Правовое государство: идеи и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………..….2
II.Основная часть
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства………..……4
Глава 2. Понятие правового государства и его признаки…………….…….…10
Глава 3. Взаимодействие правового государства и гражданского общества..19
Глава 4. Правовое государство в России: теория и реальность…………........26
III.Заключение……………………………………………………………...….…36
Список литературы………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

строится на началах равенства  и справедливости. Государство берет  на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах  строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить

Правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать

тяжести совершенного правонарушения.     

Правовой характер взаимной ответственности государства и  личности - это важная составная  часть складывающегося в обществе права.

Еще И. Кант говорил, что «каждый  гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в  его отношении к гражданину»1. Иначе говоря, законодатель так подзаконен, как и любой гражданин.

      Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом.

______________

1Козлихин И.Ю. «Идея правового государства. История и современность», СПб, 2003 г.,с.46

Вместе с тем, если одна из трех ветвей не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

С помощью разделения властей  правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей  означает, что каждая из властей  действует самостоятельно и не вмешивается  в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается  всякая возможность присвоения той  или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов»  властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов  государства.

Таковы основные признаки правового государства. Конечно, в литературе существует ещё множество признаков, но они, как правило, являются частными

Из вышеперечисленных  признаков. К ним можно отнести: политический и идеологический плюрализм; независимое правосудие; стабильность законности и правопорядка в обществе и другие.

Глава 3.

Важнейшей предпосылкой и  одновременно фактором формирования правового  государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране – одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении  правового государства и гражданского общества предполагает предварительное  определение соответствующих понятий. Стоит повториться, что правовое государство – такая форма  организации и деятельности государственной  власти, которой свойственны демократический  режим конституционного правления  и законности, развитая прогрессивная  правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Понятие «гражданского общества», несмотря на частое использование в  научных публикациях, в учебной  литературе, в средствах массовой информации, в науке достаточно отчётливо  не определено. По мнению представителей юридической науки, гражданское  общество – свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина. Или: гражданское общество – сфера личных, социально-экономических, культурных, нравственных, религиозных отношений, основанных на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом и способствующих развитию их инициативы и предприимчивости.

По существу гражданское  общество – демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

По-видимому, только в цивилизованном, демократическом государстве может  сформироваться полноценное гражданское  общество. Этому, безусловно, способствуют демократические институты власти (выборы, референдум, политический плюрализм  и др.).

В общетеоретическом плане  следует отметить, что взаимоотношения  государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно  рассматривать в трёх аспектах: во-первых, установить, в чём проявляется  единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие  черты, свойства, особенности характеризуют  их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи  этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство государства  и гражданского общества. Прежде всего, отметим то, что формирование и  правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую  цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения  проявляется и в том, что организация  и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами.

Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов  и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения – необходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане  отметим и то, что гражданское  общество возможно в условиях, когда  экономическая система построена  на правовых началах, формируемых и  обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических  отношений должен быть защищён и  гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются  одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство  едино, олицетворяет собой «становой  хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве  важен момент общего интереса (или  интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Обратим внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений  находит своё выражение в демократическом  политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая

Гражданам мера их свободы, активного участия в политической,

социально-культурной, экономической  и иных областях жизни общества.

Различия гражданского общества и правового государства. Любое  государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И  как любая так или иначе  сложная организация оно объективно неизбежно строится иерархически, в  порядке соподчинённости структурных  звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные. 

С учётом названного аспекта, правое государство – организация  публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого  разграничения можно сказать  о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и  то, что правовому государству  и гражданскому обществу свойственны  и несовпадающие структуры, и  соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо между  рассматриваемыми социальными образованиями  проявляются в следующем: гражданское  общество – система самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования , научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. «Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л.С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации. Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов»1.

Для отличия государства  и гражданского общества обратим  внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что  не запрещено законом. Должностным  лицам разрешено только то, что  предопределено их компетенцией или  предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности 

__________

1Прав. гос-во и гражд. общ-во: пути формирования современной России», М.,2003 г., с.46

только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения,

обусловленные не столько  виной, сколько недостаточной квалификацией.

Взаимодействие государства  и гражданского общества. Формирование правового государства и гражданского общества не означает слияния, взаимного  поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В  этой связи представляет интерес  следующее суждение: государство, которое  не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое  не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в  частности, что «неразвитое гражданское  общество приводит к чрезмерному  усилению государства, которое поглощает  первое». Этот вывод и материал, рассмотренный  выше, свидетельствует о том, что  государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство. Взаимодействие гражданского общества с государством можно рассмотреть и относительно более конкретных организационно-правовых форм. С точки зрения потенциала государства это:

1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

2) предоставление субъектам гражданского общества – участникам политической жизни правовой возможности реализовать свои интересы в различных звеньях политической системы, в организации и деятельности органов государственной власти;

Информация о работе Правовое государство: идеи и реальность