Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа
Цель работы – комплексный научный анализ правового государства.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Изучить возникновение идеи правового государства;
раскрыть особенности развития правового государства в Российской Федерации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной литературы, формально-логический, системный, сравнительно-правовой.
Проблемы научного
обоснования и изучения конституционного
(государственного) права и государственно-правовой
надстройки в целом волнуют общество с
давних времён. В нашей стране учёные обществоведы
уделяют своё внимание этой теме уже более
века. Ещё в царской России, несмотря на
отсутствие конституции, наука государственного
права существовала и развивалась. Однако
в советское время ей был нанесён определённый
ущерб. В те времена она не существовала
как самостоятельная наука, а входила
в состав единой науки "советского государственного
права". Все научные разработки
государствоведов дооктябрьской России
были полностью отброшены как несоответствующие
господствующей идеологии марксизма-ленинизма.
Однако время не стоит на месте, с разрушением
того строя произошли исторические изменения
и в стране и в сознании и в отношении к
общественным наукам.
Сегодня перед нашим обществом стоит благородная историческая задача - построение правового государства. При решении этого вопроса повышается актуальность всех общественно-правовых наук. Особая роль здесь отведена науке конституционного права, как науке изучающей устройство и функционирование государства и его органов.
Признание новых приоритетов человеческих ценностей, освобождение от глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.
Актуальность темы исследования заключается в том правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода, законности и правопорядка в обществе.
Проблема и ее актуальность позволяют определить тему курсовой работы: «правовое государство».
Объектом исследования является изучение правового государства.
Предметом данного исследования являются, научная литература регулирующее признаки правового государства.
Цель работы – комплексный научный анализ правового государства.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Для
решения поставленных задач был
Структура курсовой работы соот
Глава 1. Правовое государство как
философская и юридическая
1.1. Возникновение
идеи правового государства
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. "Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя"1.
Цицерон
говорил о государстве как
о "деле народа", как о правовом
общении и "общем правопорядке".
Государственно-правовые идеи и институты
Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление
и развитие более поздних
прогрессивных учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма
идеи правовой государственности изложили
прогрессивные мыслители того времени
Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории
Макиавелли предпринял попытку набросать
контуры идеального государства, наилучшим
образом отвечающего потребностям своего
времени. Цель государства он видел в возможности
свободного пользования имуществом и
обеспечения безопасности для каждого.
Боден определял государство как правовое
управление многими семействами и тем,
что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций
в разработку концепции правового государства
значительный вклад внесли прогрессивные
мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс,
Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах,Т.Джефферсон
Гроций
был первым выдающимся теоретиком школы
естественного права. Целью государства
он считал охрану частной собственности
посредством таких
Спиноза одним из первых дал теоретическое
обоснование демократического государства,
которое, будучи связано законами, обеспечивает
действительные права и свободы граждан.
Он утверждал, что государство могущественно
только тогда, когда оно гарантирует каждому
гражданину не только сохранность жизни,
но и удовлетворение его интересов, и предостерегал
современных ему правителей от посягательств
на собственность, безопасность, честь,
свободу и иные блага подданных.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений
о господстве права в общественной жизни.
К их числу относятся, например, обоснование
формального равенства перед законом,
незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона,
как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые
права собственности, индивидуальной
свободы.
Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. "Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане".
Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам".2
Философская
концепция правового государств
Мыслители
Западной Европы оттачивали элементы
теории с позиций своего времени
и опыта прошлого. Если отвлечься
от субъективных оценок,
то большинство авторов сходились во мнении,
что правовым можно считать лишь то государство,
где законодатель также подзаконен, как
и гражданин.
Идеи правового государства нашли широкое
отражение и в русской политико-правовой
мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева,
А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.
После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.
В последнее
время в результате
реформ вновь все заговорили о правовом
государстве. Это нашло свое отражение
в ст. 1 Конституции, где говорится, что
"Россия есть демократическое правовое
государство..."
1.2. Понятие правового государства
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права3.
При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
Правовое
государство немыслимо без
1.3. Признаки
правового государства
В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:
1.Разделение властей;
2. Верховенство закона;
3. Строгое соблюдение прав и свобод человека;
4. Социальная и юридическая
защищенность личности.
Кроме этого иногда выделяют также и другие
признаки правового государства:
1. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;
2. Наличие развитого гражданского общества;
3. Создание
антимонополистических
4. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
5. Формирование
обществом на основе норм
6. Соответствие
внутреннего законодательства
7. Правовая
защищенность всех субъектов
социального общения от
8. Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;
9. Соответствие
законов праву и правовая
10. Единство прав и обязанностей граждан.
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.
Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.
Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.
Защита прав и свобод человека - это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство4.
Созданию
антимонополистических
В правовом государстве государственная
власть не может зависеть ни от кого, но
тем не менее она получается вечно зависимой
от народа, то есть государственная власть
не может быть суверенной ни в одном государстве.
Власть
всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого.
Далее уже идет задача власти - воспитать
людей такими, чтобы они были законопослушными
и не пытались купить за деньги собственную
же власть. В государстве, называемом правовым,
должна жестко пресекаться любая попытка
повлиять на государство или на его отдельные
органы.
Формирование обществом законодательных
органов может происходить в абсолютно
любом государстве, но только в правовом
государстве эта привилегия общества
достигает расцвета, потому что только
развитое гражданское общество, которое
существует в правовом государстве, может
обеспечить свою же стабильность. Фактически,
в условиях стабильности может отпасть
надобность в прямом представительстве
народа в государстве.
Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская - 348,8 млн. голосов, демократическая - 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.