), принятие новых УК и УПК, Трудового Кодекса.
Основными проблемами, которые необходимо решить в ходе проведения правовой реформы являются:
Первая проблема – качество, современность и последовательность законодательства. Законы, принимаемые различными ветвями власти, часто противоречат, как Основному закону страны, так и общепринятым принципам и нормам международного права.
Немало законов принимается
под давлением лоббистских «
Объективный факт, от которого невозможно отмахнуться, – недостаточная квалификация и недостаточный опыт значительной части российских законодателей.
Во многих странах вопрос уже давно решается путем тщательного обсуждения законопроектов в профессиональном сообществе и (причем публично) в обществе в целом, затем в дискуссиях (вместе с независимыми юристами) во фракциях и профильных комиссиях парламентов и лишь после этого на общепарламентских дискуссиях.
Только так можно свести к минимуму возможность появления «плохих» законов и риск возникновения правовых коллизий, которые в своих корыстных целях используют всякие недобросовестные лоббисты, коррупционеры и политические авантюристы.
Вторая проблема российского права – нестабильность законодательства. Например, не так давно принятые кодексы – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый (равно как и многие другие законодательные акты) – уже оказались измененными чуть ли не наполовину. При этом одни дефекты исчезли, но появились другие. К тому же все кодексы плохо увязаны между собой, что создает взаимные правовые коллизии.
Стабильность Конституции и всей основанной на ней правовой системы – залог социальной, политической, экономической и, в конечном счете, государственной устойчивости.
Третья проблема – юридически грамотные кадры, отсталые правосознание и юридическое образование. Юридические кадры в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. А высококвалифицированные юристы – вообще в острейшем дефиците. Юридическая наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволила бы решать грандиозную задачу создания новой правовой системы.
Судебно-правовая реформа вступает
в завершающую стадию, сформировано
обновленное законодательство о
судоустройстве. Однако основные направления
судебной реформы реализованы лишь
частично, не разрешены вопросы
Список используемой литературы
1. Конституция Российской
2. О судебной системе Российской
Федерации: федеральный
Информация о работе Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы