Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:48, курсовая работа
В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.
I.Введение……………………………………………………………………..….2
II.Основная часть
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства………..……4
Глава 2. Понятие правового государства и его признаки…………….…….…10
Глава 3. Взаимодействие правового государства и гражданского общества..19
Глава 4. Правовое государство в России: теория и реальность…………........26
III.Заключение……………………………………………………………...….…36
Список литературы………………………………………………………………38
Содержание
I.Введение……………………………………………………
II.Основная часть
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства………..……4
Глава 2. Понятие правового государства и его признаки…………….…….…10
Глава 3. Взаимодействие правового государства и гражданского общества..19
Глава 4. Правовое государство в России: теория и реальность…………........26
III.Заключение…………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.
Для достижения поставленной цели я выделил следующие задачи:
- рассмотреть историю
становления и развития идеи
правового государства на
- выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение.
- проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества
- отметить несоответствие
теории с реальностью
Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.
Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.
Итак, что же такое правовое государство? В чём его особенности? И есть ли правовое государство в России.
Глава 1.
За последние годы проблемы
правового государства
Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни зародилась вместе с возникновением государства, ибо ещё в условиях до государственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии формировались и функционировали в рамках определённой нормативной системы – обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т. д.
Мысль о государстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Ещё древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей–либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги»1. Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой–либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…»2.
Таким образом, уже в древности мыслители искали принципы, формы и конструкции для установления надлежащих взаимосвязей,
___________________
1, 2 Нерсесянц В.С. «История идей правовой государственности», М., 1993 г., стр. 5
взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Тогда же сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.
Учёные древности считали,
что наиболее разумна и справедлива
лишь та политическая форма общежития
людей, при которой закон
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
Очень многое для развития идеи правового государства было сделано мыслителями Нового времени, такими как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и другие. Такое большое внимание к идее правового государства было вызвано возникновением капиталистической формы собственности.
В противовес официальным
доктринам абсолютизма они
Заинтересованная в устранении правового партикуляризма Средневековья, препятствовавшего образованию общенационального рынка, поднимающаяся буржуазия выдвигает требования создания единой общегосударственной правовой системы. Это требование, отвечавшее объективным потребностям развивающегося товарного производства, нашло отражение в представлениях о праве как первопричине и важнейшем инструменте социального порядка. Право начинают наделять чертами главенствующей нормативной системы, оттесняющей все остальные регуляторы поведения человека на периферию общественной жизни.
Существенные изменения
претерпело соответственно и понимание
государства. Поскольку праву отводилась
роль ведущей нормативной системы,
поскольку государство
На качественно новую ступень обоснования идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии И.Канта. Он обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек,личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»1. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Хотя Кант не употреблял ещё термина «правовое государство», но он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовых отношениях государственное устройство», «гражданско-правовое состояние».
Философская концепция Канта оказала значительное влияние на
______________
1Козлихин И.Ю. «Идея правового государства. История и современность», СПб, 2003г, с. 17
дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Под влиянием его идей в
Германии сформировалось представительное
направление, сторонники которого сосредоточили
своё внимание на разработки теории правового
государства. К числу наиболее видных
представителей этого направления
принадлежали: Роберт Фон Моль (1799-1875),
Карл Теодор Велькер (1790-1869),
Термин «правовое государство» (по-немецки Rechtsstaat) впервые ввёл в оборот Р. Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счёту после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.
Во второй половине XIX века в немецкой юриспруденции появились многочисленные публикации, посвящённые вопросам правового государства. В ряде сочинений этот термин выносится в заголовок. Приобретая всё большее число сторонников в Германии, концепция правового государства одновременно начинают проникать в другие страны.
В России, имевшей давние
и прочные связи с
Распространение концепций правового государства, вместе с тем, шло неравномерно. Особый интерес к ним проявляли в отсталых странах, таких как Германия и Россия, где сохранились многочисленные пережитки феодальных отношений и перед буржуазией стояла задача завоевания политической власти. Напуганная размахом революционных событий 1848 – 1849 годов, она использовала идеи правового государства главным образом для пропаганды мирных, ненасильственных и постепенных преобразований в обществе. В концепциях правового государства её привлекали не столько философско-исторические обобщения (вроде кантовских), сколько антиреволюционные лозунги.
С конца XIX века популярность идей правового государства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублений общественных противоречий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти с помощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путём взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции.