Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:58, курсовая работа
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие правового регулирования общественных отношений…………….5
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6
1.2. Предмет правового регулирования…………………………………………8
1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..11
2. Механизм правового регулирования общественных отношений……….....12
2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12
2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21
3. Методы, способы и типы правового регулирования……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованной литературы…………………………………………...33
1.3. Пределы правового регулирования
Пределы правового
2. Механизм правового регулирования общественных отношений
2.1. Понятие механизма правового регулирования
Наиболее общим образом
Понятие механизм правового регулирования производно от понятия правового регулирования. Как и понятие правового регулирования, оно в рамках правоведения представляет собой методологическую категорию, конкретизированно выражающую требования материалистической диалектики по отношению к явлениям правовой действительности. В соответствии с этим понятие механизм правового регулирования обеспечивает такое четко философски сориентированное видение правовых явлений, которое дает возможность провести в общей теории права специально-юридический анализ философского уровня.7
Понятие механизм правового регулирования позволяет: не только собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и др. и обрисовать их как целостность (это достигается также и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в «работающем», системно-динамическом виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей; высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.8
Вместе с тем понятие механизм правового регулирования, хотя и производно от понятия правового регулирования, имеет самостоятельное высокозначимое место в категориальном аппарате общей теории права. Оно призвано отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны и, следовательно, обрисовать саму субстанцию права, т.е. элементы правовой системы, через которые осуществляется правовое регулирование.
Это обстоятельство в высшей степени
важно при рассмотрении тех вопросов
теории права, которые относятся
в основном к догме права и
технике юриспруденции и по своему
содержанию являются общими для отраслевых
юридических наук. Поскольку за исходные
при таком рассмотрении взяты
положения о МПР, постольку здесь,
при освещении специальных
Вместе с тем понятие МПР является достаточно емким и многогранным, допускающим и другие подходы к освещению средств правового воздействия. Эти подходы, позволяющие в ряде случаев использовать научный потенциал иных наук - психологии, общей социологии и др., - направлены на то, чтобы раскрыть те или иные, подчас весьма существенные, стороны процесса правового регулирования, свойственные ему механизмы.
Важно лишь, чтобы престижность соответствующего понятийного аппарата в терминологии не привела к неоправданному их использованию, а отсюда обесценению этой проблемы, утрате ею необходимой определенности: к такой ее постановке, при которой всякая последовательная связь между правовыми явлениями служила бы основанием для конструирования понятия механизма, к тому же подчас связанного со стремлением представить его чуть ли не единственно оправданным в научном отношении. Ведь при всей емкости и многогранности понятия МПР оно во всех случаях призвано показать системно-динамический срез правовой действительности, анатомию юридического воздействия.
Среди подходов к МПР, имеющих конструктивное
значение, следует выделить три: инструментальный,
т.е. специально-юридический
Можно предположить, что сам факт
наличия обособленных друг от друга
подходов к проблеме МПР - свидетельство
еще недостаточно высокого состояния
ее разработки. В этом плане, по-видимому,
наиболее теоретически значимых и практически
важных выводов можно ожидать
от исследований, в которых удастся
соединить указанные выше подходы.
Уже сейчас видна органическая связь
между особым построением глубинных
элементов правовой системы, которая
характеризует специально-
Этот аспект охватывает весь комплекс средств, весь юридический инструментарий, который «работает» в процессе правового регулирования.
Наряду с выделением в МПР
юридических норм, правоотношений и
других аналогичных средств
МПР в психологическом аспекте
характеризует происходящие в результате
правового регулирования
Перед нами, в сущности, своего рода
проекция способов правового регулирования
на психологическую сферу
Позитивное обязывание, опосредствующее
динамическую функцию, направлено на то,
чтобы сформировать побудительные
мотивы, поведения и обеспечить (в
конечном счете, преимущественно
И все же взятый в чистом виде данный способ правового регулирования предназначен для того, чтобы даже независимо от влияния иных факторов добиться при помощи многообразного комплекса юридических средств нужного эффекта.10
С сугубо юридической стороны возложение
обязанностей к активному поведению
представляет собой мощную «навязывающую»
силу и поэтому наиболее надежное
средство, направленное на достижение
намеченного социального
Иной характер имеет психологический МПР в плоскости дозволений и запретов.
Если подходить к
Между тем правовое регулирование,
осуществляемое при помощи дозволений
и запретов, - решающий канал воздействия
права на общественную жизнь, прямо
согласующийся с его
Прежде всего, юридический запрет,
хотя имеет в основном сдерживающий
характер, может оказывать немалое
воздействие на поведение людей:
ставить преграду возникновению
тех или других видов поведения,
ориентировать на возникновение
иных видов поведения и т.д. Такое
воздействие во многих случаях органично
для социальной жизни, ибо юридический
запрет со всем сопровождающим его
довольно жестким юридическим
Самое же существенное заключается в том, что юридическое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений, призвано дать простор материальным, духовным и иным внеправовым стимулам. Оно, следовательно, органически вплетаясь в экономические и другие основополагающие социальные процессы и тем самым обеспечивая закономерное, естественное функционирование всего социального организма, направлено на то; чтобы развивались наиболее важные духовные, психические качества личности, связанные с самостоятельной, инициативной деятельностью участников общественных отношений, с их социальной активностью, творческим отношением к делу. Тем более, что в ряде случаев (правда, в прямой зависимости от социального строя, от содержания правового регулирования и его соотношения с моралью) само предоставление тем или иным лицам в порядке дозволения субъективных прав ориентирует людей на желательный, одобряемый обществом и государством образ поведения и, стало быть, в какой-то мере может способствовать формированию социально оправданных побудительных мотивов такого поведения.
Понятие «механизм» в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.
С рассматриваемых позиций
Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию. В последующем, при более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.13
Следует отметить, что при всем
различии в возможных подходах к
МПР и вытекающем отсюда разнообразии
аспектов проблемы следует постоянно
держать в поле зрения тот из них,
который соответствует профилю
правоведения как теоретико-прикладной
области специальных
Это - инструментальная, специально-юридическая характеристика МПР, при которой в единстве рассматривается вся система правовых средств, призванная обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Как бы ни была важна сама по себе философская
(общесоциологическая) сторона изучения
тех или иных сторон правовой действительности,
логика проводимых в правоведении исследований
в соответствии с его теоретико-прикладным
профилем неизбежно ориентирует
эти исследования на проблемы прикладного,
практически значимого
Отсюда следует вывод, что в правоведении как теоретико-прикладной области знаний инструментальная, специально-юридическая характеристика МПР является центральной. Освещение всех иных проблем МПР, так или иначе, но всегда органически должно опираться на особенности специфически правовых средств юридического воздействия. В частности, все более углубляющееся исследование социального механизма действия права, по-видимому, окажется эффективным в той мере, в какой будут взяты на вооружение общетеоретические разработки, посвященные сложному и многогранному юридическому инструментарию, который призван обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений