Правовое регулирование общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие правового регулирования общественных отношений…………….5
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6
1.2. Предмет правового регулирования…………………………………………8
1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..11
2. Механизм правового регулирования общественных отношений……….....12
2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12
2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21
3. Методы, способы и типы правового регулирования……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани2.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………......3

1. Понятие правового регулирования общественных отношений…………….5

1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6

1.2. Предмет правового  регулирования…………………………………………8

1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..11

2. Механизм правового  регулирования общественных отношений……….....12

2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12

2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21

3. Методы, способы и типы  правового регулирования……………………….28

Заключение…………………………………………………………………….…31

Список использованной литературы…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы живем в стране, где право  является особым и главным государственным  регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается  такая организованность общества, при  которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Наличие правового регулирования  просто необходимо для обеспечивания  и гарантирования в нормативном  порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает  из ряда предпосылок, например таких  как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного  действия в обществе экономических  и духовных факторов.1 Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Определяя привлекательность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования  является двигателем права, справедливости и законности.

Актуальность темы курсовой работы. Процессы глубоких и драматичных  социальных изменений, переживаемых российским обществом на протяжении двух последних  десятилетий, не только обострили ситуацию в демографической, социально-стратификационной  и нормативно-ценностной сферах жизнедеятельности  отечественного социума, но и поставили  вопрос о формах, механизмах и логике приспособительных стратегий, избираемых его членами.

Общественные отношения в современной  России характеризуются, в этой связи, серьезными и пролонгированными  проблемами оценки правомерности поведения индивидов и общностей. В социальной науке уже выделена и охарактеризована таксономия адаптационных стратегий, включающая как позитивные, так и негативные практики. К позитивным, как правило, причисляется такая традиционная активность индивидов, как приобретение образования, повышение квалификации, смена профессии, брак, и т.д. К негативным адаптационным практикам относят паразитизм и откровенно криминальную деятельность. Однако, это, так сказать, «морфология» адаптационных стратегий, что же касается содержательных аспектов, то они изучены в гораздо меньшей степени, хотя являются, по сути, определяющими характер и конечный эффект адаптации любой таксономии позитивной или негативной.

Целью курсовой работы является анализ и обобщение основных теоретических  положений, изложенных как в общетеоретических  трудах, так и учеными в области  права по вопросу о понятии, содержании, видах методов правового регулирования  общественных отношений в современный  исторический период. Исследование этих вопросов проводится с учетом роли государства в правовом регулировании  общественных отношений применительно  к новым экономическим и политическим условиям.

В связи с этим основными задачами курсовой работы являются:

• рассмотреть общественные отношения  как научную и правовую категорию;

• анализ теоретических положений  теории государства и права по вопросу о понятии, видах и  содержании методов правового регулирования  общественных отношений;

• на основе исследования теоретических  положений теории государства и  права, действующего законодательства, выявление современных способов правового регулирования общественных отношений;

• раскрытие роли и основных направлений  деятельности государства в сфере  правового регулирования общественных отношений.

 

  1. Понятие правового регулирования общественных отношений

 

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший  вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального  явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы  и справедливости.

Те общественные отношения, которые  подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового  регулирования. Есть объективные и  субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.2

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки  зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру  не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с  участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются»  нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между  супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время  прихода домой, место за кухонным столом и т.д.).3 Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

 

1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.

В системе социального регулирования  важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен знать, что в широком  смысле слова разностороннее воздействие  на общественные отношения оказывает  вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные  в юридические формы (в законы, другие нормативные правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего  понимать роль, значение правового  регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного  права.4

Позитивное право характеризуется свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения — эти свойства права позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное  практическим задачам, ставит целью  подготовить будущих юристов  к пониманию регулятивной роли законов  и других нормативных актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в  их взаимосвязи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно  назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в  целях упорядочения использования  земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие  норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и  противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может  считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные  участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых  ради наживы, непроизводительного использования  земли. Негативное влияние закона о  земле на общественные отношения  нельзя назвать правовым регулированием, поскольку это не входило в  цели законодателя и не соответствует  принципам права — упорядочить  жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой  ценностью, каковой является земля.5

Не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, пропаганда даже правовых идеалов через средства массовой информации не может быть отнесена к правовому регулированию как  специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие  права пересекается, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведение людей специально-юридическими способами и средствами, в свою очередь, оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования  как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических  способов и средств имеет смысл  в плане подготовки профессионалов-правоведов. Это позволит будущим юристам  детально ознакомиться с инструментарием  их профессиональной деятельности.

 

1.2. Предмет правового  регулирования

 

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все  социальные связи членов общества. На каждом конкретно-историческом этапе  общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера  правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового  регулирования заужена, когда не используются возможности права  для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех  областях человеческих отношений, которые  можно и нужно упорядочить  с помощью права. А когда сфера  правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного  государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности  поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.6

Во-первых, в сферу правового  регулирования должны входить те отношения, в которых находят  отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое  ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения  требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования  входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным выше признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Во вторую группу входят отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых способов и средств регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

От характера, вида общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, зависит степень  интенсивности правового регулирования, т. с. широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия  на общественные отношения.

Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений