Правовое регулирование общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие правового регулирования общественных отношений…………….5
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6
1.2. Предмет правового регулирования…………………………………………8
1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..11
2. Механизм правового регулирования общественных отношений……….....12
2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12
2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21
3. Методы, способы и типы правового регулирования……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани2.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Так, Ю.Г. Ткаченко рассматривает правоотношение в качестве «модели», да притом такой, которая является средством индивидуального  воздействия на поведение людей.24 Это вполне логично привело к выводу о том, что правоотношения принадлежат к основе МПР. Тем самым в трактовке Ю. Г. Ткаченко из механизма выпало срединное звено со всеми специфическими функциями, ему присущими, и МПР оказался состоящим из двух основных частей: моделирования поведения субъектов, фактического поведения. Вместе с тем Ю.Г. Ткаченко при освещении МПР высказала ряд интересных соображений, в том числе о «регионах» правовых средств, связанных с передачей правовой информации.25

Таким образом, потребность в различных  правовых средствах, действующих в  механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Выделяют следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: норма права; юридический факт или  фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; правоотношение; акты реализации прав и обязанностей; охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

 

3. Методы, способы  и типы правового регулирования

 

        В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет.

Дозволение - это предоставленная  субъектам возможность совершать  самим определенные активные действия в своих собственных интересах, при этом существует альтернатива - субъект может использовать или  не использовать эту возможность.

Позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности совершать  активные, позитивные действия. Это  приказ, долг совершать такие действия. 
Запрет - обязанность не совершать какие-то действия. Запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.

Таким образом, можно говорить о двух основных способах регулирования. Нормы права или предоставляют субъекту в тех или иных ситуациях юридическую возможность (субъективное право) совершения каких-либо действий, или возлагают на субъекта активную, либо пассивную обязанность (запрет). Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия. Управомоченный субъект по своему усмотрению использует дозволение. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора. Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответствующие действия, предписанные в норме.

Типы правового регулирования - это определенное сочетание способов регулирования - дозволения, обязывания и запрета, которые основываются на существующих в юридической практике и теории формулах.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение. Он обычно формулируется так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливается строго и четко сформулированные запреты. Объем запретов невелик, а объем дозволений не определен (все, что не запрещено законом). Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков). Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т.д.). Этот тип характерен для отношений, регламентируемых гражданским правом. Способствует (хотя бы не препятствует) проявлениям инициативы, самостоятельности, гражданской активности.

Разрешительный тип регулирования основывается на формуле: дозволено только то, что прямо разрешено законом, т.е. на общем запрете како- го-либо вида действий, деятельности. Участник правовых отношений подобного типа может совершать действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Он присущ отраслям права, связанным с государственным управлением. В законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий. Все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. 
Выбор того или иного типа правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующему прогрессу.

Метод правового регулирования - это определенная совокупность способов, приемов и других средств правового регулирования,используемых той или иной отраслью права. Метод той или иной отрасли права проявляется в характере правового положения субъектов (например, субъекты гражданского права равноправны, административного - находятся в отношениях властеподчинения и т.п.). В основаниях возникновения правоотношений (в гражданском праве - сделки, в уголовном - преступления, в административном - акты соответствующих органов и административные проступки и т.д.). В характере санкций (наказания - в уголовном, административные взыскания - в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков и т.д. - в гражданском праве). Таким образом, разнообразие общественных отношений, входящих в сферу и пределы правового регулирования порождает различие не только вспособах, типах, но и в методах правового регулирования. В зависимости от вышеизложенного выделяют следующие основные методы.

1.Императивный(или метод централизованного регулирования или метод субординации). Признаки метода: а) отношение власти и подчинения;

б) вариант поведения строго задан; в) никакие отклонения от него не допускаются. 
При его помощи регулируется отношения, где приоритетным является общесоциальный интерес, который выражает, прежде всего, государство. Поэтому этот метод в основном используется в публично-правовых отраслях.

2.Диапозитивный(или метод децентрализованного регулирования или метод координации). Признаки метода: а) равенство субъектов; б) наличие взаимных прав и обязанностей; в) закон устанавливает лишь общие рамки поведения, внутри которых субъекты права сами определяют вариант своего поведения.

Применяется для регламентации  отношений субъектов гражданского общества при удовлетворении своих  частных интересов, т.е. в сфере  отраслей частного права.

Заключение

 

Анализ разнообразных юридических  форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие  из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов  можно достичь, используя те или  иные юридические средства в том  или ином их сочетании.

Исследование механизма правового  регулирования позволит вооружить  законодателя набором инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового  регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Правовое регулирование – форма  регулирования общественных отношений, посредством которой поведение  их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися  в нормах права. Правовое регулирование  предполагает осознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых  содержится государственная воля, выступающая  в виде требований-обязанностей и  дозволений-прав. Механизм правового  регулирования соответствующих  общественных отношений включает такие  элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д.

Субъекты права при этом так  или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее  установленному правопорядку. Отклоняющееся  поведение образует правонарушения.

Т.о., правовое регулирование –  это процесс воздействия государства  на общественные отношения с помощью  юридических норм (норм права). Регулирование  общественных отношений основывается на предмете и методе правового регулирования. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, отношения, связанные с государственным управлением, являются предметом административного права. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения.

Четкость и эффективность механизма  правового регулирования общественных отношений зависит от правильного  толкования норм права и уровня правосознания  субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного  смысла правовой нормы, знание официальных  разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования  общественной жизни. И, безусловно, чем  выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся  в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Генеральной целью правового регулирования  является установление такого порядка  в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них  принципам социальной справедливости – это правопорядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев С.С. Общая теория  права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая  литература», 2012. - С. 9.

2. Баранов В. М. Поощрительные  нормы советского социалистического  права. - Саратов, 1978. - С. 30. 

3.Васильев Д.А. Теория государства и права. Учебник для студентов вузов - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Аспкет Пресс,2012. - 192 с.

4. Власов В. И. Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений, Р-н-Д - 2012 г.

5. Евсеева Л.А. Проблемы эффективности правовых норм в современной России. - Чебоксары, 2011. - С. 62. 

6. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. - М: Экзамен, 2011. - С. 147.

7. Дрейшев Б.В. Правотворческие отношения в советском государственном управлении. - Л., 1978. - С. 26, 52. 

8. Игнатенкова К.Е. Способы правового регулирования: общетеоретический аспект - Саратов, 2012. - С. 33-34.

9. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права // Сов.государство и право. 1970. - № 10. С 37-44.

10. Лустова О.С. Понятие, критерии и условия эффективности правовых норм. - Челябинск, 2012. - С. 22. 

11. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник - М.: Издательство Юрайт, Юрайт-Издат, 2010 - 251 с.

12. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,2012г.

13. 0сновы права.// Толстого Ю.П. - М.: « ЗНАНИЕ», 2012, стр. 99.

14. Теряевский С.А. Способы правового регулирования: проблемы теории и практики. - М., 2011. - С. 91.

15. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2011г.

16. Теория государства и права. Учебник. / В.К. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доб. М.: Юристъ., 2011. - 540 с.

17. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. - М.: Формула права, 2010. - С. 140.

18. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. - М., 1980. - С. 106 -107, 123. 

19. Чашин А.Н. Теория государства и права. - М., 2011. - С. 400.

20. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт -М.,2011г.

1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник - М.: Издательство Юрайт, Юрайт-Издат, 2010 - 251 с.

2 0сновы права.// Толстого Ю.П. - М.: « ЗНАНИЕ», 2012, стр. 99.

3 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2011г.

4  Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт -М.,2011г.

5 Теория государства и права. Учебник. / В.К. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доб. М.: Юристъ., 2011. - 637 с.

6 Васильев Д.А. Теория государства и права. Учебник для студентов вузов - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Аспкет Пресс,2012. - 192 с.

7 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 2012. - С. 9.

8 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. - М: Экзамен, 2011. - С. 147.

9 Чашин А.Н. Теория государства и права. - М., 2011. - С. 400.

10 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,2012г.

11 Теория государства и права. Учебник. / В.К. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доб. М.: Юристъ., 2011. - 637 с.

12 Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права // Сов.государство и право. 1970. - № 10. С 37-44.

13 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. -- М.: «Юридическая литература», 2012. - С. 18.

14  Дрейшев Б.В. Правотворческие отношения в советском государственном управлении. - Л., 1978. - С. 26, 52. 

15 Лустова О.С. Понятие, критерии и условия эффективности правовых норм. - Челябинск, 2012. - С. 22. 

Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений