Правовые основы охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время “демографический взрыв” и нерациональное природопользование привели к экологическому кризису, который имеет глобальный характер.
Глобальный экологический кризис распространяется или уже распространился на всю нашу планету Земля. Поэтому традиционные методы выхода из кризисных ситуаций уже не годятся. Неправильное же решение проблем может привести к гибели всего человечества. Следует принципиально изменить способы производства, нормы потребления и объемы использования природных ресурсов, т.е. перейти к рациональному природопользованию. За изменениями в биосфере, отрицательными и положительными, необходимо вести постоянные наблюдения. Рациональное природопользование, как и любая хозяйственная деятельность, невозможны, если они не будут экономически стимулированы.

Содержание

Введение 3
1. Объект и предмет правоотношений в сфере экологии 4
1.1 Экологическая система как объект правового регулирования 6
1.2 Содержание и источники экологического права 8
1.3 Принципы охраны окружающей среды 10
1.4 Объекты охраны окружающей среды 13
2. Государственное регулирование экологических правоотношений 14
2.1 Государственное управление охраной окружающей природной средой и использования природных ресурсов 16
2.2 Виды и система органов государственного управления по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов 18
2.3 Правовые основы борьбы с экологическими правонарушениями 19
2.4 Юридическая ответственность за экологические правонарушения и нарушения требований законадательства по охране окружающей среды 22
2.5 Международное сотрудничество в целях охраны природы 23
2.6 Опыт разных стран по охране окружающей среды 26
Заключение 29
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по правоведению 2012.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982г.) и по другим соглашениям  и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенций: о сохранении живых ресурсов в Балтийском море (1973г.); о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973г.); о защите Черного моря (ратифицирована в 1993г.); о сохранении водно-болотных угодий (1971г.) и многих других. В июле 1992г. Россия стала членом Конвенции о биологическом разнообразии.

2.6 Опыт разных стран по охране окружающей природы

Интерес представляет опыт США по привлечению племен коренных народов (индейцев, эскимосов) к сохранению природной среды и ресурсов. В руководящих органах крупных племенных объединений имеются структуры, отвечающие за экологию и природопользование. Племена участвуют в природоохранных программах федерального Агентства по защите окружающей среды, в рамках которых принимаются правовые акты, ведется управление лесными ресурсами, мониторинг состояния воздуха, решаются вопросы обеспечения чистой водой, проблемы охотничьих и рыбных промыслов, сокращения и переработки отходов. В этих программах также принимают участие местные сообщества, негосударственные коммерческие организации, частные предприятия, федеральные и региональные органы исполнительной власти. Это позволяет объединить усилия, знания и ресурсы различных структур.

В Канаде действует развитое законодательство в области экологической защиты. Одним из базовых правовых актов является Закон «Об окружающей среде» (1971 г.). В целом, в области охраны окружающей среды действует более двадцати законов. Закон «О защите окружающей среды» (1999 г.) позволяет чиновникам работать по ряду преступлений, не используя систему суда, что дает возможность быстрее устранить нарушения. Используется такой подход в тех случаях, когда нарушитель имеет хорошую репутацию, сотрудничает с органами власти в устранении недостатков. Защитой дикой природы занимаются три канадских ведомства: Окружающей среды, Рыболовства и океанов, Агентство канадских парков. Действуют нормативные и правовые акты: Конвенция по биологическому разнообразию, законы «О дикой природе», «О рыболовстве», «Об океанах», «О национальных морских заповедниках», «О национальных парках».

Экологическое законодательство Европейского союза направлено на защиту от загрязнения воды и воздуха, риски  в области энергетики, контроль уровня шума. Общие основы экологической политики изложены в программе «Окружающая среда - 2010: наше будущее, наш выбор» на 2002-2012 годы. Среди основных разделов:

1. Природные ресурсы  и отходы. Цель — повышение  эффективности использования ресурсов, их переработки; уменьшение числа  отходов. 
Мероприятия: повышение налога на добычу и использование ресурсов; ограничение субсидий, способствующих перерасходам ресурсов; повторная переработка;

2. Биологическое разнообразие. Цель — защита экосистем, предотвращение  исчезновения видов. Мероприятия: разработка общеевропейских механизмов по защите почв, лесов, растений и животных, природных ландшафтов;

3. Окружающая среда  и здоровье. Цель — снижение  рисков негативного экологического  влияния на здоровье человека.

В 2007г. был принят Экологический  кодекс Казахстана. Эксперты относят его к лучшим в международном экологическом праве. 
Кодекс устанавливает общие экосистемные принципы охраны природных ресурсов как компонентов окружающей среды и предусматривает комплексное и системное реформирование экономического регулирования охраны окружающей среды. В частности, в кодекс включены такие виды механизмов экономического регулирования, как планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; налоги и плата за специальное природопользование; экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде; экономическое стимулирование охраны окружающей среды; экологическое страхование.

Экологические кодексы  существуют, например, в Швеции и  во Франции. Германия обсуждает проект экологического кодекса уже на протяжении десяти лет, несмотря на сильное влияние партии зеленых в этой стране. Эксперты объясняют промедление тем, что немецкие законодатели должны кодифицировать порядка 1 тыс. законов, а также 500 подзаконных актов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В настоящее время проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и регионов, а приобрели глобальный характер. В мире сложилась такая ситуация, когда саморазвитие человеческой цивилизации ставит выживание человека под реальную угрозу экологической катастрофы. Поэтому проблемы экологической безопасности могут быть решены совместными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций.

Спасение человечества от страшной экологической беды, сохранение нашей цивилизации должно стать мировой объединяющей идеей.

Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Федеральный закон  Российской Федерации «Об охране окружающей среды» устанавливает, что «Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды».

В рамках современного международного права сложилась самостоятельная  отрасль права, регулирующая отношения  между государствами по обеспечению  экологической безопасности в мировом  масштабе – международное экологическое право.  

Наиболее масштабным  и  значительным  является  химическое загрязнение среды несвойственными  ей  веществами  химической природы. Среди  них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения.  Прогрессирует и накопление углекислого  газа в атмосфере.  Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную  тенденцию  в  сторону повышения среднегодовой температуры на планете.

Вызывает тревогу у экологов   и продолжающееся загрязнение Мирового  океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать  существенные нарушения  газо-  и водообмена между гидросферой и атмосферой.    Не вызывает сомнений и значение химического  загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы.  В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

В завершение своей работы хотелось бы отметить, что все-таки, несмотря на все попытки государства и правительства оздоровить окружающую среду, экологические отношения продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении.

Промышленные предприятия  в погоне за сверхприбылью пытаются всячески обойти нормы экологического права. К сожалению, контролирующие органы не могут или не хотят применять к нарушителям должные меры взыскания. Безнаказанность и безответственность чиновников всех уровней пагубно скажется на экологической ситуации в стране и соответственно на здоровье настоящего и будущего поколений людей.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Комментарий. - М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2002.

2. Дубовик О.Л. Экологическое право России. - М., 2006.

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 27904

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Правовые основы охраны окружающей среды