Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:43, курсовая работа
В настоящее время “демографический взрыв” и нерациональное природопользование привели к экологическому кризису, который имеет глобальный характер.
Глобальный экологический кризис распространяется или уже распространился на всю нашу планету Земля. Поэтому традиционные методы выхода из кризисных ситуаций уже не годятся. Неправильное же решение проблем может привести к гибели всего человечества. Следует принципиально изменить способы производства, нормы потребления и объемы использования природных ресурсов, т.е. перейти к рациональному природопользованию. За изменениями в биосфере, отрицательными и положительными, необходимо вести постоянные наблюдения. Рациональное природопользование, как и любая хозяйственная деятельность, невозможны, если они не будут экономически стимулированы.
Введение 3
1. Объект и предмет правоотношений в сфере экологии 4
1.1 Экологическая система как объект правового регулирования 6
1.2 Содержание и источники экологического права 8
1.3 Принципы охраны окружающей среды 10
1.4 Объекты охраны окружающей среды 13
2. Государственное регулирование экологических правоотношений 14
2.1 Государственное управление охраной окружающей природной средой и использования природных ресурсов 16
2.2 Виды и система органов государственного управления по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов 18
2.3 Правовые основы борьбы с экологическими правонарушениями 19
2.4 Юридическая ответственность за экологические правонарушения и нарушения требований законадательства по охране окружающей среды 22
2.5 Международное сотрудничество в целях охраны природы 23
2.6 Опыт разных стран по охране окружающей среды 26
Заключение 29
Литература 31
- Постановления и распоряжения Правительства РФ;
- Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
- Нормативные правовые акты министерств и ведомств;
- Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- Локальные нормативные правовые акты;
- Правовой обычай.
Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут быть квалифицированы как кодификационные. К таковым следует отнести прежде всего Закон РФ «Об охране окружающей среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирующие общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окружающей природной среды.
1.3 Принципы охраны окружающей среды
Источником основополагающих принципов экологического права является Конституция РФ. Данный комплекс конституционных норм выделяет в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей среды, устанавливает общеправовые принципы приоритета охраны природы, закрепляет ответственность нынешнего поколения перед будущим, а также предусматривает экологический суверенитет страны, устанавливая конституционный правопорядок. Основные принципы экологического права перечислены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
1.4 Объекты охраны окружающей среды
Объекты охраны окружающей среды:
1. Объектами охраны
окружающей среды от
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух,
озоновый слой атмосферы и
околоземное космическое
2. В первоочередном
порядке охране подлежат
3. Особой охране подлежат
объекты, включенные в Список
всемирного культурного
2. Государственное регулирование экологических правоотношений
Охрана окружающей среды, отнесенная к совместной компетенции России и ее субъектов, нуждается прежде всего в федеральном регулировании (основанном на взаимодействии Федерации и ее субъектов), реализуемом с помощью комментируемого Закона: законодательные акты субъектов Федерации целесообразны и законны при неурегулированности экологических вопросов Российской Федерацией, при необходимости конкретизации, детализации предписаний федеральных законов или по вопросам самостоятельной компетенции субъектов Российской Федерации.
К организационно-правовым формам центральных органов федеральной исполнительной власти относятся федеральные надзоры России, которые в пределах своей компетенции осуществляют государственное нормативное регулирование вопросов безопасности, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Такими органами можно считать Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) и др.
Правительство Российской Федерации утвердило ряд положений о полномочиях отраслевых органов управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это положения о горном и промышленном надзоре России; о Комитете Российской Федерации по рыболовству; о Комитете по водному хозяйству; о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию и др.
Государственный комитет Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет Российской Федерации возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.
Решение вопросов рационального
использования природных
Соблюдение нормативов и правил экологической безопасности обеспечивается государством с помощью трех рычагов:
- созданием системы современного законодательства;
- эффективного административного контроля;
- внедрением культуры граждан.
Развитие системы
Управление в сфере экологии и природопользования - это деятельность не только по осуществлению прав органов управления, но и деятельность по выполнению ими обязанностей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, выступает как правовой институт экологического права.
2.1 Государственное управление охраной окружающей природной средой и использования природных ресурсов
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.
Таким образом, предусматривается компетенция городов, районов, поселков, станиц, сельских округов в области охраны окружающей среды, которые:
- осуществляют управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории; обеспечивают проведение мероприятий по охране окружающей среды, соблюдение природоохранительного законодательства, соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод;
- информируют население об экологической обстановке, сообщают в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании, принимают в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде
В соответствии с Конституцией практика вырабатывает различные формы реализации требований Закона об охране окружающей природной среды: принимаются законы субъектов Российской Федерации о природопользовании, заключаются договоры о передаче и разграничении экологических функций, о порядке взаимодействия специально уполномоченных государственных органов.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими и биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. На Правительство РФ возложены задачи определения порядка организации и деятельности государственной службы наблюдения:
- Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет общее руководство и координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира; обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банка данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании;
- организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства, комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей среды;
- ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей среды);
- Министерство природных ресурсов РФ (наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов);
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (мониторинг охотничьих ресурсов, рыб, других водных животных и растений);
- Федеральная служба лесного хозяйства России (мониторинг лесов);
- Федеральная служба геодезии и картографии России (осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения Единой государственной системы экологического мониторинга);
- Федеральный горный и промышленный надзор России (координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, мониторинг обеспечения промышленной безопасности);
- Министерство здравоохранения РФ (мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения).
Актуальность исследования государственного управления охраной окружающей среды на уровне субъекта РФ обусловлена также рядом многоуровневых причин: наличием существенных противоречий между экологической политикой Российской Федерации и ее субъектов, реальным качеством природной среды и состоянием природных ресурсов; нестабильностью экономики и политической системы, отрицательно влияющих на экологическую ситуацию региона; ростом преступных посягательств на природные ресурсы и природную среду; искусственными препятствиями в получении достоверной информации о качестве природной среды и состоянии природных ресурсов, о деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны природной среды.
Таким образом, изучение
проблемы государственного управления
охраной природной среды
2.2 Виды и система органов государственного управления по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов
В 2004г. Россия ратифицировала Киотский протокол и, следовательно, взяла на себя ряд обязательств по регулированию выбросов парниковых газов.
Ведется работа по модернизации и упорядочению экологического законодательства. В 2006г. были приняты новые редакции Водного и Лесного кодексов РФ. Оба кодекса введены в действие с 1 января 2007г. Тем не менее требуется дальнейшее совершенствование законодательства в этих областях, а также принятие ряда подзаконных актов.
В 2007г. был рассмотрен и одобрен ряд ключевых федеральных законов, регулирующих различные аспекты использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.