Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной реформы в России;
рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы;
в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………...3
Библиография…………………………………………………………..…5
Глава 1. Предпосылки, становление и развитие
современной правовой реформы в России…………………………………...….9
1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9
1.2 Формы и принципы правового реформирования
в России…………………………………………………………………...9
1.3 Проблематика современной правовой реформы………………..…12
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа………………………………………….….16
2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16
2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19
2.3 Административная реформа……………………………………...…20
Заключение…………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы……………………………………...26
Центральным актом, определяющим цели, задачи и содержание современной судебно-правовой реформы, является - Федеральной целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Данная программа является логическим продолжением Концепции 1991 года. Основные разработчики программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Происходящее в настоящее
Без решения проблем
Таким образом, одно из ключевых направлений современной правовой реформы - формирование квалифицированного юридического обеспечения. По словам создателей программы, введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах) и помощника федерального судьи арбитражного суда позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.
Одним из направлений судебно-правовой
реформы названо также
Другим, не менее важным, направлением должны стать - права личности и формирование у гражданина правосознания.
В современном правовом реформировании, личность, ее права и свободы выдвигается на центральное место, и выступают в качестве отправного пункта дальнейших правовых преобразований.
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа
2.1 Судебно-правовая реформа
В октябре 1991 года, принята концепция судебной реформы. Государство, переставая быть инструментом насилия в руках тоталитарного режима, демократизируется, превращаясь из политического в правовое.
Судебная реформа состоится, если концептуально будут решены следующие основные задачи:
- назначение суда будет
- законодатель гарантирует в сфере юстиции защиту основных прав и свобод человека;
- судебная власть утвердится
в государственном механизме
как влиятельная сила, независимая
от законодательной и
- удастся обеспечить
- в уголовном и гражданском
судопроизводстве будут
- станет доступной и
- возникнут предпосылки для
превращения чиновника юстиции
из функционера в личность
с независимым правовым и
Расширение судебной компетенции
за счет сужения компетенции
В развитие базовых положений Конституции РФ существенный вклад внесла Государственная Дума первого созыва. В период ее работы были приняты:
Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94, №1-ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1994 .- № 13. - Ст.1447.;
Федеральный закон “О некоторых
вопросах организации и деятельности
военных судов и органов
Федеральный закон “О государственной
защите судей, должностных лиц
Федеральный конституционный закон
“Об арбитражных судах в
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95, №70-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.1995 № 70-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 19. - Ст. 1709. вместе с федеральным законом о введении его в действие 05.05.95, №71-ФЗ О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 05.05.1995 № 71-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 19. - Ст. 1710.;
Федеральный закон “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” от 10.01.96, №6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.- № 3.- Ст.144..
Основной системообразующий
За ним последовали другие законы, обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:
Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.97, №118-ФЗ О судебных приставах: федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997 .-№ 30. - Ст. 3591.;
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.97, №119-ФЗ Об исполнительном производстве: федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№ 30. - Ст. 3591. ;
Федеральный закон “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” от 08.01.98, № 7-ФЗ О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2. - Ст. 223.;
Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации” от 17.12.98, № 188-ФЗ О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№51. - Ст.6270.;
Федеральный закон “О финансировании судов Российской Федерации” от 10.02.99, № 30-ФЗ О финансировании судов Российской Федерации: федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 7. - Ст.877.;
Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99, № 1-ФКЗ О военных судах Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 23.05.1999 №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 26. - Ст.3170.;
Федеральный закон “Об общем
числе мировых судей и
Федеральный закон «О народных заседателях
федеральных судов общей
В течение всего хода реформы создавались, и в настоящее время в России формируются и функционируют различные группы и комитеты по совершенствованию законодательства. Так, в 2000 году Распоряжением Президента Российской Федерации от 28 ноября 2000 года №534-рп была образована рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе.
Серьезный виток судебно-правовая реформа получила в середине-конце 2001 года:
1.Наконец-то была принята
2. К началу 2002 года Государственной думой были приняты:
-Уголовно-процессуальный
-Кодекс об административных правонарушениях;
-Трудовой кодекс РФ.
Поэтому можно отметить, что современное состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет говорить, что достигнуты серьезные результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового государства:
-судебная власть утвердилась
как самостоятельная и
-решены основные вопросы
-создана единая система
-создан Конституционный Суд,
органы конституционного
-учреждены институты мировых
судей, присяжных заседателей,
судебных приставов, усилены
-обеспечена система гарантий
самостоятельности судов,
-учрежден Судебный
-реализован принцип
-обеспечена государственная
Однако темпы процесса обновления
законодательства в этой сфере не
вызывают удовлетворения ни у законодателей,
ни у правоприменителей. Это отмечалось
и в Послании Президента РФ Федеральному
Собранию от 30 марта 1999 г., где подчеркивалось,
что достаточная
Информация о работе Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы