Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной реформы в России;
рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы;
в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Библиография…………………………………………………………..…5
Глава 1. Предпосылки, становление и развитие
современной правовой реформы в России…………………………………...….9
1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9
1.2 Формы и принципы правового реформирования
в России…………………………………………………………………...9
1.3 Проблематика современной правовой реформы………………..…12
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа………………………………………….….16
2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16
2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19
2.3 Административная реформа……………………………………...…20
Заключение…………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы……………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Итоги судебно-правовой реформы

 

В настоящее время можно констатировать, что результаты судебной реформы  налицо. Об этом свидетельствует значительное увеличение обращений граждан в  суды за защитой своих прав. Если в 1991 году в суды поступило 1413 тыс. таких обращений, то в 2000 году - 5044 тыс. Соответственно в 3,6 раза возросло и количество рассмотренных судами гражданских дел. При этом число споров, связанных с нарушением трудовых прав граждан, увеличилось больше чем в 4 раза, жилищных - почти вдвое. Были созданы возможности для обжалования решений и действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих конституционные права граждан, вследствие чего, например, число обращений граждан в суды за защитой своих прав от неправомерных действий должностных лиц, коллегиальных органов и органов местного самоуправления возросло с 6,6 тыс. в 1991 году до 164, 8 тыс. жалоб - в 2000 году, т.е. почти в 25 раз Лебедев, В. Условия для успешного завершения реформы созданы / В.Лебедев // Российская юстиция.-2001.-№11.- С.36..

В большинстве субъектов Федерации  приступили к работе мировые судьи. Учреждена и действует служба судебных приставов и приставов-исполнителей. Созданы и плодотворно действуют  органы судейского сообщества.

Только по причине отсутствия средств  суды с участием присяжных заседателей  действуют лишь в 9 субъектах Федерации. Между тем право граждан на разбирательство дела в суде с  участием присяжных заседателей  закреплено в Конституции РФ, а  потому эта норма должна быть реализована  повсеместно в самое ближайшее  время.

Существуют и другие нерешенные проблемы. Длительное время не обращалось должного внимания на несоответствие штатной численности судов рабочей  нагрузке на судей, что обусловлено  отсутствием средств для увеличения количества судей.

С большими рабочими нагрузками самым  непосредственным образом связана  еще одна болезненная проблема правосудия - оперативность судопроизводства и  сроки рассмотрения дел.

С нарушением процессуальных сроков рассматривается каждое шестое гражданское  дело. В уголовном судопроизводстве в 2000 году с нарушением сроков рассмотрено 9,9% дел от общего количества.

Судебная реформа - задача общегосударственная, и она требует согласованных  усилий законодателей, исполнительной и судебной власти, серьезного ресурсного и организационного обеспечения. Сейчас такие возможности у государства  появились, а потому можно надеяться, что завершение судебной реформы  пройдет успешно Лебедев, В. Условия  для успешного завершения реформы  созданы / В.Лебедев // Российская юстиция.-2001.-№11.- С.40..

 

2.3 Административная реформа

 

Термин "административная реформа" на слуху уже много лет. Но только в конце 2003 г. и особенно в 2004 - 2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела. Смысл "реформаторских" мероприятий в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2005 год охарактеризован следующим образом: "...в течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных институтов. Но в, то же время обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед..." Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию: послание Президента Российской Федерации от 05.11.2008 № 69 // Парламентская газета.-2008.- 07 янв.- С. 12..

Что означает понятие "административная реформа"? Если обратиться к этимологии терминов "реформа" и "административная реформа", то первый из них означает изменение, переустройство, преобразование чего-нибудь в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний; "административный" означает "осуществляемый администрацией или по ее распоряжению…" Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка /С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е изд., доп.- М., 2003.- С. 702.. С учетом указанных понятий  кратко административную реформу можно  определить как комплекс мероприятий  государственной власти по совершенствованию  организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

Административная реформа - самая  трудная в истории современной  России - идет непрерывно и постепенно с 1991г. Её цель-реорганизация государственного управления и, прежде всего, исполнительной власти. Тихомиров, Ю.А. Правовые аспекты  административной реформы / Ю.А. Тихомиров // Законодательство и экономика.-2004.-№ 4.-С. 29. И нельзя забывать о том, что административная реформа является неотъемлемым компонентом правовой реформы.

Рассмотрим этапы административной реформы в России:

Первый этап (1992 - 1993 гг.) На первом этапе были предприняты меры по департизации государственного аппарата и формированию конкретных федеральных органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции ничем не отличались от советских министерств и ведомств.

Второй этап (1996 - 1998 гг.) В сентябре 1996 г. Президенту РФ была представлена аналитическая записка под названием "О проблеме слабой управляемости государственными процессами". В ней в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. Краснов, М.А. Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 годы / М.А. Краснов, А.В. Оболонский.-М.: Весь мир, 2003.- С. 120. С 27 по 30 мая 1997 г. состоялось совещание под условным названием "Круглый стол", где обсуждались проблемы, которые необходимо решить в ходе административной реформы.

Основным результатом этого  совещания было создание пяти рабочих  групп экспертов по подготовке Концепции  административной реформы. С сентября 1996 г. по май 1997 г. были подготовлены 12 вариантов  Концепции административной реформы.

В Концепции в качестве основных обозначались следующие проблемы:

-гражданин и власть;

-исполнительная власть: новые функции;

-проблемы государственной службы;

-коррупция в системе управления.

13 марта 1998 г. в Администрации  Президента РФ состоялось обсуждение  проекта Концепции административной  реформы. Участники совещания  высказали убеждение, что до 2000 г. к ее практической реализации  приступать нецелесообразно.

Текст Концепции был вручен в  мае 1998 г. новому Председателю Правительства  РФ С.В. Кириенко с целью опубликования, но он не был опубликован.

Третий этап (1999 - 2000 гг.) В начале 2000 г. центр разработок проблем административной реформы подготовил концепцию государственного строительства, вобравшую основные идеи Концепции административной реформы 1998 г. Весной 2000 г. в реализации проекта Центра стратегических разработок наступило затишье в связи с выборами Президента РФ.К осени того же года действительная причина торможения стала проясняться, в качестве приоритетов власти были выбраны другие задачи: укрепление вертикали власти, федеративных отношений, изменение верхней палаты Федерального Собрания РФ и т.д. Административная реформа была в очередной раз отложена.

Четвертый этап (2003 - 2005 гг.)В 2003 - 2005 гг. административная реформа практически осуществляется по следующим направлениям:

-оптимизация функций органов  исполнительной власти и структуры  исполнительной власти;

-реформирование государственной  службы;

-совершенствование управленческих  процедур;

-создание административной юстиции.

Нормативно-правовое обеспечение  административной реформы проводится в двух направлениях:

-анализ (инвентаризация) нормативных  правовых актов на предмет  их соответствия потребностям  административной реформы;

-подготовка новых нормативных  актов;

-исполнение норм вне зависимости  от их содержания.

Однако "...важнейшими, пока еще не разрешенными, а во многом и не продуманными, вопросами остаются конституционно-правовые и административно-правовые параметры  проводимой реформы"Старилов, Ю.А. Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение / Ю. А. Старилов.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.-С. 3..

Пятый этап реформы. Пятый этап реформы связан с разработкой Программы административной реформы на период до 2010 г.

Предполагается:

1) создание системы государственного  управления, способной достигать  общественно значимых измеримых  целей;

2) снижение издержек на ведение  бизнеса за счет сокращения  административных барьеров (не менее  чем в три раза);

3) создание новых рынков услуг  для частного бизнеса в результате  ухода государства из сфер  экономики, где его присутствие  нецелесообразно;

4) повышение качества и доступности  государственных услуг для граждан;

5) повышение доверия граждан  и бизнеса к государственным  институтам.

На сегодняшний день не существует официальных результатов административной реформы и официальных оценок её реальности, значительности и полезности. Можно лишь констатировать, что на данном этапе административной реформы  проводятся масштабные мероприятия  по пересмотру функций органов исполнительной власти, совершенствованию порядка  их реализации и построению новой  системы и структуры исполнительной власти, создаются необходимые предпосылки  для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Правовое государство можно  определить, как правовую форму организации  и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с  индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Правовые реформы, проведенные  в России до настоящего момента, включают в себя принятие новой Конституции  РФ, изменение судебной системы (введение институтов присяжных заседателей, судебных приставов, мировых судей, создание Конституционного суда РФ), принятие новых УК и УПК, Трудового Кодекса.

Основными проблемами, которые необходимо решить в ходе проведения правовой реформы являются:

Первая проблема – качество, современность и последовательность законодательства. Законы, принимаемые различными ветвями власти, часто противоречат, как Основному закону страны, так и общепринятым принципам и нормам международного права.

Немало законов принимается  под давлением лоббистских «групп интересов», противоречащих базовым  приоритетам общества и государства.

Объективный факт, от которого невозможно отмахнуться, – недостаточная квалификация и недостаточный опыт значительной части российских законодателей.

Во многих странах вопрос уже  давно решается путем тщательного  обсуждения законопроектов в профессиональном сообществе и (причем публично) в обществе в целом, затем в дискуссиях (вместе с независимыми юристами) во фракциях и профильных комиссиях парламентов  и лишь после этого на общепарламентских  дискуссиях.

Только так можно свести к  минимуму возможность появления  «плохих» законов и риск возникновения  правовых коллизий, которые в своих  корыстных целях используют всякие недобросовестные лоббисты, коррупционеры  и политические авантюристы.

Вторая проблема российского права – нестабильность законодательства. Например, не так давно принятые кодексы – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый (равно как и многие другие законодательные акты) – уже оказались измененными чуть ли не наполовину. При этом одни дефекты исчезли, но появились другие. К тому же все кодексы плохо увязаны между собой, что создает взаимные правовые коллизии.

Стабильность Конституции и  всей основанной на ней правовой системы  – залог социальной, политической, экономической и, в конечном счете, государственной устойчивости.

Третья проблема – юридически грамотные кадры, отсталые правосознание и юридическое образование. Юридические кадры в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. А высококвалифицированные юристы – вообще в острейшем дефиците. Юридическая наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволила бы решать грандиозную задачу создания новой правовой системы.

Судебно-правовая реформа вступает в завершающую стадию, сформировано обновленное законодательство о  судоустройстве. Однако основные направления  судебной реформы реализованы лишь частично, не разрешены вопросы предотвращения конфликта юрисдикций, взаимодействия судов различного уровня в федеративном государстве и т.п. В этой связи  требуется сконцентрировать усилия на комплексном исследовании судебной системы, которая должна функционировать  как единый слаженный механизм при  всем своеобразии составляющих ее частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 // Российская газета.-1993.- 25 дек.

2. О судебной системе Российской  Федерации: федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации.-1997.-№1.- Ст. 1.

Информация о работе Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы